Автор: Шулепина Кристина Игоревна
инструктор по физической культуре МБДОУ “Детский сад № 82” города Рязани
Методика развития интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях физической культурой.
Методика развития интеллектуальных способностей дошкольников на занятиях физической культурой
В дошкольном детстве происходит бурное развитие личностных, морально-волевых и поведенческих качеств личности, закладываются основы здорового образа жизни, физического развития и умственных способностей, которые влияют на всю последующую жизнь человека.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, – A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.
Цель методики – развитие умственных способностей воспитанников ДОО средства ми физической культуры.
Задачи методики –
Обучающие:
- обучение новым физическим упражнениям;
- дать дошкольникам теоретические знания по физической культуре и спорту.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;
- развитие интеллектуальных способностей.
Воспитывающие:
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Основная суть методики развития интеллектуальных способностей заключается в реализации на занятиях физической культурой системы методов и приемов, направленных на физическое развитие и, одновременно, умственное.
Эффективность реализации методики опирается на следующие положения:
- интегративный характер физической и интеллектуальной нагрузки в образовательном процессе ДОО;
- сочетание умственной и двигательной деятельности;
- «сетевое взаимодействие» внутри ДОО: комплексность и одно направленность воздействия воспитателей и специалистов ДОО (логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Способы проверки результата: наблюдение, проведение стартового, промежуточного и конечного тестирования, проведение спортивных конкурсов.
Инновации в применении данной методики заключается в интеграции средств физической культуры и умственного развития в детском саду.
Основные мероприятия методики:
Организационно-методические приемы | Степень влияния на умственное развития | Методические рекомендации |
Подвижные игры с использованием фольклора: русские народные игры: «Горелки», «Ручеек», «Чижик», «Заря» и.т.д. | Развитие речи, мышления, внимания, воображения. Эффект побуждения, положительный эмоциональный заряд | Данный прием используется в заключительной части занятия, а также при проведении занятий на свежем воздухе, конкурсов, показа НОД, организации спортивных мероприятий, утренников и праздников (совместно с музыкальным руководителем). |
Выполнение физических упражнений «проговаривая» текст, песню, речитатив. | Активизация когнитивных процессов | Донный прием используется в основной части занятия, на «физкультминутках», во время утренней гимнастики. |
Использование упражнений пальчиковой гимнастики | переключение внимания,
улучшение координации и мелкой моторики |
Заключительная часть занятия. «Физкультминутки». |
Использование упражнения дыхательной гимнастики | Активизация речи, слуха, снижение возбуждения. | Заключительная часть занятия. Расслабление. В качестве упражнений «перед дневным сном». |
Введение на занятия элементов шахматной игры | Активизация когнитивных процессов | Основная часть занятия. |
Элементы фитнеса | Развитие координационных способностей, памяти, мышления, слуха. | Основная часть занятия. Занятия на свежем воздухе. |
Самостоятельное описание движений | Развитие речи, мышления, внимания, воображения | Основная часть занятия. Занятия на свежем воздухе. Спортивные мероприятия. |
Создание новых движений | Активизация мышления. | Основная часть занятия. Занятия на свежем воздухе. Спортивные мероприятия. |
Игры, сочетающие умственную деятельность и физическую нагрузку («Эстафеты», «Сделай сам», «Повторюшки», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки», «Секреты», основы пионербола, шахмат. | Активизация психических процессов, физических процессов и умственной деятельности. Эффект побуждения, положительный эмоциональный заряд. | Данный прием используется в заключительной части занятия, а также при проведении занятий на свежем воздухе, конкурсов, показа НОД, организации спортивных мероприятий, утренников и праздников (совместно с музыкальным руководителем). |
Реализация методики предполагает систематические внедрения указанных организационно-методических приемов на занятиях физической культурой в дошкольной образовательной организации. В течение учебного года предполагается проведение трех контрольных измерений.
Представленная методика является одним из направлений повышения эффективности физического воспитания, способствует решению проблемы дошкольного воспитания и обеспечивает подготовку дошкольников к следующему этапу развития – школьному обучению и освоению общеобразовательных программ.