Основные направления работы учителя – дефектолога при организации коррекционной помощи детям с ЗПР

Саенко Л.Д., 

учитель-дефектолог

 

Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Учитель-дефектолог – это не самая распространенная профессия, но к сожалению, все более востребованная. Рассмотрим основные цели, задачи и направления деятельности учителя-дефектолога:

        Целями деятельности учителя- дефектолога являются:

  •   обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ЗПР, испытывающих трудности в обучении – в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы;
  • обеспечение   помощи детям с низким уровнем школьной мотивации получения образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих  проблем в  освоении образовательной программы.

Содержание работы учителядефектолога исходит из цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.

Содержание работы педагога подчинено следующим задачам  коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:

– Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;

– Составление индивидуальных комплексных программ;

– Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

– Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются

Диагностическое

Коррекционное

Аналитическое

Консультативно-просветительское

Организационно-методическое

Диагностическое направление.

Основной задачей диагностического направления можно считать выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной деятельности.

Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

Коррекционное направление:

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы: 

– сенсорное и сенсомоторное развитие;

– формирование пространственно-временных отношений;

– умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

– нормализация ведущей деятельности возраста;

– формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

– готовность к восприятию учебного материала;

– формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся преимущественно индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в развитии познавательных процессов. Каждый ребенок посещает 2 занятия в неделю. При необходимости в подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения по 2-3 человека. При проведении занятий используются различные методы, учитываются принципы коррекционно-развивающей работы и индивидуальные особенности ребенка.

Большое внимание уделяется предметно-развивающей среде. В кабинете должно быть много настольного и печатного материала, магнитная доска. 

В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями используются различные программы и учебно-методические комплекты. 

Аналитическое направление. 

Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

Консультативно-просветительское направление 

Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. 

Проводит информирование и индивидуальное консультирование родителей.

Родители детей с ЗПР часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.

При проведение открытых занятий и мастер-классов учитель-дефектолог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним. 

Информационно-просветительская деятельность подразумевает создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов. 

Организационно-методическое направление

Организационно-методическое направление деятельности учителядефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

Таким образом, в своей работе учительдефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 53–59
  2. Бабкина, Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9
  3. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н.Новгород, 1999
Основные направления работы учителя – дефектолога при организации коррекционной помощи детям с ЗПР