Основные направления работы учителя – дефектолога при организации коррекционной помощи детям с ЗПР
Саенко Л.Д.,
учитель-дефектолог
Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель-дефектолог – это не самая распространенная профессия, но к сожалению, все более востребованная. Рассмотрим основные цели, задачи и направления деятельности учителя-дефектолога:
Целями деятельности учителя- дефектолога являются:
- обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ЗПР, испытывающих трудности в обучении – в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы;
- обеспечение помощи детям с низким уровнем школьной мотивации получения образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих проблем в освоении образовательной программы.
Содержание работы учителя–дефектолога исходит из цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.
Содержание работы педагога подчинено следующим задачам коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:
– Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
– Составление индивидуальных комплексных программ;
– Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
– Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются:
Диагностическое
Коррекционное
Аналитическое
Консультативно-просветительское
Организационно-методическое
Диагностическое направление.
Основной задачей диагностического направления можно считать выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной деятельности.
Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.
Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.
Коррекционное направление:
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
– сенсорное и сенсомоторное развитие;
– формирование пространственно-временных отношений;
– умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
– нормализация ведущей деятельности возраста;
– формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
– готовность к восприятию учебного материала;
– формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся преимущественно индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в развитии познавательных процессов. Каждый ребенок посещает 2 занятия в неделю. При необходимости в подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения по 2-3 человека. При проведении занятий используются различные методы, учитываются принципы коррекционно-развивающей работы и индивидуальные особенности ребенка.
Большое внимание уделяется предметно-развивающей среде. В кабинете должно быть много настольного и печатного материала, магнитная доска.
В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями используются различные программы и учебно-методические комплекты.
Аналитическое направление.
Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.
Консультативно-просветительское направление
Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Проводит информирование и индивидуальное консультирование родителей.
Родители детей с ЗПР часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.
При проведение открытых занятий и мастер-классов учитель-дефектолог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним.
Информационно-просветительская деятельность подразумевает создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов.
Организационно-методическое направление
Организационно-методическое направление деятельности учителя–дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.
Таким образом, в своей работе учитель–дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 53–59
- Бабкина, Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9
- Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н.Новгород, 1999