автор: Cеливерстова Ирина Валентиновна

Преподаватель ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Селиверстова Ирина Валентиновна,

ГБПОУ «Поволжский государственный колледж», г. Самара

Обучение информатике должно решать две основные группы задач. Первая из них связанна с формированием у студентов целостной научной картины мира. Вторая – с формированием специфического набора конкретных знаний, умений и навыков, востребованных современным обществом и уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий.

Уроки информатики должны быть направлены на развитие высокообразованной, интеллектуальной личности, понимающей глубины связей явлений и процессов, представляющих  картину мира, способной в постоянно меняющихся условиях проявить наиболее содержательную трудовую деятельность.

Однако наш опыт преподавания в колледже показывает, что поступающие имеют принципиально отличающийся начальный уровень подготовки по информатике, поэтому приходится обращать внимание не только на уровень усвоения изучаемого материала, но и на особенности его восприятия, организации обучения (лекции, практические занятия, и др.), а также возрастные и психофизиологические особенности каждого студента. В одной группе могут оказаться студенты с разницей в возрасте в 2-3 года.

С учетом этого иногда приходится существенно варьировать виды деятельности и формы предоставления материала для каждого обучаемого.

Перечисленные факторы сильно влияют на уровень и качество знаний по информатике, а также снижают учебную мотивацию.

Возникает вопрос – как научить студентов самостоятельно мыслить, привлекать знания из разных областей для решения конкретной задачи, развить способность прогнозировать результаты. В этом нам на уроках информатики помогают инновационные образовательные технологии.

Проблемное обучение, разноуровневое обучение, работа студентов в малых группах, проектные методы обучения, изучение теоретического материала с использованием компьютерных технологий составляют основу подходов в образовательном процессе преподавания информатики.

Проведение уроков с использованием инновационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения. Тем более — человек с «визуализированным» сознанием.

Кроме того использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Такие занятия преследуют общую цель — поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить мотивацию к обучению. Каждому преподавателю известна такая ситуация: студент может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Для обучающихся — это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.

В нашей практике наиболее хорошо зарекомендовали себя проектные методы обучения, а также интеллектуально-познавательные уроки с применением элементов игры.

Интеллектуально-познавательная игра по информатике представляет собой нестандартный урок, где в игровой форме обучающиеся повторяют, систематизируют теоретический материал по теме, закрепляют практические навыки работы с различными прикладными программами. Такие занятия содействует развитию сообразительности, смекалки обучающихся; воспитанию коммуникативных навыков.

Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Структура метода проектов приближена к подлинному научному исследованию.

После выполнения проектов уже не услышишь вопроса на занятии типа «А зачем мне эта информатика, я с преступниками всю жизнь возиться буду?». Вопрос отпадает сам собой, когда человек видит, насколько упрощается процесс расчетов и принятия решения при использовании информационных технологий.

Обучаемые с большим интересом работают в малых группах.

Группа, под руководством преподавателя, самостоятельно организует свою деятельность.

Во время выполнения работы над проектом студенты учатся эффективно общаться с коллегами, руководителем, преподавателем. Кроме того, при работе над проектом, студенты развивают свои профессиональные компетенции, так как прежде чем приступать к работе над проектом приложения, необходимо разобраться, как определяется рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели, как комплектовать машинно-тракторный агрегат.

Студенты самостоятельно осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи. Используются как интернет, так и печатные издания. Им приходится заниматься исследовательской деятельностью, при которой  определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Они сопоставляют данные первоисточников, творчески их анализируют, делают на их основании выводы.

Использование современных образовательных технологий преследует общую цель: поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения.

Применение этих методов в учебной работе ведет к повышению грамотности студентов и выпускников, дает возможность развивать индивидуальные творческие способности студента, более осознанно подходить к профессиональному самоопределению.

Только в процессе многоплановой работы может появиться положительная мотивация обучения. Когда студенту интересно на уроке, он сам стремится к познанию нового, и преподавателю остается только правильно направлять и корректировать этот путь.