ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Методическое пособие для педагогов и родителей МКДОУ).

Автор: Шишкина Светлана Васильевна

инструктор по физической культуре МКДОУ №1 “Улыбка” ЗАТО п. Солнечный

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Методическое пособие для педагогов и родителей МКДОУ).

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

_______________________________________________________

Шишкина С. В.

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Методическое пособие для педагогов и родителей МКДОУ)

2020г.

Актуальность темы

В настоящее время ценность здоровья человека, здоровый образ жизни является одним из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Па современном лапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, она беспокоит самих родителей. А между тем, неправильная осанка, особенно в период роста и развития организма способствует возникновению  деформации скелета, при этом ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, выделительной и половой системы, повышается утомляемость организма, снижается аппетит. Отсюда видно, что эта проблема очень актуальна в настоящее время.

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относился к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. (С.Н. Попова, 2006).

По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% детей   дошкольного   возраста.   Несмотря   на   меры,   которые   пытаются предпринимать учителя и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти.

В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и доступны пожилым людям. 

Мячи большого размера – фитболы – появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения.  Фитбол  в переводе с английского означает “мяч для опоры”, который используется в оздоровительных целях. 

В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране – около 8 лет. Программы по  фитбол-гимнастике  и  фитбол-аэробике  уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. 

Специалисты предполагают, что использование упражнений фитбол-гимнастики на занятиях с детьми, имеющими различные типы нарушения осанки являются эффективным средством её коррекции. Одним из эффективных методов является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах (фитболах) разного диаметра и конфигурации помогает нам расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации. Фитбол имеет определенные свойства, используемые для оздоровительной, воспитательной и образовательной целей. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но с каждым годом их количество увеличивается на 10-15% (по данным сайта medikall.ru).

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия, уже в позиции «сидя на мяче» включать в работу те или иные группы мышц. Работа на подвижном, постоянно «желающим» его уронить мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. 

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком. (Приложение диаграммы)

 

Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика.

С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата ребенка, психики и степени развития мышечного корсета. В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности.

Бытовыми причинами деформации опорно-двигательного аппарата являются:

  • отсутствие     навыков     правильного     стояния     (равномерного распределения тяжести тела на обе ноги);
  • неумение сохранить правильную позу во время сидения за столом (сильный наклон плеч вперед);
  • длительная опора на левый или правый локоть;
  • большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже могут сами характеризовать правильную осанку.

Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию. плаванию, музыкальных занятиях и т. д. В старших возрастных периодах родители осуществляют контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. Детям необходимо как минимум:

  1. Обеспечить условия для формирования правильной осанки прежде всего перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие.
  2. Знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь.
  3. Сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор – позвоночнику. Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений. Их в арсенале лечебной физической культуры очень много.

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и педагогов.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит и во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.


Проблемы нарушения осанки в наши дни актуальны практически для всех детей, а особенно для младших школьников, хотелось бы обратить внимание на самые важные моменты формирования осанки. Наука указывает, что 86% наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это   предпосылка к развитию многих хронических болезней.

Осанка  привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции всех органов и систем организма, как единого целого.

Осанка человека зависит от ряда анатомических, физиологических и социальных факторов.

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. 

Правильная осанка, как любая сложно-координационная деятельность, не возникает сама по себе. Ее нужно формировать, как и все двигательные навыки, с самого раннего детства, пока тело еще строится, пока оно послушно.

 

Физиологическое обоснование воздействия физической культуры при нарушениях осанки.

       Физическая культура – метод естественно-биологического
содержания, в основе которого лежит использование основной
биологической функции организма – движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности. (В.А.Епифанов, Г.Л. Апанасенко 1990 г.)

Занятия лечебной физической культурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма, к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной физической культуры – специально организованные, методически оформленные физические упражнения. 

Физические упражнения подбираются в соответствии с возрастом и физической подготовленностью занимающихся. Продолжителыюсть занятий в среднем от 15 до 45 мин. На занятиях используется принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаются дыхательные

Упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Как правило, темп в занятиях должен быть средним, все упражнения следует выполнять ритмично, без рывков и чрезмерных усилий.

Физические упражнения могут быть с предметами и без них, они могут быть направлены на выработку координации движений, на равновесие, могут быть связаны с преодолением сопротивления или с расслаблением мышц или же проводится в статическом напряжении. Эффективность определяется показателями общего состояния занимавшегося, его адаптацией к нагрузке, состоянием внутренних органов, координацией движений, тонусом мышечной системы. (О.Н Моргунова, 2005 г.).

     

Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на  фитболах . 

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений  фитбол-гимнастики  как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: 

– для укрепления мышц рук и плечевого пояса; 

– для укрепления мышц брюшного пресса; 

– для укрепления мышц спины и таза; 

– для укрепления мышц ног и свода стопы; 

– для увеличения гибкости и подвижности в суставах; 

– для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; 

– для формирования осанки; 

– для развития ловкости и координации движений; 

– для развития танцевальности и музыкальности; 

– для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов). 

Большое количество и разнообразие упражнений на  фитболах  требует их упорядочения и, следовательно, классификации, что, в свою очередь, позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения в программах. 

      Действие физических упражнений многообразно. Оно проявляется комплексно (например, в виде одновременного тонизирующего и трофического влияния). В зависимости от отклонения осанки можно подобрать такие специальные физические упражнения и такую дозировку нагрузки, которые обеспечат преимущественное действие одного механизма.

Противопоказания к занятиям физической культурой чаще всего бывают лишь временными. Ее нельзя применять в остром периоде заболевания и при состояниях, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме.

Эти противопоказания учитывают при занятиях фитбол- гимнастикой.

Основные задачи фитбол-гимнастики:

Оздоровительные:

  1. Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-

          двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно – сосудистой,             

          дыхательной систем и координационных способностей.

  1. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка.
  2. Приобщение детей к здоровому образу жизни выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
  3. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.

Образовательные:

  1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей. Развитие физических качеств.
  2. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий. Усвоение элементарных знаний об окружающем мире, познание собственного тела и его многочисленных возможностей.
  3. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

Воспитательные: 

  1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека.
  1. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.
  2. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

 

Средства  фитбол-гимнастики

 

  • Гимнастические упражнения разновидности ходьбы, бега, прыжков; ОРУ.
  • Основные (базовые) движения аэробики, соединенные в блоки и комбинации.
  • Танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев.
  • Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний.
  • Подвижные и музыкальные игры и эстафеты.
  • Упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры.

 

Общие методические требовании к занятиям:

  • занятия проводятся с группой по 4-8 детей.
  • продолжительность занятия – 30 минут.
  • на каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого и радостного настроения, чтобы способствовать освоению необходимых навыков, поэтому желательно чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение.

занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной,   

заключительной.

Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть занимает 5-7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части – 15-20 минут.

        Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части 3-5 минут. 

В занятия следует включать как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, так как ряд требований, например укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, важны для коррекции деформаций позвоночника при разных типах нарушения осанки.

В итоге проводится зачет по контролю индивидуальных упражнений ребенка, тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома. Подвижные игры – занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия. (А.А.Потапчук, С.В.Матвеев, М.Д. Дидур, 2007).

Особенности проведения занятия фитбол-гимнастикой

Фитбол-гимнаетика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300кг. Мяч (его масса равна примерно 1 кг.) используется как тренажер, как предмет и как утяжелитель.

На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей от 6 до 10 лет – 55 см; для детей ростом от 150-165 см. нужен мяч диаметром 65 см.

        При посадке на мяч угол между бедром и голенью должен быть равен 90° (Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче).

Мяч может быть накачан до максимального упругого состояния, тогда он используется в спортивных тренировках при занятиях фитбол-гимнастикой. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Упражнения па фитболе выполняются из разнообразных исходных положений:     

   –    лежа на спине, 

   –    лежа на животе, 

   –    сидя.

Упражнения в исходном положении сидя способствует тренировке мышц тазового дна. 

Выполнение упражнений на фитболе из исходного положения лежа на животе или на спине гораздо тяжелей, чем аналогичных упражнений на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные группы мышц, превосходно решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Фитболы  позволяют максимально индивидуализировать лечебно воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.

Методические рекомендации для педагога  при проведении занятий фитбол-гимнастикой.

  1. Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий.
  2. Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.
  3. Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную, основную и заключительную части.

В подготовительной части занятия (10-15% продолжительности всего занятия) надо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установке стон. В основной части (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитания воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительной части занятия (10-15% времени) необходимо обеспечить мое тененное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.

  1. Подбирать фитбол каждому ребенку по росту для большей устойчивости ноги в опоре стопами на пол.
  2. Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
  3. Проследить, чтобы па детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
  4. Начинать занятия с простых И.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  5. Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
  6. Исключить во время занятий быстрые и резкие движения. Интенсивное напряжение мышц может вызвать нарушение вертебробазилярного кровообращения.
  7. При выполнении упражнений из И.п. лежа не задерживать дыхание. Не злоупотреблять статическими упражнениями в И.п. лежа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.
  8. При выполнении упражнений в положении лежа па животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается наклон и запрокидывание головы вперед-назад, поскольку это приводит к усилению шейного лордоза и появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине нельзя увлекаться прыжками па фитболах.
  9. При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
  10. При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками па полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов.
  11. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
  12. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
  13. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.
  14. Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
  15. Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на различные группы мышц из различных исходных положений. В основной части занятие целесообразно использовать 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительной части занятия целесообразно включить игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
  16. С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.
  17. С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своею тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).
  18. Упражнения могут выполняться в течении целого занятия. С детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия. Например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнений, в заключи тельной части подвижные игры с фитболами. Время упражнений с фитболами не должно превышать 40-60° общей длительности занятия. Нужно дать возможность детям не только упражняться с фитболами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.
  19. Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия па детей.
  20. Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма заключаемся также в тщательной дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, обеспечении санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнений упражнений (на одного занимающегося фитбол-гимнастикой нужна площадь не менее 5 кв.м ).
  21. Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.

          Желательно проводить занятия 2-3 раза в неделю. Продолжителыность занятий для детей 3-5 лег — от 15 до 20 мин., для детей 6-7 лет   от 25 до 30 мин.

Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, т.е. от облегченных И.п. и простых упражнений на 1-м – 2-м этапах перейти к сложно-координированным заданиям на 3-м -4-м этапах. (Приложение 9)

 

Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:

  • Знакомить детей с разными видами фитболов.
  • Учить правильно сидеть на фитболах.
  • Учить покачиваться и подпрыгивать на фитболах.
  • Учить выполнять упражнения из различных И.п.: сидя на фитбол с; лежа на фи 1 боле на спине; лежа на фитболе па груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.
  • Учить выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку.

Формировать и закреплять навык правильной осанки.

  • Тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику, проприоцептивную чувствительность.
  • Учить выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов.
  • Поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами.     
  • Учить детей оценивать свои движения и ошибки других.

Побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.

–   Формировать привычку к здоровому образу жизни.

 

Из опыта моей работы

В моей работе была затронута проблема формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Оздоровительная развивающая гимнастика с мячом (фитболом) – это интегрированная форма проведения гимнастики, так как объединяет в себе сказкотерапию и игровые упражнения на развитие координации движений и речи. 

Необходимо помнить, что занятия с маленькими детьми, не имеют строго очерченной трехчастной формы. Это занятия – сказки. Упражнения выполняются детьми, по ходу рассказывания сказки. А к старшему дошкольному возрасту дети становятся более настойчивы в определении трудностей и могут многократно выполнять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды организованно и дисциплинированно. И занятия проводятся со строгой трехчастной формой.

В комплексы  гимнастики включены стихи и игры из книг Алябьевой Е.А., Овчинниковой Т.С., Потапчук А.А., Нищевой Н.В., Волиной В.В., Картушиной М.Ю. и др. авторов. Ритм стихов помогает подчинить движение тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. 

Структура оздоровительной развивающей гимнастики с мячом напоминает традиционное занятие по физическому воспитанию.

⬥ Вводная часть – в задачи, которой входит развитие всех видов внимания (зрительного, слухового, речедвигательного, тактильно-мышечного), восприятия, памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений.

⬥ Основная часть – общеразвивающие и коррекционные упражнения на фитболах с использованием стихов, на дифференциацию звуков, дыхательных упражнений, мнемотаблиц и подвижных игр с фитболами.

⬥ Заключительная часть – релаксация на мячах, пальчиковая гимнастика или креативная гимнастика, массаж биологически активных зон, артикуляционная гимнастика,  массаж лица, психогимнастика, и др.

Занятия проводится в чистом, проветренном помещении. Положительный эмоциональный фон, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.

        Дети еще не умеют анализировать и прогнозировать свои действия, выполняют упражнения некачественно, вразнобой, при этом очень не любят, когда их заставляют повторять задание. Дети получают удовольствие не оттого, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. 

         При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе скорости, ритме, амплитуде движения. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задание в определенном ритме, координация движения и речь. Одновременно с этим, речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, снимают статическое напряжение, и, преподнесённые в игровой форме помогают удержать внимание детей. 

Необходимо помнить, что в начале разучивания комплекса необходим более медленный темп. На первых занятиях целесообразно выполнение только отдельных частей комплекса, т.к. на незнакомое упражнение ребёнок затрачивает больше сил и энергии. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. И совсем не обязательно добиваться от ребенка 100%-ого правильного заучивания стихотворения уже с первого занятия. Все это придет в процессе двух недель, на которые рассчитан комплекс. 

Каждый комплекс оздоровительной развивающей гимнастики имеет свой сюжет, по принципу сказкотерапии. Сюжет активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляет собой один из вариантов мнемотехники, позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. Поэтому целесообразно использовать мнемотаблицу (Приложение). 

Необходимо помнить, что при выполнении дыхательных упражнений «вдоху» способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом их вверх, «выдоху» – упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук. Существуют различные темпы дыхания – верхнее грудное, нижнее грудное, диафрагмальное и полное. Особенно важно сделать акцент на диафрагмальное дыхание, так как оно физиологически более целесообразно – лучше вентилирует нижние отделы легких, поскольку в них чаще возникают застойные явления при дыхательной патологии. Фитболы являются многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

В занятия можно включать дополнительные пособия, такие как гантели, мячи, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и помогает решать дополнительные задачи. Важно следить за нагрузкой постепенно увеличивая её и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Занятия можно проводить с участием родителей, которым будет интересно провести время с ребёнком, посмотреть чему он научился и помочь ему в выполнении сложных упражнений.  Побывав на тренировках, родители смогут помочь детям продолжать заниматься в домашних условиях. И самое главное это положительные эмоции, радость и удовольствие от занятий фитбол-гимнастикой.

         Методика «Танцы на мячах» для детей дошкольного и школьного возраста уникальна. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, и проходят на высоком эмоциональном уровне, что повышает интерес к занятиям физической культуры. 

        Музыка, танец, ритм в сочетании с гимнастическими упражнениями  – вот тот уникальный сплав средств для укрепления, коррекции и профилактики организма ребёнка.

 

Библиографический список

  1. Берсенева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: Творческий центр. 2007.
  2. Барашева О. Правильная осанка – залог успеха в жизни.   М., 2000. 
  3. Веселовская С.В. Фитбол тренинг [Текст) 
  4. СВ. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-тимнастике.    М: ННОУ Центр «Фитбол», 2008.
  1. Доскин В.А. Растем здоровыми. М. Просвещение, 2005.
  2. Дошкольная педагогика, №5,6, 2005; № 1,2, 2008; №1,2, 2009.
  3.  Ермак Е.Е. Физкультурные занятия в детском саду. Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.
  4. Жданкипа Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] /Н.В. Жданкипа // Методические указания.   Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-У11И, 2006.
  5. Зайцев Л.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / А.А. Зайцев, Е.В. Конева, Н.К. Плищук, С.А. Сологуб. – Калининград, 1997. 
  6.  Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж [Текст ] / Г.В. Каштанова //  Методики  оздоровления  детей  дошкольного  и   младшего  школьного возраста. Практическое пособие. — М.: «АРКТИ», 2006.
  7.  Потапчук А.А., Овчинникова  Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников.  Санкт Петербург «СФЕРА» 2009.

 

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Методическое пособие для педагогов и родителей МКДОУ).
Пролистать наверх