Особенности работы учителя-логопеда с детьми с РАС.

Автор: Шпилёва Анастасия Александровна

учитель-логопед ГБОУ “Каргапольская школа-интернат”

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с РАС.

 Логопедическая работа с детьми с РАС.

Автор статьи

Шпилёва А.А.,

 учитель-логопед

Дети с РАС видят мир по-другому, живут как бы в своём мире, в особенном. Поэтому невозможно угадать их реакцию на то или действие, на занятиях они любят цикличность, им важно выполнять все задания по порядку, как было на предыдущих занятиях.

Очень интересно, что дети думают в тот  момент, когда на пример берут определённый предмет, они начинают произносить одни и те же звуки, либо слоги, либо слова, выполнять действие предметом, затем резко заканчивают действие и отдают учителю или убирают предмет. На следующем занятии они делают тоже самое.

Если такие дети не настроены на общение, то очень трудно вызвать ребёнка на контакт, он тебя как не слышит, это касается и поведения на занятиях, если ребёнок не настроен выполнять то или иное задание, он не обращает внимание на учителя, очень часто происходит так, что когда перестаёшь делать акцент на выполнении определённого задания, ребёнок с РАС его выполняет.

Также еще хотелось бы отметить, что детей данной категории нельзя торопить, принуждать к выполнению определённого задания или упражнения, а также ускорять, работа в таком русле не пойдёт. Это касается и работы с карточками, они будут долго рассматривать их, раскладывать, как им нужно, только потом начнут выполнять определённое задание. Например: Назови, кто изображён на этой картинке?

Никто с уверенностью не сможет сказать, что даст толчок в развитий ребёнка с РАС, что принесёт положительный результат. Часто дети данной категории не говорящие, либо имеющие стойкие нарушения речи, поэтому с каждым ребёнком нужно использовать разные методики, которые направлены на установление контакта и непосредственной логопедической работы для того, чтобы подобрать конкретные методики для работы с определённым ребёнком.  У каждого ребёнка свои интересы, одного ребёнка интересуют звуки музыкальных инструментов, другого звуки природы, одним нравится составлять мозаику,  другим работать с буквами на фетре, главное найти такой вид занятий, который будет по душе ребёнку и тогда занятия будут приносить радость и безусловную пользу детям. К каждому из таких детей нужен индивидуальный подход, все дети с РАС разные и если  логопедическая методика подходит для одного ребёнка, не обязательно, что и другой ребёнок данной категории будет по ней успешно заниматься.

Часто дети с РАС при просьбе педагога отказываются выполнять то или иное задание, тогда можно использовать такую тактику: просто начать самому педагогу  выполнять задание, даже если ребёнок, делает вид, что совсем не заинтересован, постепенно он подключится к выполнению данного задания, а затем и самостоятельно начнёт его выполнять.

Каждое занятие с любыми детьми должно включать в себя работу над развитием фонематического слуха и восприятия, для детей с РАС это особенно важно, т.к. дети данной категории очень восприимчивы к звукам. Они обращают внимание на все звуки и очень часто относятся к ним с опаской. На занятиях можно использовать интерактивные игры, где используются различные звуки, определённой направленности. Например: «звуки природы», «звуки в доме», «звуки техники». Такие задания положительно влияют на развитие звукоподражания с не говорящими детьми с РАС.

Также  обязательно нужно развивать мелкую моторику и артикуляционный аппарат, все упражнения должны быть подобраны исходя из индивидуальных особенностей и навыков ребёнка с РАС.

 Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть логопедического занятия, выполнение которой благоприятно влияет на коррекцию звукопроизношения. Её рекомендуется делать не только на занятиях с логопедом, но и в свободное время ребенка. Занимает артикуляционная гимнастика немного времени (3 – 5 минут, 2-3 раза в день), поэтому дети не успевают уставать делать движения язычком и делают её с желанием. Лучше всего гимнастика у детей данной категории воспринимается в виде игры с использованием зеркала. 

Для развития мелкой моторики можно использовать массаж пальчиков, тихонько растирать по всей длине пальчика, не забывая про кончики. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче большого количества сигналов в мозговой центр, что влияет на развитие ребёнка в целом. Также для развития мелкой моторики у детей с РАС  можно использовать крупную мозаику, различные шнуровки, специальные мячики. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей пальцев рук оказывает лепка, рисование, занятия ручным трудом

 ( изготовление поделок из бумаги, картона, природных материалов), но надо учитывать физические возможности  ребёнка при выполнении определённого задания.

 

 Подробнее бы хотелось описать работу над связной речью.

 Связная речь почти у всех детей с РАС недостаточно развита, даже если ребенок говорящий и у него не нарушено звукопроизношение, ребёнку сложно высказывать свои мысли, дети редко могут говорить развёрнутыми предложениями, логически строить высказывания из-за того, что у детей данной категории страдает вся познавательная сфера в комплексе.

 Для развития связной речи у детей с РАС можно использовать  следующие  задания:

  1. Если ребёнок говорит, просить ребёнка называть все действия и предметы, если не говорит, показывать.
  2. Играть в ролевые, совместные игры, где нужно описать или показать все происходящие действия и участвующие в игре предметы.
  3. Читать ребёнку короткие рассказы с иллюстрациями, просить, чтобы ребёнок показывал или рассказал то, о чём вы прочитали, если ребёнок читает, то просить, чтобы пересказал.
  4. Повторять  сложные слова несколько раз, если ребёнок не понимает, что обозначает данное слово, давать  развёрнутое пояснение.
  5. Нужно обязательно объяснять ребёнку то, что его интересует, отвечать на вопросы, которые он вам задаёт.
  6. Просить ребёнка рассказать или показать то, что он видит сейчас, чем занимаются его родственники, что он делает сам.
  7. Давать ребёнку поручения, состоящие из нескольких действий,

это развивает понимание речи, при этом учитывая возможности ребёнка.

 Самое главное  для развития связной речи – это общение с ребёнком, нужно проводить консультации для родителей, чтобы донести до них информацию о том, что ни что не заменяет живое общение, потому что часто родители используют гаджеты, чтобы ребёнок как можно меньше отвлекал взрослых и общение сводится к минимальному времени, только краткие вопросы и краткие ответы.

 

 Коррекционная работа логопеда с детьми с РАС должна быть системной и целенаправленной, включать в себя работу над всеми компонентами речи, тогда можно будет добиться положительной динамики в речевом развитии.

 

                                                        

 

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с РАС.
Пролистать наверх