Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 им. А.М. Денисова п. Хвойная Новгородской области

 

Согласовано

заместитель директора по УВР

МАОУСШ №1 им. А.М. Денисова п. Хвойная Новгородской области

__________ /Ю.В. Михайлусова/

Утверждаю

директор 

МАОУСШ №1 им. А.М. Денисова р.п. Хвойная Новгородской области

Приказ № __ от «___» _______ 20___ года

___________ /М.А. Усанова/

Рабочая программа учебного курса

По внеурочной деятельности «Театральная мастерская»

(7 лет) 

           Составитель: Максимова Елена Игоревна,                                                 

                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                 МАОУСШ №1 им. А.М.Денисова 

                                                                                                                  п.Хвойная Новгородской области

2023г.

Пояснительная записка

  Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. 

      В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

    Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка.

     «Театральная мастерская» является предметом внеурочной деятельности в школе.  Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением. 

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период психологической адаптации ребенка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

    

    

Общая характеристика программы «Театральная мастерская»

  • На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Занятия проводятся в классе, переоборудованном в «театральный зал».  
  • Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. 

 

Место курса «Театральная мастерская» в школьном образовании.

 

Программа кружка «Театральная мастерская» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Курс «Театральная мастерская»  рассчитан на 1 год обучения  для первого класса, 1час в неделю с учетом каникул.

 

ЦЕЛЬ.

 Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.

ЗАДАЧИ.

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
  • активизация познавательных интересов – ученье с увлечением;
  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
  1. Эмоционально – личностная сфера:
  • коррекция страхов;
  •  овладение навыками внутреннего раскрепощения;
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
  • развитие воображения;
  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

-обучение владению  навыками правильного дыхания;

                    -обучение владению навыками верной артикуляции;

                    -обучение владению навыками дикционного звукопроизношения; 

 

 

Планируемые результаты освоения

Личностные

У учащихся будут сформированы

– умение выражать свои эмоции;

– умение снимать напряжение и страх своего состояния;

-понимания нравственных норм общения со сверстниками

Получат возможность

– овладения навыками саморегуляции; 

–   развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения

 

Метапредметные

У учащихся будут сформированы

– ритмические способности и координацию движений;

– речевой аппарат посредством артикуляционной  гимнастики;

 – правильное речевое дыхание, дикция, точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

Получат возможность

Нормировать четкую, грамотную речь, пополнить словарный запас, образный строй речи.

 

Предметные 

У учащихся будут сформированы

– умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;

– способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

– способности создавать образы с помощью жеста и мимики;

– знания терминологии театрального искусства, театральными профессий

 

Содержание курса

 

п/п

Наименование

разделов

программы.

Всего, 

часов.

Количество часов.
теория практика
1. Основы актерского 

мастерства:

6 2 4
1.1. -коммуникативные возможности;

– развитие эмоциональной сферы;

-снятие напряжённости, страха

1

1

1

2

1

2. Пластика: 7 2 5
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

-комплекс упр. на умение владеть своим телом;

-координация движений и равновесие;

-работа над жестами и мимикой;

-создание образа в пространстве;

11 1

1

2

1

3. Сценическая речь: 9 2 7
3.1.

3.2

3.3.

3.4.

3.5.

3.6

3.7

3.8

-артикуляционная гимнастика;

-дыхательный комплекс;

-профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление;

-активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок;

-роль интонации, ритма, тембра  в создании образа;

-использование фольклорного материала для развития речи;

риторические игры, задачи;

рифма

характеристика героев, пересказ

1

1

1

1

1

1

1

2

4. Театр на уроках в школе/в течение года/: 11 4 7
4.1.

4.2.

4.3.

-история театра, театральные профессии, великие актеры;

-основы зрительской культуры

-театральная мастерская;

-театр приходит на урок;

1

2

1

1

2

4

Итого: 33 10 23

 

Календарно-тематическое планирование

 

Название темы Содержание темы Виды упражнений Дата
1 Вводное занятие.

Дружеские взаимоотношения.

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Игра «Назови свое имя ласково»

«Будь вежлив»;

Сентябрь

1 неделя

2 Попробуем измениться.

Мимика и жесты.

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения 

Сентябрь

2 неделя

3 Пластика.

 Координация движений и равновесие

Упражнения на владения своим телом, на координацию движения и равновесие.

Продолжить работу над жестами и мимикой.

комплекс упр. на умение владеть своим телом «Уроки – тренинги с использованием спортивных упражнений».

-координация движений и равновесие «Игры  на создание образа животного в движении и покое»;

-работа над жестами и мимикой «Упражнения на развитие мимических мышц», «Общение мимикой и жестами», «Использование мимики, жестов, движений в инсценировках», «Учимся дарить улыбки», «Приноси людям радость»,

Сентябрь

3 неделя

4 Создание образа в пространстве.

Жесты. Мимика

Упражнения на владения своим телом, на координацию движения и равновесие.

Продолжить работу над жестами и мимикой.

«Исполнение действий движением частей тела»; «Инсценировки пантомим»;

«Театр лицедеев», 

Сентябрь

4 неделя

5 Одну простую сказку хотим мы показать.

Передача черт персонажа сказки с помощью мимики и жестом

Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Пантомимическая игра

Творческая игра

«Что это за сказка?»

Октябрь

1 неделя

6 Играем пальчиками.

Передача образа движением рук,пальцев.

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

Закрепить понятие «пантомима».

Игровые упражнения с помощью пальчиков.

Игра-инсценировка с помощью пальчиков

Октябрь

2 неделя

7 Давайте поиграем.

Импровизация к сказке «Репка».

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи мимики и жестов. Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка»

Октябрь

3 неделя

8 Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки, скороговорки

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Артикуляционная гимнастика

«Речевые разминки», 

«Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках», «Чистота произношения звука, логопедические игры», игра «Едем на паровозике»

Октябрь

4 неделя

9 Роль дыхания в сценической речи

Формирование дыхательных навыков.

-упражнения на снятие напряженности, страха;

-дыхательный комплекс;

-профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление;

«Звукопись в художественных произведениях»;

-упражнения на снятие напряженности, страха

«Психологическая диагностика определения уровня тревожности», «Анкетирования родителей с целью определения уровня страха, тревожности», 

«Музыкальные тренинги»,

 «Тренинговое занятие на умение снимать внутреннее напряжение»

-дыхательный комплекс 

«Упражнения на развитие дыхания», «Формирование умения дышать во время произношения фраз», «Работа по формированию дыхательных навыков в чистоговорках», «Игры на определение выносливости и способностей органов дыхания»,

 «Развитие дыхательных способностей на музыкальном материале»;

-профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление «Совет от бабушки», «В гостях у Айболита»;

Ноябрь

1 неделя

10 Учимся говорить по разному. 

Интонация, тембр, ритм.

Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией, ритмом и тембром

-активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок

 «Мини – инсценировки»;

-роль интонации, ритма, тембра голоса в создании образа

«Голоса в создании образа», «Упражнения на развитие интонации голоса»,

«Логическое ударение в предложениях разных по интонации», 

«Упражнения на развитие ритма», «Инсценирование, создание образа с помощью изменений характеристик голоса «Волк и 7 козлят»»;

Ноябрь

2 неделя

11 Фольклорного в развития речи.

Колыбельные,  потешки.

– развитие речи с использованием фольклорного материала «Работа с потешками»,

«Работа с  колыбельными песнями», 

«Сказки о животных»;

Ноябрь

3 неделя

12 Развитие речи.

Риторические игры, задачи.

– развитие речи -риторические игры, задачи 

«Называй другого по имени, этикет общения», 

«Спешите делать добро», 

«Достижение цели риторическими способностями. Игры-тренинги»,

«Спасибо – нет!»

Ноябрь

4 неделя

13 Дикция и рифма.

Играем в рифмы.

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога

Декабрь

1 неделя

14 Импровизация к сказке «Колобок».

Импровизация к сказке «Колобок».

(продолжение)

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.  Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Колобок»

Декабрь

2 неделя

15 Постучимся в теремок.

Импровизация к сказке «Теремок»

Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. Игра-загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой «Теремок»

Этюд на расслабление «Разговор с лесом»

Декабрь

3 неделя

16 Характеризуем героев сказки.

Характеризуем героев сказки (продолжение)

Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность.

Характеристика персонажей сказки.

Интонационные упражнения

Декабрь

4 неделя

17 Творческий пересказ сказки.

Передача состояние героя.

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов Январь

3 неделя

18 Узнай героя. Передача образа героя. Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Игра «Угадай героя»

Драматизация сказки

Январь

4 неделя

19 Рассказываем про любимые игры и сказки

Средства выразительности 

в передаче образа.

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям Январь

5 неделя

20 Сказочные рисунки.

Иллюстрация – средство выразительности

Дать понятие, что иллюстрации – важное средство выразительности 

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам 

Игра «Узнай сказку»

Игра «Узнай героя»

Февраль

1 неделя

21 Изобрази героя.

Использование разных средств выразительности при передаче образа героя.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности Пантомимические упражнения

Интонационные упражнения

Февраль 

3 неделя

22 Сочиняем новую сказку.

Драматизация сказки.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

Драматизация сказки

Февраль

4 неделя

23 Играем в сказку. 

Театр как коллектив.

Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.

Погружение в сказку, придуманную детьми

Пантомимическая игра «Узнай героя» 

Март

1 неделя

24 Наши эмоции.

 Изображение различных эмоций.

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Совершенствовать умение

изображать ту или иную эмоцию.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.

Упражнение «Изобрази эмоцию» Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх.

Этюды на изображение различных эмоций.

Март

2 неделя

25 Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса.

Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Работа по графическим карточкам 

Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

Март

3 неделя

26 Настроение героев

Эмоциональное состояние героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

Беседа о настроении героев сказки

Игра-загадка «Изобрази настроение

Апрель

1 неделя

27 Эмоциональный настрой на сказку. 

Человеческие эмоции.

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации.

Упражнение на изображение разных эмоций Апрель

2 неделя

28 Преодолеем страх

Роль костюма в театрализации.

Закрепить умение детей изображать страх.

Учить преодолевать это состояние.

Изображение различных степеней страха

Игра «Преодолеем страх»

Ряжение в костюмы

Апрель

3 неделя

29 Если ты поссорился с другом…

Выход из конфликтных ситуаций 

Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.

Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

Игра «Найди и покажи эмоцию»

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов

Апрель

4 неделя

30 Правила поведения в театре Развивать коммуникативные возможности   «Правила поведения зрителя», «Будь вежлив»; Май

1 неделя

31 Театральное искусство.

Дорога в театр

Что такое искусство. Театр как вид искусства. Путешествие в театр. Театр Карабаса Барабаса.

Театральный словарик-премьера.

Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»

«Театральные жмурки». Игровой тренинг «Снежный ком», «Буратино и папа Карло», «Куклы и кукловод»

Май

2 неделя

32 В театре. Перед спектаклем. Театральные профессии. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

Знакомство с театральными профессиями.

Игровой тренинг «Жмурки». 

«Нос, пол. Потолок», «Штирлиц»

Май 

3 неделя

33 Итоговое занятие

«Мы любим сказки»

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Проведение викторины

Драматизация сказки

Награждения

Май

4 неделя

Рабочая программа Театральная мастерская