Автор: Яковлева Наталья Анатольевна
учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С. Макаренко г. Орска»
Сценарий мероприятия «Россия- Родина моя!»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С. Макаренко г. Орска»
Методическая разработка
Сценарий мероприятия Тема: «Россия- Родина моя!» Возраст обучающихся: 7-8 лет
Автор: Яковлева Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории МОАУ «СОШ №1 им. А.С.Макаренко г. Орска»
Адрес: Оренбургская обл., г.Орск, ул.Пацаева, д.15 кв.13
телефон: 89619331337
Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тема воспитательного мероприятия: сценарий мероприятия для параллели 1-х классов «Россия -Родина моя!» в рамках проведения традиционного школьного мероприятия «Фестиваль национальных культур»
Актуальность выбора темы: как воспитывать в детях чувство патриотизма к своей родине, к своему народу? Нужно ли знакомить детей младшего школьного возраста с историей и культурой своего народа в неразрывном единстве с культурой Оренбургской области и России? Эти вопросы задают современные родители педагогам. Обратимся к нормативным документам, связанным с образовательной политикой.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» декларирует важнейший принцип «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде». В федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования приоритетной задачей основной образовательной программы является «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине».
Значимость воспитания патриотических чувств у детей младшего школьного возраста четко прослеживается в трудах отечественных писателей, педагогов и ученых Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Педагог в своей деятельности пользуется художественными средствами нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Их можно объединить в группы: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, анимация и другие. Эти группы средств вызывают у обучающихся отклик на познаваемые явления.
Участвуя в таких мероприятиях, дети узнают много нового о культуре своего народа, учатся любить свою страну, гордиться её историей.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 1 класса (дети 7-8 лет)
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: в рамках инновационной программы воспитания: «Растим патриотов»; мероприятие можно провести, как праздник, посвященный «Дню народного единства»
Цель: содействие этнокультурному многообразию народов России, проживающих на территории Оренбургской области и духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством этнокультурного образования в многонациональном регионе.
Задачи:
– содействие укреплению гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений; создание условий для сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России;
– формирование у обучающихся уважительного отношения к национальным культурам и основ культуры межэтнического общения;
– углубление знаний по истории и культуре русского народа;
– воспитание уважительного отношения к семейным ценностям, к истории и традициям своей семьи и рода;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем приобщения к сценической деятельности;
– формирование навыков публичного выступления.
Форма проведения воспитательного мероприятия: праздник с элементами театрализации.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
– технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова;
– метод создания ситуации успеха;
– метод создания воспитывающих ситуаций.
– практический прием: совершенствование исполнительских музыкально-ритмических, танцевальных, певческих навыков, навыков театрализованной деятельности;
– слуховой прием: слушание музыки;
– наглядно-слуховой прием: презентация «Россия-Родина моя!»;
– словесный прием: художественное слово, рассказ педагога.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер, оформленный уголок «Народные промыслы России», костюмы для танцев и сценок.
Виды деятельности: познавательная, двигательная, речевая, певческая, коммуникативная, театрализованная.
Предварительная работа:
- Беседы с обучающимися о символах государства: флаге, гербе, гимне.
- Подготовка экспонатов для оформления уголка «Народные промыслы России»
- Разучивание песен: «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва), «Я живу в России» (музыка В. Цветков, слова Н. Загуменникова) «Гимн России» (музыка А. Александров, слова С. Михалков) «Тик- так, ходики»
- Слушание музыкальных произведений: Чайковский П.И. «Времена года» «Масленица»
- Разучивание танцев: «Ярмарка», «Ложкари».
- Разучивание театрализованных постановок «Мужик с медведем на ярмарке» и сценки «Тесто» https://youtu.be/8JL2h7j7aV8
- Посещение выставки краеведческого музея «Прошлое нашего края»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
Звучит фонограмма «Праздничные фанфары»
Ведущий 1 (обучающийся): Добрый день, дорогие ребята, родители, уважаемые гости!
Ведущий 2 (обучающийся):
Сегодня мы собрались на праздник, посвященный нашей родной стране!
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, как называется наша страна?
(дети: «Россия!») Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Ведущий 1(обучающийся):
Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили – были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечества. (Презентация слайд 1)
Ведущий 2 (обучающийся): Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной зовём мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком. Она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, защищает и бережёт от всяких врагов. (слайд 2)
Ведущий 1(обучающийся):
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Страну по-славянски назвали –
ВМЕСТЕ: Россия. (слайд 3)
Учитель. Про нашу любимую Родину расскажут ребята 1 «А» класса.
Чтец (обучающийся):
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, родная, Россия, –
Что может быть сердцу милей? (слайд 4)
Чтец (обучающийся):
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, родная, Россия, –
Мы сердцем навеки – с тобой! (слайд 5)
Чтец (обучающийся):
Россия – как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа. (слайд 6)
Чтец (обучающийся):
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Чтец (обучающийся):
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – Русь!
Чтец (обучающийся):
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
леса и степь, и горы!
Чтец (обучающийся):
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Чтец (обучающийся):
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней
И то едва домчится.
Чтец (обучающийся):
По всей России там и тут,
Родные люди нам живут.
Россию – родиной зовём,
О ней мы песенку поем!
Звучит фонограмма песни «Моя Россия»
Ведущий 1 (обучающийся):
У каждой страны есть свои отличительные знаки.
Эти знаки называются символами государства.
Ведущий 2(обучающийся):
Символами нашего государства являются флаг, герб и гимн.
О них нам расскажут ребята из 1 «Б» класса! Встречайте!
Фонограмма выход 1 «Б» КЛАСС
(выходят чтецы, в руках шарики трех цветов)
Чтец (обучающийся):
Трех цветов Российский флаг. (слайд 7)
Каждый цвет – для всех нас знак.
Чтец (обучающийся):
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость воинов, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Чтец (обучающийся):
Флаг наш синий в середине,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Чтец (обучающийся):
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
Чтец (обучающийся):
Трех цветов Российский флаг.
Многоцветен этот стяг!
Он – в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом. (уходят)
Ведущий 1 (обучающийся):
А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. (слайд 8)
Ведущий 2 (обучающийся):
У России величавый (слайд 9)
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий 1 (обучающийся):
Гимн – торжественная хвалебная песня. (слайд 10)
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к свершениям зовёт
Внимание! Всем встать!
Звучит гимн России!
Звучит фонограмма «Гимн России» (поют первый куплет)
Учитель.
– С давних по славились русские люди своим задором и весельем. Приглашаем вас на ярмарку. (слайд 11)
Звучит фонограмма песни «Ах, ярмарка, как ты хороша!»
Коробейники (4 человека, читают стихи по -очереди)
1.Народ собирается – (слайд12)
Ярмарка открывается!
Осенью и там, и тут
По Уралу ярмарки идут.
- Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
3.Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
4.На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
5.Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
6.Что душа твоя желает –
Все на ярмарке найдешь!
7.Всяк подарки выбирает, ( слайд 13)
Без покупки не уйдешь!
8.Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
9.Народ собирается –
Наша ярмарка открывается!
ТАНЕЦ «ЯРМАРКА» 1 «А» класс
Чтец (обучающийся):
Собирайся – ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Чтец (обучающийся):
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки…
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Чтец (обучающийся):
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
Учитель.
-А на ярмарке много всяких угощений. Вот и наши герои решили испечь пироги и ватрушки. А как они делали тесто для выпечки- посмотрите.
Сценка «Тесто» 1 «Б» https://youtu.be/8JL2h7j7aV8
Коробейники: (читают стихи по -очереди)
1.Любит русский человек всех гостей к себе позвать,
Сладким чаем, караваем, пирогами угощать.
- В народе говорят: есть хлеб.
Будет и песня.
3.А умелые руки….
Не знают скуки
4.Ну а наш скоморох
На «Рожке» играть – неплох!
Пляшет, ноги задирает,
Словно бабочка порхает!
5.Ну а рядом, парень-крошка,
В пляске бьёт об ложку ложкой; –
Ритм, он пляске задаёт!
Веселись, гуляй народ!!!
Танец с ложками 1 «Б» класс https://youtu.be/Y08qfVFeADk
Сценка с медведем
Чтец (обучающийся):
Вдруг, со смехом, круг распался; –
Дядька с Мишкой показался!
Мишка в центр, дядька с ним; –
Что за чудо пилигрим?!
Чтец (обучающийся):
Чтец (обучающийся):
Мишка, вместе с дядькой пляшет
И платочком синим машет!
В юбке длинной, расписной
И в жилетке озорной!
Чтец (обучающийся):
Наплясались, сил уж нет!
Мишка сел среди конфет!
Детки малые сбежались,
Рядом с Мишкой оказались!
Чтец (обучающийся):
Дружно сладости жуют,
Мишке лакомства дают!
Нынче – Ярмарка у нас!
Праздник, просто – высший класс!!!
Учитель:
– Ну какая же ярмарка без шуток и веселья? Приглашаем девочек из 1 «А», которые споют веселую, шуточную песню.
Песня 1 «А» класс «Тик-так ходики, пролетают годики»
Как же долго мы гуляли,
Мы уже совсем устали…
До свидания, пока,
Удалая ярмарка!!!
Выходят дети в национальных костюмах
Чтец (обучающийся):
Живут в России разные, (слайд 14)
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим- степной простор.
Чтец (обучающийся):
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Чтец (обучающийся):
Один рыбак с рожденья, другой оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Чтец (обучающийся):
Одним – милее осень, другим – милей весна.
ВМЕСТЕ:
А Родина Россия у нас у всех одна.
Чтец (обучающийся):
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Чтец (обучающийся):
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Чтец (обучающийся):
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Чтец (обучающийся):
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого?
ВСЕ:Конечно, русских!
Чтец (обучающийся):
Много нас разных: задорных, веселых,
Светлых и темных, красивых, здоровых!
Все дети планеты, давайте дружить
И Землю родную беречь и любить,
Чтец (обучающийся):
Чтоб мир для потомков своих сохранить!
Девчонки, мальчишки,
Нам в будущем жить!
Чтец (обучающийся):
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Чтец (обучающийся):
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Чтец (обучающийся):
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
Чтец (обучающийся):
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Чтец (обучающийся):
Есть ветка у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
Чтец (обучающийся):
Страну, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные Россией мы зовем.
Чтец (обучающийся):
Я живу в России, где сады цветут,
Где дожди косые, радуясь, идут,
Где играет ветер нежною листвой,
Где любовь я встретил майскою порой.
Чтец (обучающийся):
Милая Россия – «Яблоневый цвет»,
Нет тебя красивей и желанней нет.
Вольная, родная, я тобой горжусь,
От хлебов без края золотая Русь!
Звучит фонограмма песни «Я живу в России!»
Чтец (обучающийся):
Берегите Россию – нет России другой,
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
Родное оконце в позабытом селе.
Чтец (обучающийся):
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой.
Спасибо за внимание!
Литература
- Выготский Л.С. Психология развития человека. — М: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Беронайте И.Ю. Народные и календарные праздники и обряды в современной культурно-просветительной работе: Дисс. канд. пед. наук.- JI., 1989.-240с.
- Блинова Г.М. Русские народные праздники М.: Вузовская книга, 2000.- С.96-107.
- Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учеб. метод, пособие. -М., 1985. 86с.
- Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд., испр. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 514с.