МБОУ «Школа № 65» Московского района города Казани
Упражнения игрового характера на первом этапе обучения игре на фортепиано.
Автор методической разработки:
Садриева Лилия Илдусовна,
преподаватель по классу фортепиано
первой квалификационной категории
Казань 2024
Самым ответственным этапом в воспитании ученика-пианиста является начальный этап обучения игре на фортепиано. В ДМШ и ДШИ приходят дети, не имеющие не только никаких пианистических навыков, но и никаких музыкальных представлений. И поэтому педагогам приходится проявлять творческую изобретательность в выборе методов и приёмов работы ,чтобы научить своих воспитанников мыслить пианистически, управлять слуховыми представлениями и двигательными ощущениями. Чтобы обучение игре на фортепиано не было в тягость, вызывало положительные эмоции, желание заниматься и было успешным, занятие должно проходить на «понятном» детям языке, с применением не только методов показа и рассказа. Полезно прибегать к тaкесическим средствам общения, благодаря которым ребенок точнее ощутит хaрaктер звукоизвлечения, динамику. Важно при каждой встрече вызывать ребенка на диалог, в котором он будет раскрываться, используя в своей речи как можно больше имён прилагательных. Увлечь ребёнка можно всегда ,если урок разбавлять упражнениями игрового характера. И некоторыми из них я поделюсь. (Это упражнения для тех обучающихся, у которых уже были начальные представления об октавах).
УПРАЖНЕНИЕ № 1. «Я-ХУДОЖНИК».
Ребенок выступает в роли художника. Мы представляем, что перед нами коробочка с акварельными красками, холст и кисточка. Дается задание нарисовать картину «ЛЕТО». Достаточно изобразить 4 характерных лету детали. Для этого ему предлагается выбрать один из трех предложенных преподавателем вариантов. На картине будет изображено:
- Снег, елка, голубое небо, солнце.
- Цветы, бабочки, небо, солнце.
- Деревья без листвы, стая перелетных птиц, лужи, солнышка не видно из-за туч.
Проделав эту работу, преподаватель и обучающийся, продолжая беседу, определяются с 4-мя оттенками красок для нашей будущей картины. Например, выбрали красный оттенок(цветы), салатовый оттенок (бабочки), голубой(небо) и золотистый (солнце). Далее преподаватель договаривается с ребёнком, что каждая клавиша ДО на клавиатуре-это одна из 4 баночек с краской ,которые мы уже выбрали для рисования, а 3-й палец его руки-это кисточка Мы макаем кисточку в баночку с красной краской (значит, нажимаем 3-м пальцем на ДО первой октавы) и рисуем цветы (значит, расслабляя запястье, поднимаем свою кисть с 3-им пальцем руки и переносим ее, делая в воздухе полукруговое движение от До первой октавы к ДО второй октавы, как бы рисуя).Затем снова макаем кисточку, но уже в салатовую краску( нажимаем 3-м пальцем на ДО второй октавы ) и рисуем бабочек. И таким образом достигаем 4-ю октаву, мысленно закончив рисовать картину «Лето». По окончании обязательно надо поинтересоваться у ребенка, получилась ли картина красивой, какое настроение она у него вызывает и т.д. Затем передаем эстафету левой руке ( соответственно, поднимаемся от До контроктавы к первой октаве. )На одном занятии можно знакомиться с двумя нотами. При желании ребенка упражнение можно повторить 2-м пальцем.
В ходе упражнения «Я-художник» обучающийся начинает концентрировать внимание на ощущениях свои плеч, предплечья, локтей, запястья, кистей, вырабатывается цепкость подушечек пальцев, он осознаёт, что запястье может быть расслабленным, гибким и зафиксированным, постепенно закрепляет знания о расположении нот и клавиш, учится чётко ориентироваться в октавах, различать регистры.
УПРАЖНЕНИЕ № 2. «КЕНГУРЁНОК И МАМА». Представляем маленького кенгурёнка по имени Тима и его маму. Они пошли вместе на прогулку. Беседуя с ребенком, приходим к выводу, что они передвигаются прыжками и прыжок кенгурёнка будет намного меньше, чем у его мамы.
Задача: изобразить на инструменте как кенгурёнок Тима пытается повторить мамин прыжок. Используем всю клавиатуру, белые клавиши. Прыжок мамы –Кенгуру берётся поочерёдным нажатием в До мажоре примы и квинты (1- м и 5-м пальцами соответственно):ДО и Соль любой октавы. А Прыжок Тимы берётся поочерёдным нажатием примы и терции(1-м и 3-м пальцами, соответственно): До и Ми. В итоге ребёнок последовательно нажимает 4 клавиши: ДО-Соль-До -Ми. Упражнение же левой рукой выполняется с другой аппликатурой (для мамы-Кенгуру 5-м и 1-м пальцами, для Тимы – 5-м и 3-м). Ребёнок выполняет это упражнение, нажимая на клавиши, не связывая их.(Преподаватель знакомит воспитанника с термином «штрих нон легато». )
Затем преподаватель исполняет сам это упражнение тем же штрихом и наталкивает ребенка на мысль, что наш Тима не прыгает вовсе, а шагает. Вместе с воспитанником выясняют, как прикасаться к клавишам, чтобы изобразить не идущего, а прыгающего и весёлого кенгурёнка. (Знакомятся со штрихом «стаккато» и исполняют упражнение в новом варианте.)
В ходе этого упражнения преподаватель продолжает «ставить аппарат» обучающегося, разрабатывает пальцы. Ребенок приноравливается к куполообразной форме кисти, знакомится со штрихами « нон легато» и «стаккато».
УПРАЖНЕНИЕ № 3. «ТАНЦУЮЩИЙ ПАУЧЁК».
Представляем перед собой паучка на занятии танцами. Он маленький, но с большим количеством лапок. Веселясь и танцуя, паучок прыгает как ему хочется, и даже падает, запутавшись в своих лапках и хохочет. В процессе беседы с ребёнком и показа ,подводим ребёнка к выводу, или задаче : необходимо научить паучка танцевать так, чтобы он не падал, то есть танцевал по правилам. Поэтому договариваемся с ребёнком, что его кисть с пальчиками- это и есть паучок с лапками. Разбираемся , целесообразнее расставить аппликатуру, если играем в диапазоне пяти нот (ДО- РЕ –МИ- ФА- СОЛЬ). Начинаем упражнение сначала правой рукой в четыре октавы:
- прима – прима (До-До) 1-м пальцем
- прима- квинта (До-Соль) 1-м и 5-м пальцами
- прима- прима (До-До) 1-м и 1-м пальцами
4) прима-кварта (До-Фа) 1-м и 4-м пальцами
5) прима – прима (До- До) 1-м и 1-м пальцами
- прима-терция (До-Ми) 1-м и 3-м пальцами
- прима – прима (До-До) 1-м и 1-м пальцами
- прима-секунд (До-Ре) 1-м и 2-м пальцами .
- прима (До) 1-м пальцем.
- Упражнение разучивается штрихом, который мы уже знаем ( нон легато). Затем преподаватель в-точности воспроизводит игру воспитанника ,после чего они сравнивают прыжок с шагом и вместе вспоминают новое слово на итальянском языке(стаккато). Ребёнок исполняет упражнение уже в другом варианте. Если есть желание, далее упражняемся левой рукой, либо даём задание на дом подобрать аппликатуру самостоятельно.
В ходе этого сложного упражнения обучающийся может закреплять слухо-двигательные представления штрихов, учиться свободнее ориентироваться на клавиатуре, понимать особенности и закономерности подбора аппликатуры. Естественно, продолжается работа по постановке игрового аппарата воспитанника.
УПРАЖНЕНИЕ № 4. «ЗОНТИК И ВЕТЕР».
Представляем картину: кенгурёнок Тима уже подрос и осенью пошел в школу. В один из таких осенних дней он возвращался из школы домой. Как вдруг солнце пропало, день стал хмурым. Налетели тучи, подул ветер. Начался сильнейший ливень. Тима достал зонтик и открыл его. Но, услышав гром, он испугался и выпустил зонтик из рук. А ветер подхватил зонтик и стал им играть.
Задача: изобразить зонтик то поднимающимся, то опускающимся на землю. Для этого ребенку предлагается форму зонтика передать с помощью округленных пальчиков (будто это спицы) и одновременного взятия сразу трех нот (До-Ми-Соль). Главное, следить ,чтобы купол кисти не проваливался.(Ведь зонтик наш не сломан.) Упражнение это исполняем в первой –четвёртой октавах правой рукой и от контроктавы до первой октавы левой рукой. Ребёнку даётся задание самому подобрать аппликатуру и исполнить упражнение. После исполнения преподаватель предлагает заменить слово «зонтик» на слово «аккорд» (Даётся определение этого термина).
В ходе этого сложного упражнения обучающийся продолжает более осознанно работать над аппликатурой, знакомится с термином «аккорд» . В процессе взятия аккорда при переносе руки из одной октавы в другую формируются вертикальные движения запястья, обучающийся старается организовывать кисть, со временем она должна окончательно приобрести округлую куполообразную форму.
Безусловно, каждое из этих упражнений направлено на предотвращение появления состояния зажатости игрового аппарата обучающегося . Это и работа с памятью обучающегося. Зрительной, слуховой и двигательной. Работа над развитием координационных навыков , образного мышления. Однозначно, все они стимулируют развитие логического мышления дете . Нам, преподавателям фортепиано, работающим с детьми первого года обучения, не стоит ждать быстрых результатов. Приступая каждый день к занятиям, надо чётко это осознавать. Главное – увлечь ребёнка ,помочь ему понять и полюбить свой инструмент. Стать ему другом, который поможет открыть ему многообразный и красочный мир фортепианной музыки.