автор: Шумилова Елена Борисовна
учитель биологии МОУ СОШ №6 с УИОП, г. Надым, ЯНАО
Разработка технологической карты урока на тему “Общая характеристика типа Членистоногие”
Автор: Шумилова Елена Борисовна, учитель биологии, высшей категории, МОУ СОШ №: С УИОП г. Надым, ЯНАО.,
Предмет: биология
Класс: 7
Тип урока: открытие нового знания
Технологическая карта урока
Тема | Общая характеристика типа Членистоногие |
Целевые ориентиры | Познакомить учащихся с общими признаками членистоногих. Создать условия для освоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Членистоногие, раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Членистоногие по сравнению с типом Кольчатые черви.
Формирование у учащихся интереса к изучению биологии. Продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения. |
Планируемый результат
(Базовый уровень и повышенный уровень)
|
регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; давать определения; коммуникативные: обсуждать в паре информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи; познавательные: работать с информационными источниками; находить отличия; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; личностные: формировать ответственное отношение к обучению; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу. |
Основные понятия | Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые. Хитин, линька. |
Межпредметные связи | Литература, география. |
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
Компьютер, проектор, интерактивная доска, Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 7 класс, раздаточный материал. |
Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока) | Фронтальная, индивидуальная, парная; беседа, диалог, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. |
Этапы и цели этапов урока | Деятельность | Задания
обучающимся, для достижения запланированных результатов |
УУД | ||
Педагогического работника | Обучающихся | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.
Поднимают руки, кто готов отвечать на «5» |
А сейчас проверь, дружок
Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» (Выводиться на плазму, слайд 1) |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания. |
Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке. Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия. Находят ошибки и обосновывают ответы. При обосновании ответов учащиеся испытывают затруднения, так как не хватает объема знаний? |
(file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.129/index.html)
Используя знания по биологии, найдите 10 ошибок в стихотворении, укажите о каких животных шла речь. (Слайд 1 Презентации). Потеплело. Благодать. Червяк вылез подышать. Комар завтрак завершил Трех мальчишек укусил. И паук, жуя свою добычу Радуется утру сентября. Пролетая, самка светляка Освещает крыльями дорогу. Куколок припрятав, таракан Убегает, услыхав тревогу. Там кузнечик на поляне К небу ушки навострил, Чтобы страшный насекомый – Скорпион его не съел. Богатырь там муравей С родственником термитом Строят семьями дома Ладно – деловито. Ошибки: Червяк выходит на поверхность земли только после дождя. Самец комара не пьет кровь. Паук не жует, у него сосущий ротовой аппарат. Самка светляка не летает. Светящиеся органы светляка на брюшке. У таракана нет куколок, развитие с неполным превращением. У кузнечика слуховой аппарат на голени. Скорпион относится к классу паукообразные. Скорпион пустынное животное и не живет на поляне. Термит относится к отряду Термитов, а муравей – к отряду Перепончатокрылые. 3. Интересные факты
|
Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, т.е. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, доказательство, анализ объекта. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
Задает вопросы.
Организует анализ ответов учеников возникшей ситуации. Учитель указывает: Где возникло затруднение? После ответов детей уточняет тему урока и цель. Заслушиваются варианты ответов. Учитель уточняет – Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных. |
Отвечают на вопросы.
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему цель и задачи урока. |
Вопросы (выводы):
Сформулируем тему урока (слайд 3): «Общая характеристика типа Членистоногие». Сформулируем цели и задачи урока: Выявить характерные признаки Типа Членистоногие и доказать, что они наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные. Вопрос: Почему тип получил такое название – Членистоногие? Выдвижение гипотезы (слайд 4): 1. Членистоногие – многоклеточные (одноклеточные), двусторонне-симметричные (с лучевой симметрией), со смешенной полостью тела – миксоцель (вторичная полость тела – целом), трехслойные животные; 2. Имеют сегментированное тело – гетерономное (гомономное) и членистые конечности 3. Снаружи тело покрыто плотной твердой кутикулой – хитин (мягкое). |
Познавательные: Формирование умения
осуществлять многосторонний подход к изучению вопроса. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации Личностные: Формирование умение слушать мнение одноклассников, поддерживать его или опровергать. Регулятивные: целеполагание. |
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Предлагает учащимся построить проект выхода из затруднения, т. е. определить перечень вопросов для изучения темы | Называют вопросы которые необходимо изучить для выполнения цели урока. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. | Вопросы для выполнения целей урока:
|
Познавательные: – анализируют, сравнение и обобщают информацию
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
|
V. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение. |
Организует работу в парах. | Выполняют (в парах) типовые задания на новый способ действий. | Для опровержения или подтверждения гипотезы выполним задание – работа в парах (приложение 1) | Познавательные: формирование умения ориентироваться в информационных источниках, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. |
|
Физкультминутка | |||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Устанавливает осознанность восприятия.
Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. Проверяет уровень усвоения материала чрез выполненные действия. Составляет ментальную карту. |
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют ментальную карту. |
Учитель задает вопросы:
Подведение итогов (обращение к выдвинутой гипотезе который был поставлен в начале занятия) Выдвижение гипотезы (подтверждение или опровержение, сайд 5): 1. Членистоногие – многоклеточные), двусторонне-симметричные, со смешенной полостью тела (миксоцель), трехслойные животные. 2. Имеют сегментированное тело – гетерономное и членистые конечности. 3. Снаружи тело покрыто плотной твердой кутикулой (хитин). |
Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить высказывания; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. |
Организовывает самостоятельную работу на новый способ
Действия. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деят.) |
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
Выполняют индивидуальное задание (по карточкам, по ментальной карте и в интерактивном режиме – file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.383/index.html, file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.338/index.html, приложение 5). | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; контроль, коррекция и осознание того, что усвоено; осознание качества усвоения.
Личностные: самоопределение |
|
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Обязательно: п. , самостоятельно составить ментальную карту описав системы внутренних органов членистоногих;
желательно: взяв за основу ключевое слово «Членистоногие», составить кроссворд. |
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. | |||
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. | Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. |
Наш урок подходит к логическому завершению.
Давайте вспомним:
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями (приложение 6):
Учитель:
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества |