Детям о войне

автор: Штенгелова Татьяна Александровна

педагог-библиотекарь МАОУ СОШ “Интеграция” Томского района

Детям о войне

 

«Читаем детям о войне» 

 

Цель 

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 Задачи 

  1. Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны.
  2. Сохранение исторической памяти и передача её подрастающему поколению

3.Содействие формированию гражданской и духовной идентичности детского населения.

  1. Привлечение внимания общественности к героическому прошлому истории России.

Ход  занятия

 

Помнить можно только то,

о чем знаешь.

Еcли рассказать детям о войне,

им будет, что помнить.

 

1 Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами участвуем в Международной акции «Читаем детям о войне», организатором которой выступила Самарская областная детская библиотека.

Вы все прекрасно знаете, что 9 мая вся наша страна празднует один из главных праздников – День Победы в Великой Отечественной войне. В этот день фашистская Германия признала своё полное поражение, а наш народ победил! Но победа досталась нашей стране дорогой ценой – погибли миллионы людей. Имен многих из них мы не знаем, но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Во многих городах есть могилы Неизвестного солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто. Память павших, и не доживших до сегодняшнего дня почтим минутой молчания…

 

2.Прежде, чем приступить к чтению произведений о войне, просим ответить вас на некоторые вопросы:

* Дата начала ВОВ (22 июня 1941 года).

 

* Сколько лет прошло со дня окончания войны? (75)

 

* Почему войну 1941-45 годов называют Великой Отечественной? 

 

* Почему люди до сих пор помнят эту войну?

 

* Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

 

На борьбу с немецкими захватчиками встал весь народ, в одном строю, рядом с взрослыми боролись и дети.

 

  1. Мы прочитаем рассказ М. Зощенко «Храбрые дети».

 

Михаил Михайлович Зощенко «Храбрые дети»

Русские люди очень храбрые. Это всем известно. И взрослые храбрые, и многие дети тоже почти ничего не боятся.

Это очень приятно знать, что у нас такие храбрые дети.

Не знаю, конечно, как насчёт самых маленьких, которым по пять или там по шесть лет. Насчёт таких малышей я вам ничего не могу ответить. Вы уж сами разбирайтесь в этом вопросе — храбрые вы или нет. Скорей всего, я так думаю, вы тоже не из пугливого десятка.

А что касается детей, которым исполнилось по десять или двенадцать лет, то это уже определённо храбрые ребята.

Это видно хотя бы по одной истории, которую я хочу вам рассказать.

Эта история произошла в самом начале войны, когда фашисты напали на нашу страну. Они напали на нашу страну, как разбойники и как дикие звери. Их самолёты стали бросать бомбы на наши деревни и города. Они этим хотели напугать нас. Но нас не так-то легко напугать, поскольку среди нас очень много храбрых людей.

И вот в самом начале войны летит, представьте себе, по небу фашистский самолёт.

Наши пушки стали стрелять. И подбили этот самолёт. Он загорелся в воздухе и стал падать.

Не знаю, сколько было фашистов на этом самолёте. Известно только, что один лётчик успел выброситься из горящей машины.

Он выбросился с парашютом и плавно спустился на одно поле.

А на этом поле работали ребята одной здешней школы. И самому старшему из них было тринадцать лет. Он присматривал за ребятами, чтоб они правильно работали и не убегали.

А работа у них была интересная: они выкапывали картошку и накладывали её в мешки. Они это делали потому, что многие взрослые были на войне и некому было убирать картошку.

И вот работают они и вдруг видят такое происшествие — фашистский лётчик спустился на их поле.

Он спустился около самого леса, выхватил револьвер из кармана и хотел стрелять. Но, увидев, что это ребята, не стал стрелять. Спрятал свой револьвер и, наверно, подумал: «Такая мелочь, как эти дети, мне совершенно не опасна». И сам вытащил из сумки карту и стал глядеть на эту карту, чтоб узнать, где он находится и в какую сторону ему бежать.

Старший из ребят, Петюшка Соловьёв, сказал ребятам:

— Нельзя допустить, чтоб этот немецкий лётчик убежал. Давайте возьмём его в плен.

Тут некоторые даже засмеялись. Говорят:

— Как же мы его в плен возьмём? Это взрослый мужчина с револьвером. А мы — маленькие, неопытные, в плен никогда никого не брали. И даже среди нас находятся такие малыши, как Санька и Васютка, которым всего по восемь лет.

Петюшка говорит:

— Зато нас сорок пять человек. Давайте подойдём к нему ближе. А когда я свистну — все в одно мгновение бросайтесь на него. Одни хватайте его за руки, другие — за ноги. Третьи — держите за волосы. Четвёртые — за штаны. И тогда как-нибудь мы его одолеем.

И вот ребята подошли поближе к фашисту и стали на него смотреть, будто интересуются им. А тот и внимания на них не обращает, дескать, безобидные детишки, мелочь, не боюсь их.

Тут Петюшка свистнул в свои пальцы, и все ребята в один момент бросились на фашиста. И они бросились с такой быстротой и с такой силой, что фашист от неожиданности упал в траву. Он упал в траву и стал бороться и кусаться и хотел вырваться, но ребята не выпускали его. Он отбрасывал некоторых ребят в сторону, но те снова наседали на него. И наконец вцепились в него со всех сторон, и так крепко, что фашист уже не мог двинуться.

Особенно помогли делу трое ребят, которые держали фашиста за волосы. Они так держали его, что фашист прямо взмолился. Он закричал:

— Дети, прекратите ваши шалости. Отпустите меня, иначе я вашему учителю пожалуюсь. А главное — не дёргайте меня за волосы, мне же больно.

И тогда все дети засмеялись. А Петюшка сказал:

— Нет, это не шалости. Мы вас взяли в плен. Сейчас свяжем вас и поведём в деревню. А что касается волос, то пока, будьте добры, потерпите. Это уж не такая сильная боль, чтоб кричать на всё поле.

Тут Петюшка взял верёвку, которая лежала у них на мешках, и стал связывать фашиста. Сначала он связал ему руки. Потом на голову надел ему мешок и тоже завязал его вокруг шеи.

Наконец связал ноги. Причём так связал, как связывают ноги лошади, чтоб она не убежала, но чтоб могла тихонько идти.

После этого Петюшка велел фашисту встать. И в таком виде они повели его в деревню.

Но тут выяснилось, что не все ребята могут идти в деревню. Некоторые из них пострадали довольно сильно. У одного была сломана нога. У другого вывихнута рука. У третьего был подбит глаз.

Всего пострадало семь человек. Но зато фашист был взят в плен.

И вот ребята привели этого фашиста в деревню. А через деревню в это время проезжала военная машина. И в этой машине находился один полковник.

Этот полковник очень смеялся, когда узнал, как ребята захватили фашиста. Он всех ребят поблагодарил и повёз фашиста в штаб.

А перед этим он взял в свою машину всех пострадавших ребят и отвёз их в госпиталь. И там им всем оказали медицинскую помощь. И вскоре они все поправились и вернулись в свою школу.

А через месяц ребята получили письмо с благодарностью от военного командования.

Недавно я видел это письмо. В очень красивых выражениях военное командование Красной Армии благодарило ребят за их храброе и мужественное поведение.

И все ребята были очень рады и довольны, что они получили такое письмо.

 

4.Вопросы для обсуждения после прочтения:

 

  1. В чём заключается главная мысль рассказа? (в том, что храбрость и смекалка присущи не только взрослым, но и детям. Школьники, решившие пленить врага, сумели скоординировать свои действия и выполнить задуманное)
  2. Чему учит рассказ? (учит действовать сообща и не бояться невыполнимых с виду задач).
  3. Кто из героев вам понравился и почему? (школьники, которые не побоялись вступить в схватку с вооруженным врагом).
  4. Какие пословицы подходят к рассказу? (ответы: Один в поле не воин.

Чья храбрость – того и победа.)

 

Детям о войне
Пролистать наверх