“Твои первые энциклопедии”

Автор: Штенгелова Татьяна Александровна

педагог-библиотекарь МАОУ СОШ “Интеграция” Томского района

“Твои первые энциклопедии”

Конспект информационно-библиотечного урока 

 Тема: «Твои первые словари, энциклопедии и справочники» 

 Класс: 4-е классы 

Предмет: библиотечное дело, внеклассная работа, литературное чтение, русский язык. 

Цель: расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, справочниках, обучение умению ими пользоваться. 

Задачи:  

  • сформировать понятия «справочная литература», «научно-познавательная литература», научить отличать справочную литературу от художественной; 
  • привитие интереса к видам справочной литературы;  
  • обучение умению ими пользоваться; 
  • формирование навыков самостоятельной работы с книгой; 
  • формирование интереса к чтению, развитие познавательной активности школьников. 

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление новых знаний. 

Оборудование:  

  • книжная выставка справочных изданий «Суем свой нос в любой вопрос», состоящая из трех разделов «Энциклопедии», «Справочники», «Словари»; 
  • компьютерная презентация «Наши помощники»; 
  • раздаточный материал (конверты с заданиями); 
  • ИКТ технологии (проектор, экран, компьютер); 

 

План информационно-библиотечного урока: 

 

  1. Организационный момент.  
  2. Вступительная беседа.  
  3. Знакомство со словарями. 
  4. Разминка. 
  5. Знакомство с энциклопедиями. 
  6. Знакомство со справочниками. 
  7. Итог урока. 

 

Конспект хода урока 

 

Номер слайда  Деятельность  учителя  Деятельность ученика 
  1. Организационный момент.   
Слайд 1 

(приложение 1) 

2. Вступительная беседа. 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очередной библиотечный урок. Мы собрались сегодня в актовом зале, потому что урок у нас будет необычный – в его проведении нам поможет компьютер. Итак, приступим. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как научиться быстро ими пользоваться. Отправляемся в путешествие по книжным полкам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения Чтец: Всему название дано – И зверю, и 

 

предмету. 

Вещей вокруг полнымполно,  

А безымянных нету! 

И всё, что может видеть глаз,- 

Над нами и под нами,- 

И всё, что в памяти у нас Означено словами. 

Они слышны и здесь, и там, 

На улице и дома: 

Одно – давно привычно нам, 

Другое – незнакомо… Язык – и стар, и вечно нов, 

И это так прекрасно – 

В огромном море – море слов – 

Купаться ежечасно!  

  (А. Шибаев) 

2 слайд 

(Приложение 1) 

3.Знакомство со словарями. 

Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них  мы и начнем наше путешествие.  Словари появились давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.  

Слушает 
3 слайд 

(приложение 1) 

Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года 

содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.  В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней 

сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.  

Слушает  
4 слайд 

(Приложение 1) 

В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.  Слушают  
5 слайд 

(Приложение 1) 

В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка. Так появились  Слушают  

 

«Словарь Академии Российской», который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковнославянского и русского языка» (114 тысяч слов). 
6 слайд 

(Приложение 1) 

А в 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет.  Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря  от этого нисколько не уменьшилась.  Слушают 
7 слайд 

(Приложение 1) 

Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобство пользования сделали эти словари очень популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.   Слушают 
8 слайд 

(Приложение 1) 

Словари многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. О тома, как произносить слово, мы с вами можем узнать из орфоэпического словаря, о происхождении слов содержит информацию этимологический словарь. Мы с вами знаем, ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другие. Какие же? Вы можете их назвать?  

(На слайде – подсказка). Молодцы! 

Для начала мы познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке.  Давайте вспомним, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей) 

 

 

 

(Ответы детей: Когда надо уточнить написание слова. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок, особенно в тех случаях, когда написание 

 

 

 

 

 

А как расположены слова в этих словариках? 

Правильно, по алфавиту.  

Задание на карточке: нужно вставить буквы в словах (багряный, облако, трамвай, алмаз) (Приложение 2, стр. 1) 

 

 

 

Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов. Что такое синонимы? 

 

 

 

 

Ребята, попробуйте подобрать синонимы к ловам: очаровательный, лакомка, радостный, угодничать, хвалить. (Приложение 2, стр.2.) 

О синонимах мы вспомнили, а что же такое антонимы? 

 

Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках. Близко ли, далеко ли, Низко ли, высоко ли. 

А еще антонимы используются в поговорках и загадках. 

Сейчас мы поиграем в такую игру: я задаю вам загадки, а вы хором скажете ответ. Я антоним к слову зной. Я в реке, в тени густой 

И в бутылке лимонада, 

А зовут меня…  

не подчиняется правилам, а определяется словарем. 

– по алфавиту 

 

Дети самостоятельно вставляют в слова нужные буквы и потом проверяют по орфографическом словарю. 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: Слова, имеющие различное написание, но близкие по смыслу. 

 

Подбирают близкие слова по смыслу.  

  

 

Ответы детей: Слова противоположные по смыслу.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: (прохлада) 

  Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их созданием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей. Однажды известный французский литератор  Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: «Читаете ли вы словари?», чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно  Слушают 

 

расширить свой словарный запас. Поэтому почаще заглядывайте в словарь и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов.  Ну что же, со словарями мы с вами познакомились. Но прежде, чем перейти к знакомству с энциклопедиями, я предлагаю вам немного отдохнуть. В середине XX века много изданий выдержала замечательная книга Владимира Ивановича Даля «Старик – годовик». В 2003 году эту книгу вновь напечатало издательство «Дрофа». Она составлена из сказок, загадок, пословиц и игр, собранных и записанных Далем.  
9слайд 

(Приложение 1) 

4. Разминка. 

Продолжи пословицу.  

(Приложение 1. Слайд 9.) 

Дети продолжают пословицу 
10 слайд 

(Приложение 1) 

Вставь пропущенное слово. (Приложение 1. Слайд. 10)  Вставляют пропущенные слова 
11 слайд 

(Приложение 1) 

5.Знакомство с энциклопедиями. 

Ну что ж, ребята, мы немного отдохнули. Продолжаем наш урок и  переходим к энциклопедиям. Что же такое энциклопедия? Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам.  

 

 

 

(Ответы детей). 

12 слайд 

(Приложение 1) 

Первоначально словом энциклопедия в русском языке называли только французскую «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств или ремесел». В 1862 году в России появилась «Техническая энциклопедия», а вслед за ней стали появляться разные другие энциклопедии, и это слово стало нарицательным.   Слушают. 
13 слайд 

(Приложение 1) 

Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления.  

В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Это многотомные издания «Аванта+» и «Школьная энциклопедия «Руссика», десятитомная энциклопедия «Современное естествознание», Большая Российская энциклопедия.  

Познакомимся с ними поближе. 

 

Слушают 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают энциклопедии 

14 слайд 

(Приложение 1) 

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это  Слушают 

 

многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия». В нашей библиотеке есть вот такая «Большая детская энциклопедия», которая содержит более 5000 удивительных событий, фактов и явлений. Или, например, очень любимая нашими ребятами «Большая энциклопедия школьника». Здесь на каждом развороте – новая тема. Более 1000 рисунков, фотографий, карт и диаграмм содержит эта книга. 
15 слайд 

(Приложение 1) 

В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности.  

Такие энциклопедии называются отраслевыми.  

Например,  издательство «Росмэн» выпустило энциклопедии по темам «Наука», «История», «География».  

Задание на карточке: определить вид энциклопедии: универсальная или отраслевая.  

 

  1. Найдите информацию о Солнце. 
  2. Найди информацию об Александре Невском. 
  3. Найдите информацию о медведе. (Приложение 3) 
 

 

 

 

 

 

 

 

По вопросу определяют вид энциклопедии и называют ее. 

«Аванта+. Астрономия» «История Древней Руси» 

 

«Что такое? Кто такой?» Т.2. 

16 слайд 

(Приложение 1) 

В нашей библиотеке большой популярностью пользуются энциклопедии серии «Аванта+». 

Каждый том этой серии посвящен определенному предмету. С ними мы сегодня и будем работать. Как же устроены энциклопедии?  

На последних страницах энциклопедий расположены содержание, алфавитный и предметный указатели, указатель имён, список терминов или понятий.  

С их помощью гораздо легче и быстрее найти нужную информацию.  

Слушают 
17 слайд 

(Приложение 1) 

Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли).  

Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний ученый – математик Пифагор?» Какой том энциклопедии нам понадобится?  

 

 

 

(Ответы детей) Математика. 

18 слайд 

(Приложение 1) 

Возьмём энциклопедию по математике серии «Аванта+» и откроем указатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам  имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим  номера страниц, на которых содержится  более подробная информация о нём.  

  

Практическая работа детей, поиск нужного материала по энциклопедии. 

 

19 слайд 

(Приложение 1) 

Или, например, вопрос поставлен так: «Что такое многогранник?» Находим в этой же энциклопедии предметный указатель, а в нём по алфавиту – слово «многогранник». Рядом с этим словом – номер нужной нам страницы.   Практическая работа детей, поиск нужного материала по энциклопедии. 
20 слайд 

(Приложение 1) 

А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами. А помогут нам в этом – Асель и Асем.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо, ребята.  

Так  как же нужно обращаться с книгами? Продолжаем нашу работу.  

Перед вами – энциклопедии серии «Аванта+» и карточки с заданиями. Кто первый выполнит задание, пусть поднимет руку. 

(Дети читают стихотворение С. Маршака «Книжкины жалобы»). 

Я – книга! Я – товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной.  Мой чистый вид всегда приятен, Оберегай меня от пятен! 

Мой переплёт не 

выгибай, 

 Мой корешок не поломай! 

Привычку скверную оставь, Листая, пальцы не слюнявь! 

Не забывай меня в саду, 

Вдруг дождь нагрянет на беду! Меня в бумагу оберни! Где взял меня – туда верни!  Не загибай мои листы, А про закладку помнишь ты? Запомни: я твой лучший друг, Но только не для грязных рук!  

 

Бережно.  

 

(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся).  

21 слайд 

(Приложение 1) 

6. Знакомство со справочниками. Молодцы, ребята!  

Вы замечательно поработали и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями.  

Но у нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник. Что это такое?  

Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.  

 

 

 

 

 

(Ответы детей) 

22 слайд, 23 слайд 

(Приложение 1) 

Те из вас, у кого есть дома компьютер, наверно уже знают, что кроме известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Библиотека Кирилла и Мефодия», Библиотека Мошкова, «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию.  

В нашей библиотеке тоже есть такие диски, которыми пользуются и учителя, и педагоги.  

Слушают 
24 слайд 

(Приложение 1) 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили.  

Предлагаю небольшой блиц-опрос.  

Что значит блиц?  

Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить.  

Итак, начали!  

  1. Как назывались первые словари?  
  2. Из какого языка пришло к нам слово «энциклопедия»?  
  3. Как расположены слова в словарях?  
  4. Какие бывают энциклопедии?  
  5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?  
  6. Как назывались печатные словари?  
  7. Какой новый вид словарей и энциклопедий появился в последние годы? (Приложение 1. слайд 24.). 
 

 

 

 

(Ответы детей) 

 

 

 

(Азбуковники) (Из французского) 

 

(По алфавиту) (Универсальные и отраслевые) (В.И. Даль) 

(Лексиконы) 

(Электронные) 

25 слайд 

(Приложение 1) 

7. Итог урока. 

Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся. 

Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека. И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича 

Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги». 

 

 

“Твои первые энциклопедии”
Пролистать наверх