ХVI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(на 2023/2024 учебный год)
Урок на конкурс
по теме :
«Природные сообщества.
Жизнь в пресных водоёмах».
Автор:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №5 города Рыбинска
Ярославской области
Воронина Елена Викторовна
Рыбинск
2024
Технологическая карта урока
Тема урока: Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.
Цель урока: выяснить является ли пресный водоём природным сообществом и как его сохранить (на примере местных водоёмов).
Задачи:
- Определить какие пресные водоёмы есть в Еврейской автономной области.
- Охарактеризовать разнообразие растительного мира пресного водоёма.
- Рассмотреть разнообразие животного мира пресного водоёма.
- Проанализировать, как человек влияет на жизнь пресных водоемов
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: Практическое занятие.
Оборудование и ресурсы:
- учебник (Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1 – 4-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2024. – 184 с.);
- мобильный класс (ноутбуки с выходом в интернет);
- электронная версия атласа-определителя (Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. 1-4 класс – 12-е изд. стереотип. – М.: Просвещение, 2024. – 224 с.);
- презентация «Пресный водоём» с картой;
- онлайн-тесты в Google-формах;
- карточки с планами для групповой работы (на листах и в ноутбуках);
- карточки с изображением растений и животных водоёмов для групповой работы;
- карточки для работы в паре (для составления цепочек питания).
Планируемые результаты:
- Предметные:
- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- называть экологические проблемы и определять пути их решения;
- использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе.
- Личностные:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России.
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
- Метапредметные:
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация учебной деятельности.
Определение темы урока. Постановка задач урока. |
Зачитывает цитату:
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» Ж.-Ж. Руссо Я знаю, что у нас с вами хорошее настроение, я желаю вам сохранить его на весь урок! В добрый путь! Обращается к ученикам с вопросами: Прочитайте тему урока на доске («Жизнь в пресном водоёме»)
Учебные задачи: (на доску)
|
Внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
Примерные (вероятные) ответы:
|
Актуализация знаний. Постановка цели урока. |
Обращается к ученикам с вопросами:
Давайте вспомним с вами материал прошедшего урока. Выберите, пожалуйста, определение природного сообщества из представленных на доске. А) Территории со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. Б) Совокупность организмов разных видов, обитающих в сходных условиях. В) Совокупность природных объектов и явлений, которые человек использует для своего блага. Проверить свой ответ вы сможете, обратившись к словарю терминов в учебнике на с.175. Сегодня на уроке я предлагаю вам выяснить является ли пресный водоём природным сообществом и как его сохранить. |
Внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Правильный ответ: Совокупность организмов разных видов, обитающих в сходных условиях Проверяют себя. |
Изучение нового материала с параллельным закреплением.
а) самостоятельная познавательная деятельность; б) школьная лекция |
б) Рассказ подготовленного ученика о пресных водоёмах ЕАО. Думаю, что первую учебную задачу мы выполнили (после выполнения каждой задачи рядом с ней на доске появляется магнит, отмечающий это).
а) Работа в группах (с учебником, атласом-определителем, карточками и иллюстрациями). Так как тема объёмная, я предлагаю изучить её в группах. Слайд напомнит вам о правилах работы в группе. С помощью учебника, интернета, атласа Плешакова вы проведёте мини-исследование и составите небольшой отчёт. Учитель объединяет в 3 группы:
Представители групп берут план исследования, есть файл в ноутбуках (см. Приложение). Учитель организует работу в группах, консультирует, помогает и контролирует.
а) Работа с тестами. Проверим как класс принял информацию, а, следовательно, узнаем была ли работа группы продуктивной. Для этого выполним тест ССЫЛКА https://forms.gle/KoqtNCvhpW1TMK3c7 . (закрепление) Кто выполнил задания верно? Растения служат пищей для животных водоёмов. Ребята из группы зоологов о них расскажут.
Учитель делает необходимые дополнения о животных, описание которых отсутствует в учебнике (выдра, ондатра). а) Работа в парах. Изучая природные сообщества, мы говорим о взаимодействии в них разных живых существ.
Предлагаю каждой паре составить цепи питания, используя, слова из конверта. В конверте, который лежит у каждого на парте, помещены карточки с названиями животных, отличающиеся по рядам. (см. Приложение). Проверьте свою работу по слайду. Если нужно исправьте (закрепление). Теперь мы с вами знаем, как живут и взаимодействуют обитатели водоёмов. Давайте вспомним определение природного сообщества, которое мы выбрали в начале урока. (на доске).
а) Работа с тестами. Оценить работу группы и ваше понимание проблемы мне поможет такое задание. Составим памятку о охране водоёмов. Каждой паре нужно будет выбрать нужные фразы-правила, чтобы сохранить водоём экологически чистыми. ССЫЛКА https://forms.gle/GxKoj6Hzq6r4UWcD9 Проверка результатов слайд на экране. Давайте ещё раз озвучим эти правила (закрепление).
Заключение
Послушайте стихотворение и ещё раз задумайтесь! Подготовленный ученик читает стихотворение. |
Примерный рассказ подготовленного ученика о пресных водоёмах ЕАО.
«По южной части ЕАО протекает река Амур, она является границей России с Китаем. Приток Амура – Бира и Биджан. На территории ЕАО встречаются крупные озёра. В Октябрьском районе – Лебединое озеро, в Смидовическом – озеро Забеловское, а около с. Головино так называемые головинские озёра. Мы живём в Биробиджанском районе, здесь протекает с севера на юг река Бира, у неё есть правый приток Щукинка и левый приток Икура. Есть и другие реки, но они, как и Икура мелкие и не отмечены на карте. Около с. Головино расположились так называемые головинские озёра». Внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы, в т. ч. в ходе работы с картой, иллюстрациями, тестами и т.п. Работают в группах. Примерные (вероятные) ответы:
Подготовленный ученик читает стихотворение. «Мой шар земной». Смотрю на глобус-шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус-шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!». |
Рефлексия |
Сегодняшний наш очень важный урок подошёл к концу. Надеюсь, вам было интересно. Скажите, пожалуйста,
|
Свободные ответы-маркеры. |
Домашнее задание | Параграф. Дополнительное задание: нарисовать плакат в пользу сохранения пресных водоёмов или памятку о правилах поведения на водоёмах. | Записывают д/з и впоследствии выполняют его. |
Приложения
План исследования ботаников
- Как расселились растения водоёмов? (уч. с 157)
- Расскажите о некоторых
- Кувшинка – атлас Плешакова (электронная версия) с.73, кубышка – с.75, лотос Комарова )
- Ряска – атлас с. 71
- Камыш, тростник -атлас с.71 , телорез с.73
- Стрелолист -атлас с.73, рогоз – с.71
- Узнайте растение(картинка) по описанию, соедините название и изображение (наклейте на лист) используйте учебник и атлас Плешакова
- Подумайте, какую пользу приносят растения всем обитателям водоёмов.
- Сделайте вывод о связи растений с другими обитателями водоёмов. Восстановите предложение, вставив нужные слова.
Растения связаны с другими обитателями водоёмов. Растения служат _____ для животных, они выделяют _______, необходимый для дыхания всех животных. Заросли растений являются _________ для птиц, земноводных, насекомых и рыб.
- Это характерно для природного сообщества?
План исследования зоологов
- На какие 4 группы можно разделить всех животных пресного водоёма? (по месту жительства)
- Расскажите о представителях каждой группы, пользуясь учебником (с.158-160) и атласом Плешакова (электронная версия)
- Беззубка и перловица (атлас с.123)
- Прудовик, катушка, лужанка (атлас с.123)
- Подумайте, почему их называют природными фильтрами? (чем могут питаться? Учебник с.159)
- Кто обитает в верхнем тёплом слое воды? (учебник)
- Жук плавунец, водолюб большой (атлас с.129),клоп-водомерка(учебник)
- Стрекозы: большое коромысло, дозорщик, подёнки (атлас с.147)
- Расположите рыб по «этажам» водоема, расскажите (картинки наклеить на лист А3)
- Какие птицы и животные обитают у водоёмов?
- Сделайте вывод о животном мире водоёмов и взаимосвязи с растениями.
План исследования экологов (учебник с.161-162)
- Что дает водоём человеку?
- Какие беды приносит человек водоёму?
- Из-за чего умирают озёра?
- Как озёра превращаются в болота?
- Узнайте из интернета, какие мероприятия проводятся в ЕАО по охране и очищению водоёмов.( см. ссылки)
Ссылки для поиска информации:
- https://www.eao.ru/isp-vlast/departament-prirodnykh-resursov-pravitelstva-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti/regionalnyy-proekt-sokhranenie-unikalnykh-vodnykh-obektov-natsionalnogo-proekta-ekologiya/
- https://nabat.news/2023/07/18/63-milliona-rublej-potratyat-na-raschistku-rusla-biry-v-eao/
- https://eaomedia.ru/news/1514588/
водоросли
головастик
карп
цапля
рогоз
карась
щука
выдра
стрелолист
карась
окунь
выдра
ряска
комар
водомерка
лягушка
сок растений
комар
лягушка
цапля
отмершие растения
прудовик
ондатра
выдра