Методика развития интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях физической культурой.

Автор: Шулепина Кристина Игоревна

инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад № 82” города Рязани

Методика развития интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях физической культурой.

Методика развития интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях физической культурой

В дошкольном детстве происходит бурное развитие личностных, морально-волевых и поведенческих качеств личности, закладываются основы здорового образа жизни, физического развития и умственных способностей, которые влияют на всю последующую жизнь человека.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, – A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Цель методики – развитие умственных способностей воспитанников ДОО средства ми физической культуры.

Задачи методики – 

Обучающие: 

  • обучение новым физическим упражнениям; 
  • дать дошкольникам теоретические знания по физической культуре и спорту. 

Развивающие: 

  • развивать логическое мышление, память, внимание, воображение; 
  • развитие интеллектуальных способностей.

Воспитывающие: 

  • прививать навыки самодисциплины; 
  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. 

Основная суть методики развития интеллектуальных способностей заключается в реализации на занятиях физической культурой системы методов и приемов, направленных на физическое развитие и, одновременно, умственное.

Эффективность реализации методики опирается на следующие положения:

  1. интегративный характер физической и интеллектуальной нагрузки в образовательном процессе ДОО;
  2. сочетание умственной и двигательной деятельности;
  3. «сетевое взаимодействие» внутри ДОО: комплексность и одно направленность воздействия воспитателей и специалистов ДОО (логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя). 

Способы проверки результата: наблюдение, проведение стартового, промежуточного и конечного тестирования, проведение спортивных конкурсов.

Инновации в применении данной методики заключается в интеграции средств физической культуры и умственного развития в детском саду.

Основные мероприятия методики:

Организационно-методические приемы Степень влияния на умственное развития Методические рекомендации
Подвижные игры с использованием фольклора: русские народные игры: «Горелки», «Ручеек», «Чижик», «Заря» и.т.д. Развитие речи, мышления, внимания, воображения. Эффект побуждения, положительный эмоциональный заряд Данный прием используется в заключительной части занятия, а также при проведении занятий на свежем воздухе, конкурсов, показа НОД, организации спортивных мероприятий, утренников и праздников (совместно с музыкальным руководителем).
Выполнение физических упражнений «проговаривая» текст, песню, речитатив. Активизация когнитивных процессов Донный прием используется в основной части занятия, на «физкультминутках», во время утренней гимнастики.
Использование упражнений пальчиковой гимнастики переключение внимания, 

улучшение координации 

и мелкой моторики

Заключительная часть занятия. «Физкультминутки».
Использование упражнения дыхательной гимнастики Активизация речи, слуха, снижение возбуждения. Заключительная часть занятия. Расслабление. В качестве упражнений «перед дневным сном».
Введение на занятия элементов шахматной игры Активизация когнитивных процессов Основная часть занятия.
Элементы фитнеса Развитие координационных способностей, памяти, мышления, слуха. Основная часть занятия. Занятия на свежем воздухе.
Самостоятельное описание движений Развитие речи, мышления, внимания, воображения Основная часть занятия. Занятия на свежем воздухе. Спортивные мероприятия.
Создание новых движений Активизация мышления. Основная часть занятия. Занятия на свежем воздухе. Спортивные мероприятия. 
Игры, сочетающие умственную деятельность и физическую нагрузку («Эстафеты», «Сделай сам», «Повторюшки», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки», «Секреты», основы пионербола, шахмат. Активизация психических процессов, физических процессов и умственной деятельности. Эффект побуждения, положительный эмоциональный заряд. Данный прием используется в заключительной части занятия, а также при проведении занятий на свежем воздухе, конкурсов, показа НОД, организации спортивных мероприятий, утренников и праздников (совместно с музыкальным руководителем).

 

Реализация методики предполагает систематические внедрения указанных организационно-методических приемов на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации. В течение учебного года предполагается проведение трех контрольных измерений. 

Представленная методика является одним из направлений повышения эффективности физического воспитания, способствует решению проблемы дошкольного воспитания и обеспечивает подготовку дошкольников к следующему этапу развития – школьному обучению и освоению общеобразовательных программ.

Методика развития интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях физической культурой.
Пролистать наверх