МБДОУ «ДС № 46 «Надежда»

Г. Норильск

Учитель-логопед Жуйкова А.В.

 

 

 

КОНСПЕКТ

НОД по обучению грамоте

в подготовительной компенсирующей группе  для детей с ТНР на тему «Звуки «М», «Мь». Буква М».

 

 

 

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

 

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

                               – звукового анализа слов «Маша», «Миша»;

                               – нахождения заданного звука в словах,

                               – дифференциации звуков по твердости, мягкости,

                               – составления предложений по картинке; записи  графической схемы  предложения;

                               – печатания буквы по клеточкам.

Коррекционно – развивающие:

Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

                   – умение концентрировать внимание;

                   – слухоречевую память, фонематическое восприятие;

                   – мимику;

                   –  просодические компоненты  речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

                   – речевое дыхание.

Коррекцтонно – воспитательные:

          –  Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
          – Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

          – Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

 

Оборудование:

       Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’];  демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков» 

   Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове;   счетные палочки, простые карандаши, тетради;;   фишки-смайлики для рефлексии.

 

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Утро сегодня выдалось ясное, солнечное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Дети: доброе утро лесам и полям! (Поднимают руки вверх).

Доброе утро скажу всем друзьям! (Руки в стороны).

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (Хлопают в ладошки).

 

Чистоговорки:

ТА-ТА-ТА – зимою красота

Ма — ма — ма — на дворе зима

Ом- ом-ом — слепим снежный дом.

Мы- мы-мы — дождались зимы

Ать-ать-ать – я иду гулять

Ну-ну-ну – саночки тяну

Ок-ок-ок — на дворе снежок

 

  1. Повторение пройденного материала.

Повторение понятий «звук» – «слово», «гласный звук» – «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком.

Д.и «Какие буквы спрятались» картинка

  1. Сообщение новой темы.

Картинка Маша и Медведь.

Первый звук в словах.

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

  – произнесите звук М.  Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда  и таблицу «Характеристика звуков»:
– Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
– Звук «М» – твердый или мягкий?  (Твердый)
– Какого цвета «фишка»  звука «М»? (Синяя)
– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)
– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
– Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)
– Какого цвета «фишка»  звука  «Мь»? (Зеленая)

Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь

  1. Закрепление нового материала.

Игра «Поймай звук М»

   – Поиграем со звуком «М».Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы      должны хлопнуть.

МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН      Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек).  

Игра «Твердый – мягкий»

-Ребята, напомните, какого цвета фишка  носит твердый звук М (синюю), а мягкий  Мь? (зеленую). У вас на столах лежат  «фишки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «фишку»

Месяц, мыло, миска, мир, мак,  сом, ком, мюсли..

Игра «Где живет звук»

    -Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова.  Предлагаю    вам поиграть в игру «Где живет звук М?».

 -Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

Два слова Мак и Мина

  1. Физминутка.

Игра «Раз, два, три, домик свой найди»

– Ребята, Маша еще маленькая  и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы  изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.

Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все  занимают красные домики, согласный – синие.

  1. Знакомство с буквой.

– Ребята, у каждого звука есть своя буква.  Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

– Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы.  Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

–  Посмотрите на нее. На что она похожа?    (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.

 И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,

Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,

Межу ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «М»!

 

  1. Формирование навыков чтения и печатания.

– Из каких элементов состоит буква М?  (из 4-х палочек).

– Напишите букву М в воздухе.

– Выложите букву М из счетных палочек.

  1. Подводится итог занятия.

– Ребята, в корзине лежат смайлики, но они разные. 

– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной компенсирующей группе для детей с ТНР на тему «Звуки «М», «Мь». Буква М».