Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 им. А.М. Денисова п. Хвойная Новгородской области
Согласовано
заместитель директора по УВР МАОУСШ №1 им. А.М. Денисова п. Хвойная Новгородской области __________ /Ю.В. Михайлусова/ |
Утверждаю
директор МАОУСШ №1 им. А.М. Денисова р.п. Хвойная Новгородской области Приказ № __ от «___» _______ 20___ года ___________ /М.А. Усанова/ |
Рабочая программа учебного курса
По внеурочной деятельности «Театральная мастерская»
(7 лет)
Составитель: Максимова Елена Игоревна,
учитель начальных классов
МАОУСШ №1 им. А.М.Денисова
п.Хвойная Новгородской области
2023г.
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
«Театральная мастерская» является предметом внеурочной деятельности в школе. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период психологической адаптации ребенка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Общая характеристика программы «Театральная мастерская»
- На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Занятия проводятся в классе, переоборудованном в «театральный зал».
- Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Место курса «Театральная мастерская» в школьном образовании.
Программа кружка «Театральная мастерская» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Курс «Театральная мастерская» рассчитан на 1 год обучения для первого класса, 1час в неделю с учетом каникул.
ЦЕЛЬ.
Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
ЗАДАЧИ.
1.Социализация:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
- активизация познавательных интересов – ученье с увлечением;
- развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
- воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
- Эмоционально – личностная сфера:
- коррекция страхов;
- овладение навыками внутреннего раскрепощения;
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
- развитие воображения;
- развитие драматургического мышления.
3.Технические навыки:
- формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
-обучение владению навыками правильного дыхания;
-обучение владению навыками верной артикуляции;
-обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;
Планируемые результаты освоения
Личностные
У учащихся будут сформированы
– умение выражать свои эмоции;
– умение снимать напряжение и страх своего состояния;
-понимания нравственных норм общения со сверстниками
Получат возможность
– овладения навыками саморегуляции;
– развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения
Метапредметные
У учащихся будут сформированы
– ритмические способности и координацию движений;
– речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики;
– правильное речевое дыхание, дикция, точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
Получат возможность
Нормировать четкую, грамотную речь, пополнить словарный запас, образный строй речи.
Предметные
У учащихся будут сформированы
– умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;
– способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
– способности создавать образы с помощью жеста и мимики;
– знания терминологии театрального искусства, театральными профессий
Содержание курса
№
п/п |
Наименование
разделов программы. |
Всего,
часов. |
Количество часов. | |
теория | практика | |||
1. | Основы актерского
мастерства: |
6 | 2 | 4 |
1.1. | -коммуникативные возможности;
– развитие эмоциональной сферы; -снятие напряжённости, страха |
1
1 |
1
2 1 |
|
2. | Пластика: | 7 | 2 | 5 |
2.1.
2.2. 2.3. 2.4. |
-комплекс упр. на умение владеть своим телом;
-координация движений и равновесие; -работа над жестами и мимикой; -создание образа в пространстве; |
11 | 1
1 2 1 |
|
3. | Сценическая речь: | 9 | 2 | 7 |
3.1.
3.2 3.3. 3.4. 3.5. 3.6 3.7 3.8 |
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательный комплекс; -профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление; -активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; -роль интонации, ритма, тембра в создании образа; -использование фольклорного материала для развития речи; риторические игры, задачи; рифма характеристика героев, пересказ |
1
1 |
1
1 1 1 1 2 |
|
4. | Театр на уроках в школе/в течение года/: | 11 | 4 | 7 |
4.1.
4.2. 4.3. |
-история театра, театральные профессии, великие актеры;
-основы зрительской культуры -театральная мастерская; -театр приходит на урок; |
1
2 1 |
1
2 4 |
|
Итого: | 33 | 10 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений | Дата |
1 | Вводное занятие.
Дружеские взаимоотношения. |
Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | Игра «Назови свое имя ласково»
«Будь вежлив»; |
Сентябрь
1 неделя |
2 | Попробуем измениться.
Мимика и жесты. |
Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | Игра «Назови ласково соседа»
Пантомимические загадки и упражнения |
Сентябрь
2 неделя |
3 | Пластика.
Координация движений и равновесие |
Упражнения на владения своим телом, на координацию движения и равновесие.
Продолжить работу над жестами и мимикой. |
комплекс упр. на умение владеть своим телом «Уроки – тренинги с использованием спортивных упражнений».
-координация движений и равновесие «Игры на создание образа животного в движении и покое»; -работа над жестами и мимикой «Упражнения на развитие мимических мышц», «Общение мимикой и жестами», «Использование мимики, жестов, движений в инсценировках», «Учимся дарить улыбки», «Приноси людям радость», |
Сентябрь
3 неделя |
4 | Создание образа в пространстве.
Жесты. Мимика |
Упражнения на владения своим телом, на координацию движения и равновесие.
Продолжить работу над жестами и мимикой. |
«Исполнение действий движением частей тела»; «Инсценировки пантомим»;
«Театр лицедеев», |
Сентябрь
4 неделя |
5 | Одну простую сказку хотим мы показать.
Передача черт персонажа сказки с помощью мимики и жестом |
Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. |
Пантомимическая игра
Творческая игра «Что это за сказка?» |
Октябрь
1 неделя |
6 | Играем пальчиками.
Передача образа движением рук,пальцев. |
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Закрепить понятие «пантомима». |
Игровые упражнения с помощью пальчиков.
Игра-инсценировка с помощью пальчиков |
Октябрь
2 неделя |
7 | Давайте поиграем.
Импровизация к сказке «Репка». |
Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка»
Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» |
Октябрь
3 неделя |
8 | Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки, скороговорки |
Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Артикуляционная гимнастика
«Речевые разминки», «Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках», «Чистота произношения звука, логопедические игры», игра «Едем на паровозике» |
Октябрь
4 неделя |
9 | Роль дыхания в сценической речи
Формирование дыхательных навыков. |
-упражнения на снятие напряженности, страха;
-дыхательный комплекс; -профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление; |
«Звукопись в художественных произведениях»;
-упражнения на снятие напряженности, страха «Психологическая диагностика определения уровня тревожности», «Анкетирования родителей с целью определения уровня страха, тревожности», «Музыкальные тренинги», «Тренинговое занятие на умение снимать внутреннее напряжение» -дыхательный комплекс «Упражнения на развитие дыхания», «Формирование умения дышать во время произношения фраз», «Работа по формированию дыхательных навыков в чистоговорках», «Игры на определение выносливости и способностей органов дыхания», «Развитие дыхательных способностей на музыкальном материале»; -профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление «Совет от бабушки», «В гостях у Айболита»; |
Ноябрь
1 неделя |
10 | Учимся говорить по разному.
Интонация, тембр, ритм. |
Развивать интонационный строй речи у детей.
Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией, ритмом и тембром |
-активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок
«Мини – инсценировки»; -роль интонации, ритма, тембра голоса в создании образа «Голоса в создании образа», «Упражнения на развитие интонации голоса», «Логическое ударение в предложениях разных по интонации», «Упражнения на развитие ритма», «Инсценирование, создание образа с помощью изменений характеристик голоса «Волк и 7 козлят»»; |
Ноябрь
2 неделя |
11 | Фольклорного в развития речи.
Колыбельные, потешки. |
– развитие речи с использованием фольклорного материала | «Работа с потешками»,
«Работа с колыбельными песнями», «Сказки о животных»; |
Ноябрь
3 неделя |
12 | Развитие речи.
Риторические игры, задачи. |
– развитие речи | -риторические игры, задачи
«Называй другого по имени, этикет общения», «Спешите делать добро», «Достижение цели риторическими способностями. Игры-тренинги», «Спасибо – нет!» |
Ноябрь
4 неделя |
13 | Дикция и рифма.
Играем в рифмы. |
Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму»
Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога |
Декабрь
1 неделя |
14 | Импровизация к сказке «Колобок».
Импровизация к сказке «Колобок». (продолжение) |
Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. | Игра «Театральная разминка»
Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Колобок» |
Декабрь
2 неделя |
15 | Постучимся в теремок.
Импровизация к сказке «Теремок» |
Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | Игра-загадка «Узнай, кто это?»
Знакомство со сказкой «Теремок» Этюд на расслабление «Разговор с лесом» |
Декабрь
3 неделя |
16 | Характеризуем героев сказки.
Характеризуем героев сказки (продолжение) |
Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. |
Характеристика персонажей сказки.
Интонационные упражнения |
Декабрь
4 неделя |
17 | Творческий пересказ сказки.
Передача состояние героя. |
Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. |
Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | Январь
3 неделя |
18 | Узнай героя. Передача образа героя. | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | Игра «Угадай героя»
Драматизация сказки |
Январь
4 неделя |
19 | Рассказываем про любимые игры и сказки
Средства выразительности в передаче образа. |
Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. |
Рассказы детей по ассоциациям | Январь
5 неделя |
20 | Сказочные рисунки.
Иллюстрация – средство выразительности |
Дать понятие, что иллюстрации – важное средство выразительности
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам |
Игра «Узнай сказку»
Игра «Узнай героя» |
Февраль
1 неделя |
21 | Изобрази героя.
Использование разных средств выразительности при передаче образа героя. |
Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Пантомимические упражнения
Интонационные упражнения |
Февраль
3 неделя |
22 | Сочиняем новую сказку.
Драматизация сказки. |
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.
Совершенствовать навыки групповой работы. |
Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»
Драматизация сказки |
Февраль
4 неделя |
23 | Играем в сказку.
Театр как коллектив. |
Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки.
Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. |
Погружение в сказку, придуманную детьми
Пантомимическая игра «Узнай героя» |
Март
1 неделя |
24 | Наши эмоции.
Изображение различных эмоций. |
Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.
Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. |
Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации.
Упражнение «Изобрази эмоцию» Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. |
Март
2 неделя |
25 | Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса | Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса.
Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. |
Работа по графическим карточкам
Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» |
Март
3 неделя |
26 | Настроение героев
Эмоциональное состояние героев |
Помочь понять и осмыслить настроение героев.
Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. |
Беседа о настроении героев сказки
Игра-загадка «Изобрази настроение |
Апрель
1 неделя |
27 | Эмоциональный настрой на сказку.
Человеческие эмоции. |
Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.
Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации. |
Упражнение на изображение разных эмоций | Апрель
2 неделя |
28 | Преодолеем страх
Роль костюма в театрализации. |
Закрепить умение детей изображать страх.
Учить преодолевать это состояние. |
Изображение различных степеней страха
Игра «Преодолеем страх» Ряжение в костюмы |
Апрель
3 неделя |
29 | Если ты поссорился с другом…
Выход из конфликтных ситуаций |
Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.
Учить находить выход из конфликтных ситуаций. |
Игра «Найди и покажи эмоцию»
Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов |
Апрель
4 неделя |
30 | Правила поведения в театре | Развивать коммуникативные возможности | «Правила поведения зрителя», «Будь вежлив»; | Май
1 неделя |
31 | Театральное искусство.
Дорога в театр |
Что такое искусство. Театр как вид искусства. Путешествие в театр. Театр Карабаса Барабаса.
Театральный словарик-премьера. |
Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»
«Театральные жмурки». Игровой тренинг «Снежный ком», «Буратино и папа Карло», «Куклы и кукловод» |
Май
2 неделя |
32 | В театре. Перед спектаклем. Театральные профессии. | Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.
Знакомство с театральными профессиями. |
Игровой тренинг «Жмурки».
«Нос, пол. Потолок», «Штирлиц» |
Май
3 неделя |
33 | Итоговое занятие
«Мы любим сказки» |
Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Проведение викторины
Драматизация сказки Награждения |
Май
4 неделя |