Творчество В. Осеевой.

Автор: Штенгелова Татьяна Александровна

педагог-библиотекарь МАОУ СОШ “Интеграция” Томского района

Творчество В. Осеевой.

Составитель: Штенгелова Т.А.,

педагог – библиотекарь

Библиотечный урок для учащихся начальной школы на тему: «Творчество В. Осеевой»

Цель: познакомить детей с биографией В.А. Осеевой и ее произведениями, показать детям, что темы, затронутые автором, актуальны в жизни каждого человека.

Задачи: расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой; развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им; обогащение нравственного опыта младших школьниковобогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; воспитывать гуманное отношение к животным.

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ: 

Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной!

Гости нашей литературной гостиной – это произведения детской писательницы В. А Осеевой (Выставка книг В. Осеевой)

В.А. Осеева (1902-1969) родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама Валентина. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала, и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” – о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”. В 1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.

 

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

 

          А можно так: на рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою, сердце достать

И подарить его людям.

 

 

 

ВЕДУЩИЙ: 

Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. (Слайд с обращением)

Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница.

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова? (В. Осеева)

– Как мы можем узнать о добрых делах других людей, об их поступках, о вежливых и добрых словах?

  1. Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

  1. Неважно, что с книжкой давно мы знакомы,

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончиться, тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.

 

ВЕДУЩИЙ: 

Вот уже много лет нет Валентины Александровны Осеевой, но голос ее книг звучит все так же проникновенно, волнующе, по-боевому.

 Именно поэтому герои книг Валентины Александровны интересны современным читателям.

– А когда вы читали рассказы В. Осеевой, о чём хотелось подумать, чему эти рассказы учили? (Заботиться о людях, дружить, помогать, быть честными)

На доске записаны слова.
Мудрость, мужество, справедливость, дружба, доброта, долг, честность, заботливость, умение помочь, умение прощать.

– Что это за слова? (Это хорошие черты характера)

Осеева написала очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и поступки. Но поговорим сегодня только о некоторых из них.

– Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

(Инсценировка рассказов «Случай», «Сторож», «Что легче?», «Обидчики», «Три товарища», «Отомстила», «Картинки», «Вырванный лист».)

Ребята, поступки каких героев вы одобряете, а каких – осуждаете? (…..)

С детства мы читали и сейчас читаем рассказы Валентины Осеевой. Но мало кто знает и другую сторону её творчества. По её повестям сняты художественные фильмы про детей. Их смотрели и ими восхищались ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы, когда были маленькими.

Валентина Александровна Осеева – автор многих интересных стихотворений для детей.

Первый снег

Расчесала туча бороду,

Ветер вдруг ускорил бег,

И пошел кружить по городу

Первый снег!

Пусть скорей мороз пожалует,

С ним и лыжи, и коньки.

То-то нас зима побалует

В эти ясные деньки!

 

Гостья

В детский сад пришла чужая кошка,

В сильный дождь откуда-то пришла,

Постучалась лапкою в окошко,

На карниз уселась и ждала.

По стеклу сбегали быстро капли

На худое кошкино лицо,

Лапки серые в воде обмякли…

Мы открыли двери на крыльцо.

Все гурьбой мы бросились к окошку

Сыпал дождь на головы с берез!

Первый я схватил чужую кошку,

Поднял вверх и в комнату принес.

Мы налили в блюдечко какао,

Накрошили сладкий пирожок…

Гостья выпила, сказала: “Мяу!”

По-кошачьи значит: “Хорошо!”

 

– Все произведения Осеевой учат нас доброте, отзывчивости, учат быть смелыми, справедливыми, учат дружить и сопереживать, заботиться о других, защищать маленьких и слабых. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете эти добрые произведения.

Ведущий: «Благодарим за внимание. Литературная гостиная закрывается. До новых встреч»

 

 

Викторина по произведениям В.А. Осеевой.

 

  1. Главный герой произведения «Волшебное слово»

А – Юрик. Б – Павлик. В – Егор. Г – Михаил.

 

  1. Какое волшебное слово сказал старичок в произведении «Волшебное слово»

А – Пожалуйста Б – Спасибо В – Здравствуйте Г – Добрый вечер

 

  1. Как звали собаку в рассказе «Хорошее»?

А – Бум. Б – Шарик В – Верный Г – Трезорка

 

  1. Почему мальчик признался в своём поступке в рассказе «Почему»?

А – Боялся наказания Б – Его мучила совесть

В – Было жаль Бума Г – Испугался

 

  1. Имя мальчика из рассказа «Три товарища» – настоящего друга Вити.

А – Коля. Б – Володя. В – Миша. Г – Гриша.

 

  1. К какому рассказу относится пословица «Вежливости открываются все двери»?

А – «Волшебное слово». Б – «Три товарища».

В – «Почему». Г – «Хорошее».

 

  1. Краску, какого цвета попросил мальчик в рассказе «Волшебное слово»?

А – Красную. Б – Зелёную . В – Белую. Г – Синюю.

 

  1. Что случилось с собакой в рассказе «Кто хозяин»?

А – Заболела. Б – Провалилась в яму. В – На неё напали собаки овчарки.

Г – Умерла.

 

  1. Каким был день, по мнению муравья, в рассказе «Какой день»?

А – Чудесный. Б – Прекрасный В – Отвратительный Г – Замечательный

 

  1. Кто оказался самым глупым в рассказе «Кто всех глупее»?

А – Утка Устинья. Б – Пёс Барбос В – Девочка Таня Г – Мальчик Ваня

 

Творчество В. Осеевой.
Пролистать наверх