Активные формы работы на уроках биологии.” Методические рекомендации при изучении школьного курса по биологии «Анатомия , физиология и гигиена человека».

Автор: Юсупова Лилия Энверовна

учитель биологии МБОУ СОШ№37 РСО-Алания г. Владикавказ ”

Активные формы работы на уроках биологии.” Методические рекомендации при изучении школьного курса по биологии «Анатомия , физиология и гигиена человека».

Активные формы работы на уроках биологии 

                                                                                            Учитель высшей категории 

                                                   Юсупова Л.Э.

                                                  РСО-Алания

                                                 г.Владикавказ

                                                  МБОУСОШ№37 

Постановленные перед школой задачи могут быть решены в процессе дальнейшего совершенствование не только содержание и методов обучения, но и форм организации учебной деятельности в процессе которой каждый школьник должен овладеть определенной суммой знаний и приобрести умение самостоятельного учебного труда, проявляя при этом познавательный интерес и активность.

Характер познавательной деятельности учащихся определяется не только целями и задачами обучения, но и содержанием учебного материала, формами организации работы с ним. Приобретаемые учащимися знания по предмету не остаются неизменными в процессе обучения, а постоянно развиваются.

В программах по биологии средней общеобразовательной школы не только указываются учебные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении каждой конкретной темы, но и предусматривается развитие и углубление знаний с учетом преемственности тем всего школьного курса биологии. Характер познавательной деятельности учащихся также меняется. Они обучаются применять знания и умения разной сложности и устанавливать между ними различные связи.

«Не простое усердие, не заучивание готовых решений, а самостоятельность мнения»- говорил академик Лаврентьев.

Постановка задач- необходимое условие стимулирования мышления учащихся. Нужно чаще ставить мысль учащегося перед противоречиями, считая это очень эффективным приемом руководства познавательной деятельности ученика.

На уроках биологии, создавая проблемную ситуацию, учитель должен поставить учеников в такое положение, чтобы они почувствовали необходимость решить задачу и в то же время недостаточность предыдущих знаний для решения возникшей перед ними задачи.

Чувство затруднения побуждает учеников к её анализу, рассмотрению того, что неизвестно и что известно.

При анализе проблемной ситуации и формировании проблемы учащиеся припоминают и отбирают необходимые им знания, приобретенные раньше. Предшествующие знания позволяют ученику только частично объяснить новые явления, факты, нужные дополнительные знания и самостоятельные действия и умения: выдвижение гипотез и их проверка, проведение лабораторного эксперимента, самостоятельное изучение учебного материала по учебнику. Познавательная деятельность учащихся протекает при этом осознанно, целенаправленно и при высокой активности.

Важно, чтобы в ходе бесед или самостоятельной работы, учащиеся оказывались перед необходимостью разрешения ряда проблемных ситуаций и возникающих перед ними вопросов, требующих самостоятельного размышления.

Важно, чтобы в ходе бесед или самостоятельной работы, учащиеся оказались перед необходимостью разрешения ряда проблемных ситуаций и возникающих перед ними вопросов, требующих самостоятельного решения.

Проблемное обучение- это   активизация познавательной деятельности учащихся. На уроках биологии, представляется возможность учащимся «делать маленькие открытия», прививать им исследовательские навыки

При изучении темы «Бактерии» учитель говорит: «Сегодня перед вами стоит задача: выяснить, как распространяются бактерии. Ответ на этот вопрос мы получим из опыта». Совместно с учителем закладывается опыт. Учащиеся с большим интересом относятся к постановке опыта. На одном из уроков они прикасаются пальцами к застывшему в чашке Петри агар- агару, а на следующем уроке отыскивают на субстрате- там, где прикасались к нему пальцы учащихся- колонии бактерий.

Этот прием может использоваться не только при постановке опытов, он годится при изучении любого, даже и неинтересного для учащихся материала, из которого вытекает тот или иной вопрос.

При изучении темы « Клеточное строение растений»- ставится вопрос: «Есть ли взаимосвязь всех органов растений, несмотря на то, что они имеют различное клеточное строение и выполняют различные функции?» Некоторые из учащихся говорят «Да», «Нет».  Учитель говорит: «Докажите». Учащиеся спорят, нет равнодушных, каждый старается высказать свое мнение. Они, наконец, убеждаются, что корень не может существовать без листьев, как листья без корня, учащиеся приходят к выводу: взаимосвязь органов растения тем и объясняется, что они выполняют различные функции, взаимно дополняют друг друга, образуя единый целый организм растения.

Формы проблемного обучения различны: проблемное изложение материала учителем, привлечение учащихся к самостоятельному поиску в процессе изложения материала, различные виды поисковой самостоятельной работы.

Примером использования одного из методов является урок по общей биологии в 11 классе на тему «Обмен энергии в клетке. Значение АТФ». Перед учащимися ставится вопрос» «В чём сущность процесса обмена веществ?» или «Как вы понимаете, что такое жизнь?» На предшествующих уроках  учащиеся получили задание подобрать цитаты различных ученных о жизни. В начале урока говорю им о том, что все реакции обмена веществ протекают последовательно в определенном месте клетки. Вспоминаем о роли воды, белков, жиров, нуклеиновых кислот, углеводов для обмена веществ. Работают учащиеся активно, затем самостоятельно по учебнику изучают процессы ассимиляции и диссимиляции, которые противоположные друг другу и в то же время тесно связаны между собой. Отвечают, ставим  следующий вопрос: «До каких веществ расщепляются в организме белки, нуклеиновые кислоты?» Этот вопрос встречает у учащихся затруднения. Далее развиваем понятие о значении белков, вспоминаем, что все ферменты- белки.

Энгельс говорил «Жизнь- это есть способ существования белковых тел». Теперь в 21 веке, в эпоху новой революции в естествознании, осталось еще  в силе определение Энгельса.

Жизнь есть способ существования  белковых тел и эта форма существования заключается по существу в их постоянном самообновлении. Вопрос, поставленный в начале урока учащиеся разрешили после многих споров. На том уроке был применен и метод привлечения учащихся к самостоятельному поиску в процессе изучения новых знаний и проблемное изучение знаний.

На уроке биологии , нужно использовать познавательные задания, иллюстрирующие практическое значение биологических знаний. При этом важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались самыми школьниками в процессе выполнения познавательных заданий. Например, в 9 классе в теме «Обмен веществ и энергии. Выделение».

Задание: в одном из экспериментов две дюжины крыс кормили без количественных ограничений в течении месяца, после чего в зверька ввели некий концентрат. У 14 из них развился рак. Контрольная группа подверглась ограничению в еде на 40%. После введения того же конкретного вещества болезнь не была обнаружена ни у одного животного. Какое предположение можно сделать на основе результата данного эксперимента? Ответ: используя приведенные факты можно сделать предположение о вреде избыточного питания в результате которого изменяются процессы в организме, понижается его сопротивляемость, ослабляется иммунная защита.

В 10 классе в теме «Эволюционное учение» (критерии, виды)

Задание. После люцерны высокоурожайного кормового растения, часто бывает заражены горчаком розовым, растением вызывающим тяжелые заболевания животных. Литовские ученные создали оригинальную установку, позволяющую отделить семена горчака от семян люцерны. Посевной материал засыпают в бункер, откуда он поступает на движущуюся горизонтальную ленту транспортера и затем ссыпается с нее в приемные отделения. Рядом с лентой установлен электрод, на который подается ток высокого напряжения. Под действием создаваемого электрического поля семена прилипают к поверхности ленты и, в зависимости от их механических и электростатических свойств, отрываются от не чуть раньше или чуть позже, попадая при этом в разные отделения классификаторов. Определите, использование каких критериев вида лежит в основе конструкции данной установки?

Ответ: в основе данной установки лежит использование морфологического и биохимического критериев.

Методика составления подобных заданий проста. В научно- популярной, периодической литературе публикуется много материала, в котором иллюстрируются те или иные биологические явления, влияние деятельности человека на окружающую среду, на живые организмы. Учитель подбирает интересные примеры и формулирует к ним вопросы.

Большое значение в развитии проблемного обучения имеют индивидуальные задания. Подготавливая индивидуальные задания надо учитывать склонность того или иного учащегося к теоретическим или практическим вопросам: одни с удовольствием берутся за подготовку доклада, другие- за постановку того или иного опыта.

Например в 6 классе за несколько дней до урока на тему «Прорастание семян, питание проростков и появление всходов различных культур (пшеницы, ржи, гороха, ячменя, подсолнечника). Перед уроком о развитии побега из почки одной ученице предложила поставить опыт, показывающий, какое влияние на развитие побега оказывает температура воды, другой- провести наблюдения за распусканием почек на веточках разных растений- тополя, сирени, ивы, смородины. О всех наблюдениях и полученных в опытах результатах учащиеся рассказывали на соответствующих уроках.

На уроке по теме «Строение стебля» всем учащимся предлагается прочитать параграф и подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Каково строение стебля?
  2. Каково значение корня?
  3. Каково значение древесины и сердцевины?

Кроме того, учащимся предлагаю ещё одно задание- подготовить и записать в тетрадях вопросы, которые можно будет задать отвечающим у доски товарищам.

После выполнения основной части задания учащиеся предложили своим товарищам ряд вопросов:

  1. Что такое чечевички? Где они находятся и какую играют роль?
  2. Что такое сосуды? Какую они выполняют роль?
  3. Почему древесина прочнее сердцевины?
  4. Где используется древесина человеком?

Большое значение в эффективности проблемного обучения на уроках биологии имеет использование лекций и семинаров.

Лекция- одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе.Лекционная форма организации учебных занятий в вузе во все времена имела своей главной целью передачу знаний. Основные требования к проведению лекций- научность, идейность, доступность, проблемность. В настоящее время лекции перестали быть прерогативой высшей школы. Использование лекций кроме передачи знаний имеет и другие важные функции.

Например, в 9-11 классах  можно весь курс обучения биологии построить  на лекциях и семинарах. На лекциях  ставить  задачу не только дать учащимся основы знаний по предмету, но и сформировать у них специальные и общие учебные умения и навыки, создавая проблемные ситуации.

Школьная лекция обычно длится 30- 35 мин. Например, на первой лекции какой- либо  темы, ввести  учащихся в круг вопросов новой темы, которые должны прежде всего вызвать у них познавательный интерес,  активизировать  умственную деятельность учащихся на данном уроке , что является предпосылкой успешного решения проблемных ситуаций, задач на последующих занятиях. При проведении такой формы обучения  надо тщательно походить к отбору содержания лекций..

Ученые доказали, что учащиеся лучше усваивают материал лекции, если логика её строится в соответствии с содержанием конкретных параграфов учебника. На лекциях  можно использовать  демонстрационный эксперимент, средства наглядности (таблицы, схемы и т.д.). Лекции  надо строить проблемно. Для постановки проблем используют факты, которые известны учащимся из наблюдений за лабораторными опытами, из справочного материала.

Семинарские занятия проводятся после всех лекций по данной теме. Они строятся на вопросах, заданиях, разрешения проблемных ситуаций.

Например, в 9 классе тема «Кровь и кровообращение», проблемное задание:

Объясните и запишите ответы на три вопроса:

  1. Почему для пчеловода пчелиное жало безопасно?
  2. Почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если он заранее сделал особые прививки?
  3. Что при этом вводят в кровь человека?

Дети пытаются ответить на поставленные вопросы. И конечно же находят ответы .

  Для закрепления биологической терминологии , активизации мыслительного аппарата можно использовать биологические диктанты , творческие задания  и т.д. 

В 8 классе при изучении темы «Птицы», запланированная лабораторная работа по теме «Внешнее строение и особенности поведения птиц». Вот некоторые вопросы в которых есть проблемное задание:

  1. Из каких отделов состоит нога птицы? Сколько пальцев на ноге и как они расположены? Как можно объяснить такое расположение?
  2. Чем покрыта с наружи нижняя часть ноги птицы? Какие изученные ранее животные имели такой же покров? О чём это говорит? Можно ли считать это сходство случайностью?

При обобщении этой темы можно включить вопросы познавательного характера, например:

  1. Существует ли «птичий язык»? (Наука, занимающаяся изучением языка животных называется семиотика. Например, у кур есть десятка два звуковых сигналов. Из них четыре- пять- предупреждающих о серьезной опасности с воздуха или с земли. Несколько языков имеет ворона, причем городские птицы не могут разговаривать с деревенским).
  2. Как привлечь полезных птиц в поля, сады, огороды? (для привлечения полезных птиц развешиваются скворечники, для более мелких птиц устраивают живые изгороди из колючих кустарников- это защита гнёзд от домашних кошек и других хищников).
  3. Почему коршун то летает очень высоко, то планирует над землей? (Коршун может подниматься на головокружительную высоту. Там он кружится, а потом вдруг падает вниз камнем. Но когда он охотится за цыпленком, то летит низко, скрываясь в тени деревьев, чтобы внезапно появиться, схватить жертву и быстро скрыться).

На каждом уроке  необходимо  помочь ученику раскрыть себя, вызвать в каждом стремление проявить своё «я», а для этого нужно обучать школьников творчеству, т.е. вооружать их умением осознавать проблему, выдвигать гипотезу. Каждый урок для ребенка должен быть загадкой, тайной, которую он должен разгадать с помощью учителя.

На уроках биологии нужно активизировать не только ум, мышление, но и воображение.

Например, в 6 классе «Осенние явления в жизни растений». В начале урока детей надо настроить на решение поставленных вопросов, включая музыку на 5-7 минут и обратиться к детям: «Сядьте удобнее, закройте глаза, освободитесь от всех ненужных мыслей. Представьте себе усыпанными желтыми листьями аллеи старого парка. Кругом яркие желто- красные листья. Протяните руку и соберите разноцветный осенний букет. Вот два листочка сцепились на лету, будто танцуют в прощальном осеннем вальсе.

Вот двое ярко- красных

Взялись за руку

Напрасно.

Только дунь-

И все исчезло,

Все пропало

Этот желтый, одинокий,

 все бросается под ноги, 

ищет счастья после бала,

После бала.

 Открыли глаза и спокойно подумайте: Какой цвет листьев в осеннем лесу? Давайте вместе подумаем, почему листья желтые, красные?»

Прозвучала проблема, которую дети вместе с учителем обязательно решат. Подобные упражнения развивают способность легче вживаться в урок.

Организация естественного общения, творческая деятельность, обусловленные внутренними эмоциональными побуждениями, позволяют увести учеников от шаблона. Уроки должны быть разнообразны, интересны, для этого можно использовать разнообразные упражнения.

Вот несколько примеров:

  1. Упражнение «Вопрос- ответ». Работа с текстом учебника. Это упражнение я бы рекомендовала для особых классов. Ученик или учитель вслух читает какую-то часть текста. Класс делится на две группы. С начало первая группа задает вопросы по прочитанному отрывку, а вторая отвечает на них, затем команды меняются ролями.
  2. Упражнение «Кто больше поставит вопросов». Перед объяснением новой темы, учитель предлагает составить вопросы к изложенной теме.
  3. Упражнение «Биологическая головоломка». Это упражнение хорошо применять при обобщение тем, например «Млекопитающие». Учитель читает текст или говорит: «Я встретила удивительное животное, у него тело было покрыто перьями, а своих детенышей вскармливало молоком. Ответьте на вопрос, признаки каких классов животных имело это животное? 
  4. Интересным, я думаю, будет и проведение уроков- аукционов цель которых обобщение и систематизирование биологических знаний. На  урока- аукционах класс делится на две – три группы, предлагается какая- либо тема, и кто больше может рассказать по этой теме.
  5. Древо мудрости. На доске имитация дерева с листочками- заданиями. Учащиеся срывают эти листочки и отвечают на вопросы. Эту работу учитель может проводить по разному: можно класс на три команды, можно индивидуально работать с каждым.
  6. Пересказ по кругу. Ученик пересказывает тему, затем останавливается и её продолжает рядом сидящий и т.д.
  7. Если бы да кабы… В этой работе активизируется знания учащихся, фантазия, связь с другими предметами, например, ученик выдвигает гипотезу, что может произойти с тем или иными животными при изменении условий существования. На этой гипотезе строится урок, учащиеся выдвигают свои точки зрения.
  8. Урок- конкурс «Ай болит». Такие уроки можно проводить в 6, 7 классах при изучении ботаники. Учащимся дается задание подготовить сообщение о лекарственных растениях и при каких заболеваниях они используются, указать рецепты их приготовления. В 9 классе можно провести конкурс, кто правильно и быстро окажет первую помощь.
  9. Что лишнего. Учащиеся под диктовку в своих тетрадях и на доске записывают ряд биологических терминов, например корень, стебель, лист, цветок, клетка. Какое слово лишнее? Ученик отвечает «клетка». Учитель: «Почему, объясни?» Учащиеся объясняют. В этом задании с одной стороны идет работа по правильному написанию биологических терминов, а с другой стороны активизируется мышление учащихся, они пытаются доказать свою точку зрения.
  10. Урок- состязания, включает несколько чередующих игр, при этом класс делится на несколько групп. Например в 7 классе на обобщающем уроке по теме «Отдел цветкового растения» можно дать такие задания:

– знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных;

– найдите ошибку;

-знаете ли вы признаки семейств растений;

-узнай семейства;

-узнай название растения.

Во всех этих  работах присутствует дух игры, а он должен быть в школе во всей её жизни на всех уроках и во внеурочной работе.

Каждый учитель должен научиться проектировать игровые ситуации и задания, в которых бы органически учитывались своеобразия класса  и каждого ученика. Перефразируя известную пословицу можно утверждать: «Скажи мне в какие игры ты играешь, и я скажу кто ты»

Элементы игры на уроке это и воображение, мобилизация знаний, активизация мыслительной деятельности.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что не нужно отказываться и от других, хорошо зарекомендовавших себя приемов и методов обучения, а так же и от традиционной структуры урока. Выбор той или иной структуры урока, того или другого обучения целиком зависит от того, какие цели ставятся перед уроком и каково его содержание. Хотелось бы дать рекомендации по проблемному обучению биологии:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся методом создания проблемной ситуации приемами на тех уроках, где есть возможность создать её.
  2. Следует применить следующие методы по созданию проблемных ситуаций:
  1. Проблемное изложение знаний;
  2. Привлечение учащихся к самостоятельному анализу в процессе изложения знаний;
  3. Применять исследовательский метод обучения и эксперимент;
  1. Использовать на уроках биологии:
  1. Удивление;
  2. Новизны;
  3. Придания значимости изложению;
  4. Эмоционального воздействия.

 

Игровой конструктор.

Педагогические возможности игры в жизни коллектива и человека обнаружены давно,  ещё во времена Платона. О значении игры в обучении писал Ян Амос Коменский: «Спеши в школу, как я на игру, она и есть такова». В 18 веке Русско и Песталоцци, видя в игре «своеобразную деятельность дитяти», полагали, что через игру и надо готовить его к жизни. Значительный вклад в теорию игры внесли Ушинский и Легсафт. Особое место в разработке теории педагогики игры принадлежит Шацкому, Крупской, Сухомлинскому, которые отдали игре должное место в системе воспитания и обучения.

Современная педагогика признает игру только в комплексе с другими методами воздействия и подчёркивает её подчинённость педагогической цели. Активное включение ребенка в такую игру, считают специалисты, улучшает его позиции в коллективе. Но, несмотря на растущий интерес к проблеме и успехи в разработке игр, ряд вопросов остаётся ещё за пределами педагогических исследований. Не учитывается в должной мере, например, потребность в игре у школьников среднего и старшего возраста. Моя цель- показать роль игровых ситуаций на уроках в старшем и среднем звене.

Выясним для начало, что такое игра. Это первый взгляд. Игра- обязательно действие коллективное; игровые правила всегда рассчитаны на игрового партнера. Успех в игре, чтобы быть полным, должны переживаться, о нём должны знать другие.

В процессе игры её участники вступают не в мнимые, а в реальные отношения. Но, будучи деятельностью смоделированной, игра снижает возможность корысти между партнёрами, общение приобретает доверительный характер, даже несмотря на стремление победить.

Рассмотрим некоторые игровые ситуации, применение на уроках в любом классе.

«Барон Мюнхгаузен»

Сочетается со всеми видами опроса учащихся. В игре с удовольствием включаются и самые старшие школьники. Суть её в следующем.

От имени барона Мюнхгаузена даётся ошибочное утверждение. Задача играющих- разоблачить «враньё». Например, в 7 классе после изучения диффузии в твердом теле можно рассказать такую короткую сказочку: барон, выиграв много денег, туго набил кошелёк золотом и серебром и отправился домой, но, пока шёл, монеты срослись друг с другом и попортились. Учащиеся быстро разоблачают Мюнхгаузена, потому что, диффузия в твердых телах- достаточно длительный процесс.

«Физический слалом»

Применяется при работе с различными текстами. Класс делится га группы. Им дается время на изучение какого- либо текста. Затем каждая группа готовит по тексту оговоренное заранее количество вопросов для соперника. Правильность ответов оценивают сами учащиеся. Тесты лучше брать познавательного характера. Так, в 11 классе можно проводить игру при изучении темы «Виды излучения. Источники света. Спектры и спектральные аппараты». 10 минут отводится при этом на знакомство с текстом учебника. Материал достаточно простой, к тому же частично знакомый из курса астрономии. 5-10 минут даю на написание вопросов на доске- через 20 минут перед каждой командой по пять вопросов на тему. Ещё 10 минут ребята готовят ответы и оценивают их правильность. Отставшие 15 минут оцениваем ход игры и демонстрируем опыты, по теме. Игра повышает интерес к работе с текстами, активизируем мышление.

«Физический крокодил»

Эта игра с успехом используется на уроках обобщения знаний. Учащиеся делятся на две команды, скажем, команду мальчиков и команду девочек. Одному из ребят тихо говорю, какой «опыт» надо показать только с помощью мимики и жестов, без слов, без оборудования. Игра на время. Победитель- команда, которая быстро угадывает- проводит опыт уже с оборудованием. Так, после изучения темы «Строение атома» в 8-м классе школьники демонстрируют опыты по электризации тел с электрофорной  машиной, с эбонитовыми и стеклянными палочками на гильзах и султанчиках, опыты с электроскопами  на делимость заряда и другие. Обычно игра проходит очень живо и весело. Ребята с удовольствием вспоминают известные им материал.

«Что, где, когда»

Нет нужды описывать ход этой игры ввиду её широкой известности. Скажем только, что форма эта хороша прежде всего на уроках обобщения, но подходит и при изучении нового материала. Игру можно проводить с предварительным домашним заданием: скажем в 9-м классе по теме «Вечный двигатель» ребятам даётся задание отыскать в книгах описание различных проектов «Перпетуум мобиле.»

«Физический пинг- понг».

Применяется при опросе по домашнему заданию. К доске выходят двое учеников и попеременно задают друг другу вопросы по теме и оценивают полученные ответы. Оценка зависит от количества правильных ответов, дополнительные баллы можно ставить за качество вопросов. Игра не требует никакой предварительной подготовки со стороны учителя. Рассчитана на активизацию внимания учащихся при ответе у доски.

«Ответ с рецензией».

Ответ ученика у доски записывается на магнитофоны. При прослушивании записи класс пишет по заранее разработанному плану рецензию (полнота ответа, логичность, мастерства учащегося говорить и держаться; что упущено в ответе, что сказано неверно; наличие своих примеров; предположительная оценка). Рецензии могут носить и шуточный характер. Такая форма опроса заставляет учащихся следить за своей речью, проведением во время ответа. Рецензии можно проверять выборочно, зачитывать некоторые из них и давать свой комментарий.

«Комментатор».

Используется обычно при повторных показах фильмов, диафильмов, диапозитивов, репродукций демонстрации карточек, через эпидиаскоп и т.п. с целью закрепления материала. Суть заключается в необходимости прокомментировать кинофильм, демонстрирующийся без звука, либо д/ м без титров и т.д. Комментатора можно неожиданно прервать и попросить другого продолжить рассказ.

«Баранья голова».

Помогает усвоить новую терминологию. В конце урока даю задание вспомнить все новые термины урока. Первый ученик называет один термин, второй- предыдущий и свой, третий- оба предыдущих и свой и т.д. Порядок слов сохраняется. Если учащийся ошибается, следующий не исправляет его, а говорит «баранья голова». На уроке завершающим тему цепочка доходит до 20 и более слов.

«Мячик со словами»

Это один из вариантов отработки терминологии. Кидая мяч соседу, ученик называет термин. Поймавший добавляет такие слова, чтобы получилось короткое предложение, кидает мяч следующему, называя новый термин. Например «Конвекция- происходит в жидкостях». Игра  развивает сообразительность и находчивость, стимулирует внимание и реакцию.

«Ипподром».

Игра хороша тем, что отно к немногим, используемым при изучении нового материала. Класс делится на 2 группы «жокеев» и «лошадей». Одна получает карточки с вопросами, другая- с правильными ответами. Каждому надо найти свою пару: «жокей» свою «лошадь». Ответом может быть и практическое задание, тогда парам необходимо его выполнить. Вопросы и ответы можно разделить не персонально, а подгруппам. Во время игры ученики свободно перемешаются по классу, что требует определенной культуры поведения.

«Вертушка»

С успехом применяется при выполнении лабораторных и практических работ, при решении задач и т.п.

Класс разбивается на несколько команд (4-5) каждой даёте 4-5 заданий. Побеждает команда, быстрее других справившаяся с заданиями. Для игры столы ставят в 4-5 рядов (по количеству групп) на каждый выставляют 4-5 комплектов оборудования, карточки с заданиями и т.п.

«Машина времени»

Игровые роли- четыре экипажа, король со свитой, колдун. Экипажи четырех «машин времени» терпят аварию, оказываются без техники и попадают в прошлое. Необходимо доказать свое могущество и реальную пользу своих знаний в приютившем их королевстве. Задача колдуна- не упустить власть из своих рук- очернить пришельцев. Король отпустил на поддержку научных исследовании 100 дублонов, их необходимо распределить между экипажами в зависимости от перспективности направлений их деятельности. У короля есть право казнить пришельцев, если они будут заподозрены в обмане. Побеждает команда, получившая необходимую финансовую поддержку. Игра проходит для уроков обобщения.

«Формула 5. Физические гонки».

Используется при проведении лабораторных работ. Судейская коллегия из учащихся по заранее подготовленным вопросам допускает или не каждый «экипаж» к первому и последующим этапам работы. Поэтапность выполнения задания оговаривается. Фиксируется только финиш, т.е. завершение работы. Побеждают быстрейшие.

«Блеф- клуб»

Класс разбивается на несколько команд (либо одна команда, а остальные болельщики). В течение некоторого времени команды готовят вопросы (по одному на соперника) по типу: «Верите ли вы, что школьная электрофорная машина может находиться под напряжением до 1000В?». Каждый правильный ответ предварительно записывают на отдельном листке. С помощью «вертушки» команды задают друг другу вопросы. Команда- победитель играет с учителем. Игра хороша в теме «Повторение».

Перечень игр можно проложить, но в этом нет необходимости: любой учитель способен придумать аналогичные игры, а игра может множество вариантов. Единственный вопрос, который встаёт при широком внедрении игровой методики- это вопрос экономии учебного времени. Ведь игра не самоцель, а средство обучения, и время на игре не теряется, потому что тема усваивается, как правило, более интенсивно. В качестве дополнительного резерва времени, на мой взгляд, можно использовать метод блочной подачи материала. Так при темы «Теплота» в 8-м классе я трачу всего три урока на то, чтобы сообщить учащимся основные знания, потому что в начале учебного года три первых урока мы повторяем особенно внимательно тему «Работа и энергия» (7-й класс), а неизвестные величины из формул типа  F=pqv  находим по правилу «пересказов». На оставшихся 20 уроках эти схемы постепенно и основательно обрастали практическими знаниями. И несомненным подспорьем в их усвоении были игровые методы обучения. Надеюсь, что «Игровой конструктор» поможет учителям, особенно начинающим получить хорошие учебные результаты, увидеть в каждом ученике личность, установить контакты между школьниками, учителями и родителями. Игра- замечательный тренинг человеческого общения

 

  1. Древо мудрости. На доске имитация дерева с листочками- заданиями. Учащиеся срывают эти листочки и отвечают на вопросы. Эту работу учитель может проводить по разному: можно класс на три команды, можно индивидуально работать с каждым.
  2. Пересказ по кругу. Ученик пересказывает тему, затем останавливается и её продолжает рядом сидящий и т.д.
  3. Если бы да кабы… В этой работе активизируется знания учащихся, фантазия, связь с другими предметами, например, ученик выдвигает гипотезу, что может произойти с тем или иными животными при изменении условий существования. На этой гипотезе строится урок, учащиеся выдвигают свои точки зрения. Учитель должен направлять урок.
  4. Урок- конкурс «Ай болит». Такие уроки можно проводить в 6, 7 классах при изучении ботаники. Учащимся дается задание подготовить сообщение о лекарственных растениях и при каких заболеваниях они используются, указать рецепты их приготовления. В 9 классе можно провести конкурс, кто правильно и быстро окажет первую помощь.
  5. Что лишнего. Учащиеся под диктовку в своих тетрадях и на доске записывают ряд биологических терминов, например корень, стебель, лист, цветок, клетка. Какое слово лишнее? Ученик отвечает «клетка». Учитель: «Почему, объясни?» Учащиеся объясняют. В этом задании с одной стороны идет работа по правильному написанию биологических терминов, а другой стороны активизируется мышление учащихся, они пытаются доказать свою точку зрения.
  6. Урок- состязания, включает несколько чередующих игр, при этом класс делится на несколько групп. Например в 7 классе на обобщающем уроке по теме «Отдел цветкового растения» можно дать такие задания:

– знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных;

– найдите ошибку;

-знаете ли вы признаки семейств растений;

-узнай семейства;

-узнай название растения.

Во всех этих  работах присутствует дух игры, а он должен быть в школе во всей её жизни на всех уроках и во внеурочной работе.

Каждый учитель должен научится проектировать игровые ситуации и задания, в которых бы органически учитывались своеобразия класса  и каждого ученика. Перефразируя известную пословицу можно утверждать: «Скажи мне в какие игры ты играешь, и я скажу кто ты»

Элементы игры на уроке это и воображение, мобилизация знаний, активизация мыслительной деятельности.

Юсуповой Л.Э. тема Кровь и Кровообращение
Активные формы работы на уроках биологии.” Методические рекомендации при изучении школьного курса по биологии «Анатомия , физиология и гигиена человека».
Пролистать наверх