Разработка технологической карты урока на тему “Общая характеристика типа Членистоногие”

автор: Шумилова Елена Борисовна

учитель биологии МОУ СОШ №6 с УИОП, г. Надым, ЯНАО

Разработка технологической карты урока на тему “Общая характеристика типа Членистоногие”

Автор:  Шумилова Елена Борисовна, учитель биологии, высшей категории, МОУ СОШ №: С УИОП г. Надым, ЯНАО.,

Предмет: биология

Класс: 7

Тип урока: открытие нового знания

 

Технологическая карта урока 

Тема Общая характеристика типа Членистоногие
Целевые ориентиры Познакомить учащихся с общими признаками членистоногих. Создать условия для освоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Членистоногие,  раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Членистоногие по сравнению с типом Кольчатые черви. 

Формирование у учащихся интереса к изучению биологии. 

Продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемый результат

(Базовый уровень и повышенный уровень)

 

 

  • Предметные – формирование понятий о Типе Членистоногие их особенностях развития, внешнее строение представителей разны классов; распознавание систематики Типа Членистоногих; сопоставление строения организма с выполняемыми функциями и средой обитания; объяснение признаков внешнего строения и жизнедеятельности,   свидетельствующие об усложнении организации.
  • Личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
  • Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; давать определения; 

 коммуникативные: обсуждать в паре информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;

познавательные: работать с информационными источниками; находить отличия; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки;

личностные: формировать ответственное отношение к обучению; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу.

Основные понятия Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые. Хитин, линька.
Межпредметные связи  Литература, география.
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Компьютер, проектор, интерактивная доска, Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 7 класс, раздаточный материал.
Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока) Фронтальная, индивидуальная, парная; беседа, диалог, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

 

Этапы и цели этапов урока Деятельность Задания 

обучающимся, для достижения запланированных результатов

УУД
Педагогического работника Обучающихся
I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

(Выводиться на плазму, слайд 1)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания  на применение нового знания.

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке.

Затруднения  фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

Находят ошибки и обосновывают ответы.

При обосновании ответов учащиеся испытывают затруднения, так как не хватает объема знаний?

  1. «Многообразие организмов» 
  1. ученику предлагается у доски выполнить интерактивное задание: Распредели организмы по группам соответствующей систематической категории – Тип Моллюски, Тип Кишечнополостные, 3 неизвестная группа.

(file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.129/index.html)

  1. «Найди ошибку» (для всего класса)

Используя знания по биологии, найдите 10 ошибок в стихотворении, укажите о каких животных шла речь.

(Слайд 1 Презентации).

Потеплело. Благодать.

Червяк вылез подышать.

Комар завтрак завершил

Трех мальчишек укусил.

И паук, жуя свою добычу

Радуется утру сентября.

Пролетая, самка светляка

Освещает крыльями дорогу.

Куколок припрятав, таракан

Убегает, услыхав тревогу.

Там кузнечик на поляне

К небу ушки навострил,

Чтобы страшный насекомый –

Скорпион его не съел.

Богатырь там муравей

С родственником термитом

Строят семьями дома

Ладно – деловито.

Ошибки:

Червяк выходит на поверхность земли только после дождя.

Самец комара не пьет кровь.

Паук не жует, у него сосущий ротовой аппарат.

Самка светляка не летает.

Светящиеся органы светляка на брюшке.

У таракана нет куколок, развитие с неполным превращением.

У кузнечика слуховой аппарат на голени.

Скорпион относится к классу паукообразные.

Скорпион пустынное животное и не живет на поляне.

Термит относится к отряду Термитов, а муравей – к отряду Перепончатокрылые.

3. Интересные факты

  1. Латинское название происходит от двух древнегреческих слов: «сустав» и «нога».
  2. Эти удивительные создания могут реагировать и на короткие радиоволны.
  3. Паук может дожить до 30 лет.
  4. Если вдруг произойдет ядерный взрыв, то среди выживших существ окажутся пауки, так как их панцирь настолько крепок, что способен выдержать даже это.
  5. У разных видов многоножек от 30 до 354 ног.
Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, т.е. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 Познавательные: постановка и формулирование проблемы, доказательство, анализ объекта.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Задает вопросы.

Организует анализ ответов учеников возникшей ситуации.

Учитель указывает: Где возникло затруднение? 

После ответов детей уточняет тему урока и цель.

Заслушиваются варианты ответов. 

Учитель уточняет –  Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.

Отвечают на вопросы.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему цель и задачи урока.

Вопросы (выводы): 

  1. На все ли вопросы вы смогли дать ответ?
  2. Чего нам не хватает для этого?
  3. Возможно, ли отнести представленных животных к одной группе?
  4. Дайте название группе? Варианты: (Тип Членистоногие, Тип Многочлениковые, Тип Твердопанцерные)

Сформулируем тему урока (слайд 3): «Общая характеристика типа Членистоногие». 

Сформулируем цели и задачи урока: Выявить характерные признаки Типа Членистоногие и доказать, что они наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные.

Вопрос: Почему тип получил такое название – Членистоногие?

Выдвижение гипотезы (слайд 4):

1. Членистоногие – многоклеточные (одноклеточные), двусторонне-симметричные (с лучевой симметрией), со смешенной полостью тела – миксоцель (вторичная полость тела – целом), трехслойные животные; 

2. Имеют сегментированное тело – гетерономное (гомономное) и членистые конечности

3. Снаружи тело покрыто плотной твердой кутикулой  – хитин (мягкое).

Познавательные: Формирование умения

осуществлять

многосторонний

подход к изучению вопроса.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

Формирование

умение слушать мнение

одноклассников, поддерживать его или опровергать.

Регулятивные: 

целеполагание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения 

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предлагает учащимся построить проект выхода из затруднения, т. е. определить перечень вопросов для изучения темы Называют вопросы которые необходимо изучить для выполнения цели урока. Фиксируют преодоление  возникшего раннее затруднения. Вопросы для выполнения целей урока:

  1. Определить основные источники информации (учебник, справочная литература, энциклопедии, раздаточный материал).
  2. Выявить общие признаки Типа Членистоногие.
  3. Классифицировать представителей, выделив классы.
  4. Выделить черты сходства и различия во внешнем строении различных представителей (классов: ракообразные, паукообразные и насекомые).
  5. Сделать вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим членистоногим широко расселиться.
Познавательные: – анализируют, сравнение и обобщают информацию

Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Организует работу в парах. Выполняют (в парах) типовые задания на новый способ действий. Для опровержения или подтверждения гипотезы выполним задание – работа в парах (приложение 1) Познавательные: формирование умения ориентироваться в информационных источниках, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные:  формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Физкультминутка
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Устанавливает осознанность восприятия. 

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Проверяет уровень усвоения материала чрез выполненные действия.

Составляет ментальную карту.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют ментальную карту. 

  • Для комплексного восприятия материала по полученным сведениям составляем ментальную карту (приложение 4). 

Учитель задает вопросы:

  1. Какие классы выделяют у типа Членистоногие (ракообразные, паукообразные, ракообразные).
  2. По каким критериям вы давали характеристику Типу Членистоногие (среда обитания, части тела, тип сегментации количество ходильных ног, наличие крыльев, количество усиков, органы зрения, симметрия тела, дыхание при помощи, представители)
  3.  Выделите характерные признаки для каждого класса.

Подведение итогов (обращение к выдвинутой гипотезе который был поставлен в начале занятия)

Выдвижение гипотезы (подтверждение или опровержение, сайд 5):

1. Членистоногие – многоклеточные), двусторонне-симметричные, со смешенной полостью тела (миксоцель), трехслойные животные.

2. Имеют сегментированное тело – гетерономное  и членистые конечности.

3. Снаружи тело покрыто плотной твердой кутикулой (хитин).

Познавательные: умение структурировать знания.  Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить высказывания; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные

формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  

Действия. 

Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деят.)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. 

Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Выполняют индивидуальное задание (по карточкам, по ментальной карте и в интерактивном режиме – file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.383/index.html, file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.338/index.html, приложение 5). Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; контроль, коррекция и осознание того, что усвоено; осознание качества усвоения.

Личностные: самоопределение

VIII.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Обязательно: п.   , самостоятельно составить ментальную карту описав системы внутренних органов членистоногих; 

желательно: взяв за основу ключевое слово «Членистоногие», составить кроссворд.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Наш урок подходит к логическому завершению. 

Давайте вспомним: 

  • Какое новое знание мы открыли?
  • Как мы это сделали? 
  • А что осталось сделать?

Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями (приложение 6):

  1. Я знаю, характерные признаки Типа Членистоногие.
  2. Я могу определить по рисунку, представителей
  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).
  5. Я сегодня был активным на уроке.
  6. Я сегодня был внимательным на уроке.
  7. Я выполнял правила работы в паре.
  8. Я сам(а) открыл(а) новое знание.
  9. Я доволен своей работой на уроке.

Учитель: 

  • Кто ответил, что у него в самостоятельной работе были ошибки? Почему? Над чем тебе еще надо поработать? Где ты будешь это делать? Что будешь делать? 
  • Кто справился полностью?
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества

Разработка технологической карты урока на тему “Общая характеристика типа Членистоногие”
Пролистать наверх