МБДОУ «ДС № 46 «Надежда»
Г. Норильск
Учитель-логопед Жуйкова А.В.
КОНСПЕКТ
НОД по обучению грамоте
в подготовительной компенсирующей группе для детей с ТНР на тему «Звуки «М», «Мь». Буква М».
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;
– звукового анализа слов «Маша», «Миша»;
– нахождения заданного звука в словах,
– дифференциации звуков по твердости, мягкости,
– составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;
– печатания буквы по клеточкам.
Коррекционно – развивающие:
Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;
– умение концентрировать внимание;
– слухоречевую память, фонематическое восприятие;
– мимику;
– просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
– речевое дыхание.
Коррекцтонно – воспитательные:
– Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
– Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
– Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы»; игрушки- герои мультсериала Маша и Миша; символы звуков М –Мь; предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; таблица «Характеристика звуков»
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; «домики»-схемы для определения позиции звука в слове; счетные палочки, простые карандаши, тетради;; фишки-смайлики для рефлексии.
- Организационный момент.
Воспитатель: Утро сегодня выдалось ясное, солнечное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!
Дети: доброе утро лесам и полям! (Поднимают руки вверх).
Доброе утро скажу всем друзьям! (Руки в стороны).
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (Хлопают в ладошки).
Чистоговорки:
ТА-ТА-ТА – зимою красота
Ма — ма — ма — на дворе зима
Ом- ом-ом — слепим снежный дом.
Мы- мы-мы — дождались зимы
Ать-ать-ать – я иду гулять
Ну-ну-ну – саночки тяну
Ок-ок-ок — на дворе снежок
- Повторение пройденного материала.
Повторение понятий «звук» – «слово», «гласный звук» – «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком.
Д.и «Какие буквы спрятались» картинка
- Сообщение новой темы.
Картинка Маша и Медведь.
Первый звук в словах.
- Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.
– произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:
– Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
– Звук «М» – твердый или мягкий? (Твердый)
– Какого цвета «фишка» звука «М»? (Синяя)
– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)
– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
– Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)
– Какого цвета «фишка» звука «Мь»? (Зеленая)
Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь
- Закрепление нового материала.
Игра «Поймай звук М»
– Поиграем со звуком «М».Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны хлопнуть.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек).
Игра «Твердый – мягкий»
-Ребята, напомните, какого цвета фишка носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «фишки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «фишку»
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли..
Игра «Где живет звук»
-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».
-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.
Два слова Мак и Мина
- Физминутка.
Игра «Раз, два, три, домик свой найди»
– Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.
Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.
- Знакомство с буквой.
– Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
– Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).
– Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).
Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!
- Формирование навыков чтения и печатания.
– Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
– Напишите букву М в воздухе.
– Выложите букву М из счетных палочек.
- Подводится итог занятия.
– Ребята, в корзине лежат смайлики, но они разные.
– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.