НОД для детей средней группы детского сада “Зимнее приключение” речевое развитие.

Автор: Шипкина Ольга Вадимовна

воспитатель МБДОУ Детский сад № 91, комбинированного вида, г. Владикавказ

НОД для детей средней группы детского сада “Зимнее приключение” речевое развитие.

Конспект НОД по развитию речи средняя группа.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

Возрастная группа 4-5 лет
Тема «Зимние сказки»
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Цель: расширение представления о зимних сказках.

Основные цели и задачи по программе Веракса о рождения до школы.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

 

Задачи:
Обучающие: 
– закрепление словаря по теме «Зима» использование описательных прилагательных (какой снег, снеговик, снегурочка);

упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

употребление в речи родительного падежа.

Развивающие:
– способствовать развитию эмоциональной лексики;
– развивать самостоятельную связную речь с опорой на дидактический материал;
– развивать речь детей, память, зрительное восприятие, внимание, любознательность;
Воспитательные:
– воспитывать любовь к сказке.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы: словесный (вопросы, загадки, беседа); наглядный (ИКТ); практический (дидактические игры)
Материалы и оборудование: презентация, снежинки в корзине, письма (4 штуки), картинки с животными и следы животных на липучках, волшебная коробка, снежные медальки на каждого ребенка.

Ход НОД:

  • Мотивационно – побудительная: 
    Орг. Момент: 

Воспитатель; Здравствуйте, ребята. У меня сегодня отличное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. Скажем гостям, здравствуйте и улыбнемся, подарим свое отличное настроение.

(1 слайд) 

Воспитатель; Ой, а это кто? (снеговик) посмотрите, а какой он? (грустный, белый, с морковкой, холодный)

Ребята снеговик мне говорит, что он снеговик-почтовик, вез письма Деду Морозу. Но подул сильный ветер, и все письма разлетелись. И он не знает, что ему делать» Как вы думаете, что ему делать, ведь письма должны попасть к деду морозу. (надо найти письма) отлично, а вы хотите помочь снеговику? Как мы ему поможем? ( будем искать письма)

Для этого нам надо отправиться в зимнее приключение. Мы немного покружились, а затем остановились.

2 слайд 

Картинка со снегом и музыкой (музыку включить громко и убавить через сек 5)

Посмотрите, пожалуйста на картинку, 

Какое это время года? (зима)

Что происходит зимой? (идет снег, становится холоднее, улетают птицы, день становится короче)

Что такое падает на картинке? (снег) а снег какой? (белый, холодный, легкий, пушистый)

А у меня тоже есть снег. Посмотрите, пожалуйста в корзиночке.

Да, здесь снежинки, давайте возьмем их в ладошку и подуем на них. (дуем, не надувая щеки, дыхательная гимнастика) здорово и у нас теперь пошел снег. Воспитатель; как здорово у всех получилось, а сейчас положим их обратно в корзинку. (поднимает корзинку, а там 1 письмо снеговика.

Ребята, посмотрите, что мы нашли? Здесь, что-то написано: «Чтобы второе письмо найти в зимнюю сказку скорее иди»

Воспитател А поможет нам в этом загадка.

Дед и баба вместе жили, 

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как дочурку величали?

 (3 слайд) Снегурочка

Дидактическая игра «Назови ласково»

Посмотрите вот она Снегурочка (показываю картинку с изображением Снегурочки). Ребята а какая она, снегурочка? ( красивая и нарядная, добрая) наша Снегурочка. Скажите, во что одета Снегурочка?

Дети: шубка, шапка, варежки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она одета в шубку, шапку и варежки?

Дети: Потому что на улице зима, и чтобы ей не было холодно зимой.

А еще согревают ласковые слова.

Давайте согреем всех, кто на картинке, назовем ласково.

Снегурочка – снегурушка.

Лиса – лисичка, лисонька
Белка – белочка
Заяц – зайчик, зайчишка, заинька, зайка.

Птицы – птички, пичужки.

Синица – синичка

Снегирь –  снегирек, снегирюшка, снегиречек.

А теперь Снегурочке шапку теплее сделаем, назовем ласково.

Шапка – шапочка

Шуба – шубка

Варежки – варежечки
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как называется эта зимняя сказка? (Снегурочка) Посмотрите у Снегурочки второе письмо. На 4 слайде появляется письмо. Воспитатель читает: «третье письмо найдешь, если от волка уйдешь»

4 слайд 

Осетинская сказка «Волк и лиса»

Это осетинская сказка «Волк и Лиса»

Ребята, а вы знаете такую сказку? Хорошо послушайте, только внимательно.

 Волк состарился и не мог прокормить себя. Долго он думал, как себя прокормить. И пустил слух среди животных леса, что заболел смертельно и теперь валяется в своей пещере. Звери стали навещать больного. К пещере волка вело много следов, а обратно было не видно ни одного следа. Наконец лиса решила навестить волка, но остановилась она подальше от пещеры. 

Да оставят тебя волк болезни твои! Мне давно надо было посетить тебя, ведь ты старейшина нашего рода, и все мы должны тебя уважать!

Благодарю тебя лиса, но зайди ко мне в пещеру…

Подойди ближе ответил ей волк

Лиса смотрит на следы зверей, которые ведут только в пещеру, и говорит:

Нет, старейшина, извини меня! У меня нет времени, чтобы зайти к тебе в пещеру. Да и удивительно: к тебе ведет много следов, а от тебя ни одного не видно. Сказала лиса и ушла к себе домой.

Воспитатель; Ребята, почему из пещеры волка нет следов других животных? Что с ними случилось, почему они не вышли из пещеры. (волк их спрятал и не выпускает)

Воспитатель; А давайте поможем животным выбраться из пещеры волка? Вот животные (картинки с липучками лежат на столе) вот посмотрите здесь животные, а здесь их следы. Чтобы животное выбралось из пещеры, нужно приклеить правильный след. Посмотрите внимательно след волка с коготками на снегу они с маленькими точками, след лисы без коготков, а след зайчика выглядит так. (показ)

Давайте посмотрим это след кого? (волка)

Это след кого (лисы)

Это след кого (зайца)

Надо найти и остальные следы. После работы индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами помогли выбраться из лап волка лисичке и зайке. За картинкой волка, воспитатель находит третье письмо, читает: «четвертое письмо лежит, там, где снег лежит» а поможет нам найти письмо игра с пальчиками.

5 слайд

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками “идем” по ладошке)
Бабу снежную слепили (катаем ручками “комок”)
Птичек крошками кормили (“кормим птичек “)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки  то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели (“едим суп”), 
спать легли (ладошки под щечку).сделаем 2 раза

7 слайд письмо.

Воспитатель достает письма которые лежат на коробке, показывает что нашли и

отправляем Снеговику по волшебной коробке. 

8 слайд

Ребята, посмотрите, какой стал снеговик? (радостный, веселый, красивый, яркий, нарядный) радостный снеговик с письмами. 

Воспитатель: ой, ребята, слышу что-то?

Из коробочки воспитатель достает зимние медальоны. Ух ты снеговик нас благодарит и дарит нам медальоны.

Вот и закончилось наше приключение, пора возвращаться. Мы не много покружились, а затем остановились.

6 слайд снег и музыка звучит 5 сек. Громко дальше тихо для фона.

 Молодцы, ребята, вы отлично справились.
III. Рефлексия: 

Дети где мы были?
что мы с вами делали? (искали письма, помогали снеговику)

В каких сказках мы побывали? (Снегурочка, волк и лиса)

С какой сказкой познакомились (волк и лиса)

Кому вы можете рассказать сказку? (папе маме другу)

Молодцы, давайте скажем всем до свидания и пойдем в группу, расскажем сказку своим друзьям.

 

 

 

НОД для детей средней группы детского сада “Зимнее приключение” речевое развитие.
Пролистать наверх