Паспорт проекта

Наименование

проекта:

Возрождение семейных традиций основа духовно-

нравственного воспитания младших школьников

Основания для разработки проекта Положительный многолетний опыт педагогического коллектива МОУ «Новобайдарская ООШ» в духовно-нравственном воспитании обучающихся через совместную деятельность

семьи и школы.

Сроки реализации

проекта:

Январь 2024 года – февраль 2025 года
Основной

разработчик проекта:

МОУ «Новобайдарская ООШ»
Участники

проекта

Педагоги, учащиеся и родители (законные представители)

МОУ «Новобайдарская ООШ»

Нормативно- правовая основа проекта: Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года 761 «О национальной стратегии действий в

интересах детей на 2012 – 2017 годы»

Назначение проекта Содействие возрождению и сохранению духовно- нравственных традиций и ценностей в семейном

воспитании

  • Введение

Настоящий проект определяет модель организации деятельности образовательного учреждения по совершенствованию системы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, направленной на возрождение и сохранение духовно-нравственных, основанных традиций в семейном воспитании.

Значимость и актуальность проекта обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одной из задач духовно-нравственного воспитания в контексте ФГОС является формирование ценности семьи, на основе которой происходит дальнейшее нравственное становление личности. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» безусловным приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института

семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и в школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, – оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Человек рождается в семье. Семья – основа человеческой жизни. Однако серьезную тревогу сегодня вызывает тот факт, что “домашняя школа”, где на протяжении многих веков традиционно начиналось воспитание будущего гражданина, разрушилась. Причина этого кроется в дефиците эмоционально- личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи. Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Для многих родителей все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У них не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Они уже не воспринимают общение друг с другом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

Из 376 учащихся школы 31% проживают в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, 1% учащихся не имеют регистрации на территории Российской Федерации. В молодых семьях происходит отклонение от положительных нравственных ориентиров, расшатывание морально- этических норм в социуме, отчуждение детей от родителей, отсутствие взаимопонимания между ними. Был разрушен традиционный уклад семьи, прервалась связь между поколениями.

Анализ сложившейся ситуации обнажил проблемы, на решение которых направлен данный проект:

  • недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории;
  • низкий     уровень     нравственной      культуры      современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка;
  • утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций;
  • разобщенность между семьей и образовательным учреждением в понимании истинных семейных ценностей.
  • Цель и задачи проекта

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «мудрость предков – зеркало   для потомков». Именно поэтому, чтобы между родителями и детьми не возникла душевно – духовная “дистанция”, необходимо укреплять связи между поколениями, а для этого – возродить народные традиции в семейном воспитании.

Выше указанные условия определили цель проекта: создание модели работы с родителями, направленной на возрождение и сохранение духовно- нравственных традиций в семейном воспитании.

Данная цель определяет следующие задачи:

  1. Выявить уровень знаний обучающихся, педагогов, родителей о народных семейных традициях.
  2. Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности по возрождению семейных традиций.
  3. Познакомить родителей обучающихся с народными традициями семейного воспитания через разные формы работы.
  4. Создать условия для эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи по ознакомлению школьников с миром нравственных ценностей семьи.
  5. Содействовать популяризации лучшего опыта воспитания детей в семьях, пропаганде традиционных ценностей семьи.

Целевая аудитория проекта:

  • обучающиеся 1 – 4 классов МАОУ НОШ № 53;
  • родители обучающихся;
  • педагоги.

Отличительные особенности проекта:

  • ориентация на духовно – нравственное развитие и воспитание всех участников проекта;
  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
  • максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
  • интеграция совместной деятельности детей и родителей в семье с деятельностью в образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители, – приобретут определенные знания.

Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
  • будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
  • научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
  • соберут копилку семейных реликвий, узнают их историю;
  • научатся организовывать семейные праздники, совместную деятельность с детьми.

Дети:

  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  • погрузятся в определенный исторический контекст, атмосферу взаимоотношений, которые складывались между родственниками в его семье, атмосферу сопереживания событиям и людям в процессе совместной деятельности;
  • приобщатся к ценностям своего рода, прикоснутся к семейным истокам;
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Педагоги:

  • расширят знания о народных традициях семейного воспитания;
  • разработают занятия для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье, беседы для детей;
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать укреплению сотрудничества с семьями учеников;
  • будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи;
  • познакомятся с новыми приемами по формированию ценностно – смысловой сферы у своих учеников.

Конечным продуктом реализации проекта должны стать разработанные методические рекомендации для родителей по возрождению традиций семейного воспитания и приобщению детей к семейным ценностям, а главным результатом – преодоление разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском коллективе, между семьей и школой и создание событийной детско – взрослой общности.

3. Описание проекта

На первом этапе проектирования нами была сформирована инициативная группа из активных и неравнодушных представителей педагогического коллектива школы и родительской общественности, которая изучила имеющуюся литературу по проблематике проекта, разработала план проекта, изучила возможности образовательного учреждения и скоординировала его реализацию.

План реализации проекта

 

Содержание работы / мероприятия Сроки прове –

дения

Формы представления результатов
Подготовительный этап (погружение в проект)
Выбор темы, её конкретизация, определение целей, формулировка задач Создание инициативной группы проекта,

распределение обязанностей

декабрь 2023 Список участников проекта, приказ по школе, план работы над

проектом

Проведение анкетирования, социологического опроса участников проекта, сбор материала, систематизация,

анализ результатов

декабрь 2023 Анкеты, эмпирический материал, теоретический материал по теме

проекта

Утверждение тематики мероприятий в

рамках проекта, определение требований и сроков их проведения

декабрь 2023 План мероприятий по реализации проекта
Основной этап
Праздник «Рождество Христово». Совместная постановка спектакля с

привлечением детей, родителей и педагогов

январь 2024 Отзывы родителей, фотоотчёты, сценарий

праздника

Мастер класс по совместному изготовлению работ для благотворительной ярмарки в рамках марафона «Ты нам

нужен»

февраль 2024 Отзывы родителей, поделки для ярмарки
Праздник «Пасху радостно встречаем!». Совместное детско – родительское

театральное представление

апрель 2024 Отзывы родителей, фотоотчёты, сценарий

праздника

Занятия детей и родителей в кружке

«Живой родник» (организация семейного чтения)

апрель 2024 Отзывы родителей, фотоотчёты, разработки

занятий

Родительский лекторий с элементами тренинга «Воспитание сказкой» в рамках

Кирилло – Мефодиевских чтений

май 2024 Отзывы родителей, фотоотчёты, разработки

занятий

Общешкольная родительская конференция в рамках образовательного форума «Вера, Надежда, Любовь в российской семье», посвященная проблемам возрождения

народных традиций в семейном воспитании

сентябрь 2024 Отзывы родителей, фотоотчёты, сценарий конференции
КТД «Осенины». Совместный праздник,

выставка детско-родительских творческих

октябрь

2024

Фотоотчет


работ «Золотая осень», капустные

посиделки

КТД «Кузьминки». Выставка детско – родительских проектов «Моя родословная», «По страницам семейного

альбома», «Семейные реликвии»

ноябрь 2024 Фотоотчет, презентации проектов
Педагогические мастерские для родителей по формированию ценностных ориентаций в семейном воспитании, приуроченные ко Дню празднования Святых Космы и

Дамиана

ноябрь 2024 Фотоотчет, разработки мастерских
Заключительный этап
Презентация проекта, подведение итогов реализации, конструктивный анализ выполненной работы, распространение опыта, диагностика удовлетворенности

участников проекта

январь 2025 Материалы проекта, доклад, презентация практической реализации проекта, анкетирование

участников проекта

Семейная гостиная «Семейные традиции: искусство создания праздника».

Творческие детско-родительские проекты

семейных праздников

январь 2025 Фотоотчет Презентации семейных проектов, сценарий

гостиной

Оформление методического сборника для родителей февраль 2025 Публикация сборника на

сайте образовательного учреждения

 

МОУ «Новобайдарская ООШ» имеет культурно-образовательные ресурсы и определенный опыт работы для создания единого воспитательного пространства по приобщению участников образовательного процесса к культурному наследию своего народа, возрождению исторических и народных традиций в семейном воспитании.

С 2012 года школа является региональной базовой стажировочной площадкой по духовно – нравственному развитию и воспитанию. Созданы и реализуются в сотрудничестве с социальными партнерами следующие программы: духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников «Добрый мир», духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников через традиционные праздники русской культуры, воспитательной работы «Школа – Город мастеров».

Территориальная близость с Храмом Святых Бессребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана способствует приобщению участников образовательного процесса к традиционным ценностям православия.

Анализ результатов анкетирования родителей на тему «Ценности и традиции в семье» показал следующее:

  • большинство родителей считают, что «семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит предметом гордости и уважения, это те обычаи и традиции, которые сложились и соблюдаются в семьях;
  • во многих семьях существуют традиции, связанные с праздниками, традиции

«выходного дня», кулинарные традиции;

  • большинство традиций, соблюдаемых в семьях, сложились «сами собой», без какого – либо специального отбора или передачи от старшего поколения;
  • приобщение ребенка к семейным ценностям в большинстве семей происходит через личный пример и проецирование уже имеющихся ценностей на его жизнь;
  • многие родители хотят, чтобы их дети переняли их семейные традиции в свои будущие семьи, но не особо хотят принимать помощь по организации целенаправленной работы по данной проблеме, т. к. считают, что сложившихся в их семьях традиций достаточно для гармоничного развития семьи и не хотят ничего менять.

Поэтому педагогический коллектив школы принял решение организовать просвещение родителей по возрождению традиций семейного воспитания, основанных на базовых национальных ценностях.

Что такое семейные традиции? Понятие «традиция» одно из самых многозначных понятий в научном лексиконе. В словаре иностранных слов мы находим перевод с латыни «traditio» – «передача», «повествование», который поясняет данный термин. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предание.

Традиция – всегда оценка и отбор. Традиция никогда не «дана» – традиция всегда «создается» («Цветущее установление или обновляющееся достояние». Георгий Флоровский).

Определяющим условием развития личности ребёнка являются отношения в семье, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т.д.

Если мы произнесем слово «детство» и закроем при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только нашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась,

прочно поселилась в нашей памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.

Какие традиции живут в нашем доме? Наверняка те, которые запомнились нам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей: это может быть запах пирогов по воскресеньям; сказка на ночь; уборка, когда роли распределяются; вечер, когда все собираются к чаю и рассказывают друг другу о событиях дня; совместный семейный досуг.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью.

Реализация педагогического проекта по разработанному плану осуществлялась по четырем основным направлениям:

  1. «Познавательные   традиции».    Развитие    традиций    семейного    чтения.

«Семейные чтения» были и остаются хорошей традицией, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

  1. «Творческие традиции». Установка в семьях на совместную творческую деятельность. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживают в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.
  2. «Праздничные традиции». Совершенствование праздничных традиций в семье. Мы возрождаем старую русскую традицию празднования традиционных народных праздников. Отмечая праздники, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.
  3. «Христианские традиции». Каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Создание семейных архивов (почетные грамоты дедов и отцов, история их заслуг, труда, рода и фамилии и т. п.), оформление семейных альбомов, сохранение семейных реликвий – это то общение, которое необходимо ребенку в его совместной деятельности с родителями. История человека, история семьи, история народа – это история Отечества.

В рамках реализации проекта использовались следующие формы работы, направленные на пропаганду традиционных ценностей семьи, повышение престижа и роли семьи в обществе:

  • организация педагогического просвещения родителей младших школьников посредством привлечения их к участию в нетрадиционных формах проведения родительских собраний (семейные гостиные, собрания-тренинги, родительский лекторий, педагогические мастерские);
  • создание системы массовых мероприятий с родителями учащихся, организация совместной деятельности и досуга взрослых и детей, в том числе с использованием современных педагогических технологий (проектная деятельность, занятия в творческих мастерских для взрослых и детей. совместная творческая и образовательная деятельность, совместная организация и проведение традиционных православных праздников);
  • презентации успешного опыта семейного воспитания.
  • Оценка результатов проекта

Мы предполагаем, что критериями эффективности данного проекта будут:

  • степень включенности всех участников образовательного процесса в деятельность по реализации проекта (мониторинг);
  • расширение знаний детей и родителей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа (анкетирование);
  • степень удовлетворенности участников качеством проводимых мероприятий (отзывы участников и независимых экспертов о качестве организации и проведения совместных тематических мероприятий).

Жизнеспособность и перспективы развития проекта

Проект может быть интересен педагогам, классным руководителям, администрации общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, заинтересованным в укреплении связи с семьёй, с социумом, в воспитании гражданственности родителей и детей. Данный опыт будет использован на обучающих семинарах в сфере ДНРВ различных уровней. Перспективы развития проекта мы видим в создании родительского клуба по обмену опытом семейного воспитания и распространению положительного опыта.

  • Выводы

Наш проект продолжается. Основным направлением работы с родительской общественностью в ходе реализации проекта являлось создание единого воспитательного пространства для формирования детско-взрослой общности через приобщение к культурному наследию своего народа, возрождение исторических и народных традиций в семейном воспитании. Традиционно считается, что результатом проекта является его продукт. Но еще более важным оказывается не конечный продукт, а сам процесс подготовки и реализации проекта, так как именно на этом этапе происходит приобщение участников к тем или иным ценностям. Мы могли наблюдать, как происходит

приобщение участников проекта к ценностям своего рода, актуализацию забытых страниц прошлого, восстановление родственных связей. Именно степень глубины такого погружения важна с точки зрения духовно – нравственного воспитания и является главным в нашем проекте. Формирование событийной детско – взрослой общности, когда вокруг идеи проекта выстроилось некоторое пространство общих интересов и личных контактов, пространство для развития эмоционально – волевой сферы участников – главный результат педагогической деятельности по реализации проекта.

Список источников и литературы

  1. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. А. Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011
  2. Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаеов, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009
  3. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр

«Педагогический поиск», 2006

  1. Формирование базовых национальных ценностей посредством проектной деятельности в системе духовно – нравственного развития и воспитания. – Калининград: ГАУ КО ДПО «Институт развития образования», 2015
Возрождение семейных традиций – основа духовно-нравственного воспитания младших школьников