Государственное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»
Доклад на тему-
Применение интерактивных методов обучения на уроках изобразительного искусства.
Докладчик – Михайлова Л.А.,
учитель ИЗО, Технология – труд.
Применение интерактивных методов обучения на уроках изобразительного искусства.
Автор: Михайлова Лилия Анатольевна.
Интерактивный («Inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учеников в современной школе, где учитель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь ребят новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, презентации, видео-материалы по изобразительному искусству, проводятся мастер-классы, просмотр обучающего материала (тематические видеофильмы, презентации), осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель изобразительного искусства, как и любой современный учитель, создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроле.
Интерактивные методы обучения ИЗО основаны на принципах взаимодействия, активности учащихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Учитель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе детей. Активность учителя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Ученики активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах.
Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Учитель, как и прежде, разрабатывает план и содержание урока, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
«Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в школе, при которых ученик сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения ».
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, а также между самими обучающимися.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
∙ пробуждение у учащихся интереса к обучению;
∙ эффективное усвоение учебного материала;
∙ самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
∙ обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждого на свободу слова;
∙ формирование у учащихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты.
Применяемые интерактивные формы на уроках:
∙ круглый стол (дискуссия, дебаты);
∙ «мозговой штурм» (брейнсторм, мозговая атака);
∙«сase-study» (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
∙ мастер-классы;
∙ работа в малых группах;
∙ социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (фильмы, творческие выставки);
∙ интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
∙ обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;
∙ психологические тренинги.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит, не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы по изобразительному искусству, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению каждой темы.
При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:
∙ интерактивное занятие – это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
∙ все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта;
∙ каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу;
∙ критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).
Алгоритм проведения интерактивного урока (общего для всех предметников и классных руководителей):
- Подготовка занятия
Преподаватель производит подбор темы. При разработке интерактивного занятия рекомендуется обратить особое внимание на следующие компоненты:
∙ возраст участников, варианты групп их интересы;
∙ временные рамки проведения занятия;
∙ заинтересованность группы в данном занятии.
- Перечень необходимых условий:
∙ четкое определение цели урока;
∙ уточнение проблем, которые предстоит решить;
∙ подготовка программы занятия;
∙ подготовка раздаточного материала;
∙ обеспеченность технического оборудования;
∙ подбор основных вопросов, определение их последовательности;
∙ подбор практических примеров из жизни;
∙ использование иллюстраций, схем, таблиц;
∙ доверительные, позитивные отношения между учащимися;
∙ многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности учеников.
Вступление урока состоит из сообщения темы и цели занятия. Учащиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. В ходе урока следует добиваться однозначного понимания новых слов, терминов, понятий, проводится словарная работа, коррекция произношения и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у учеников привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.
- Примерные правила работы в группе:
∙ быть активным и доброжелательным;
∙ не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
∙ быть открытым для взаимодействия;
∙ стремиться дойти до истины;
∙ придерживаться регламента;
∙ проявлять креативность и творчество при выполнении работы.
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного урока. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.
- Рефлексия –проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе урока. Обязательным этапом является- оценочная рефлексия, которая определяет отношение учеников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными учащимися с помощью наводящих вопросов учителя.
Примерные вопросы для проведения рефлексии:
∙ произвела ли на вас впечатление проведенная беседа?
∙ была ли ситуация, которая удивила вас в процессе урока?
∙ чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
∙ учитывалось ли вами мнение других участников группы?
∙ как вы оцениваете свои действия и действия группы?
Рассмотрим интерактивные методы обучения, которые применялись на уроках по изобразительному искусству –
∙ работа в малых группах – дающая возможность всем учащимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
∙ ролевая игра – в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
∙ мини-лекция – одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для учащихся языке, при этом каждому новому понятию, термину обязательно дается определение. По окончании выступления происходит обсуждение возникших вопросов, а также способы использования полученной информации на практике;
∙ разработка проекта (проектная деятельность)- позволяет участникам мысленно выйти за пределы класса и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждый имел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
∙ «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное – это выяснение информированности или отношения участников к определенному вопросу;
Проведенная работа по внедрению на уроках изобразительного искусства интерактивного обучения, показала, что в данных условиях у учащихся наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных, творческих и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.
Таким образом, можно отметить, что современным педагогам следует все больше применять интерактивные методы обучения при работе с учащимися в школе, так как они являются более продуктивными, существуют возможности для организации формы обучения и инструментарий для оценки результатов.
На основе анализа теории и практики использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки учащихся, можно сделать ряд выводов:
во-первых, интерактивные методы обучения дополняют и развивают уже известные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс;
во-вторых, интерактивные методы обучения можно использовать для подготовки учащихся более эффективно, если их использование основывается на современном научном подходе, технических средствах;
в-третьих, необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе проведения уроков изобразительного искусства связана с развитием учащихся, как творческих, так креативных и заинтересованных личностей.
Правила интерактивного обучения.
- В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.
- Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
- Обучающихся в технологии интерактивного обучения не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно, чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе должна быть предоставлена возможность выступить по проблеме.
- Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
- Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.
- Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.
- Придерживаться принципа конфиденциальности.
- Уважать мнение каждого, быть вежливым.
- Быть доброжелательным по отношению к себе и другим.
Кроме того, имеет большое значение состав класса, количество детей, их способность к взаимодействию. Педагог учит детей определённому методу и в то же время обучается сам, каждый раз импровизируя и готовясь помочь учащимся в случае затруднений. Практика проведения уроков показывает, что педагог, руководящий такими формами деятельности, должен быть хорошо подготовлен, иметь опыт работы с детьми и авторитет среди участников.
При использовании интерактивных технологий нужно обязательно прогнозировать результат, создавая ситуацию успеха для каждого ученика в классе, в этом случае на уроке не останется ни одного равнодушного ученика, не включённого в общее действие на уроке.
Виды интерактивных заданий на уроках ИЗО.
Специфика уроков изобразительного искусства такова, что 2/3 времени отводится на практическую деятельность учащихся. Поэтому педагогу очень важно уметь выбрать наиболее оптимальные формы работы с детьми, чтобы применение той или иной технологии было оправдано и соответствовало общей концепции урока.
Из опыта работы.
Я работаю учителем ИЗО и Труда (технологии) в школе- интернате, и интуитивно еще до знакомства с интерактивными методиками для активизации познавательной деятельности учащихся, включала в свою практику игровые задания на разных этапах урока. Так появились мои первые «интерактивы»: «Волшебный мешочек» с предметами изобразительной деятельности, «Таблица основных цветов», « Дополнительные цвета палитры», «Смешивание цветов», «Угадай по фрагменту», «Оживи картину». Обычно в работе на постоянной основе использую несколько видов «интерактива», т. к. дети привыкают к определенным формам работы и не приходится тратить время на объяснение новых.
В начале изучения какой-либо темы очень эффективно использую презентации по теме урока. В процессе изучения темы включаю в ход урока упражнения для пальцев рук, зарядка-разминка для смены трудовой деятельности. В 6 классе по теме “Композиция” ребятам предлагаю из набора геометрических фигур и линий составить различные композиции. Задания – построй – нарисуй старинный замок. Следующий этап научения рисования на платформе интернета (наша перспектива) – дети старшеклассники (5-6 классы) учатся рисовать в PowerPoint графические композиции. Интегрированный урок с предметником по информатике. Учащиеся делают заливки цветом геометрические фигуры, экспериментируют с градиентом, шрифтами и т.п. Это значительно увеличивает темп урока, ведь практически все дети к этому возрасту владеют инструментарием. Можно рисовать с использованием кисти различными материалами и в разных техниках, правда, это несколько “упрощает” готовые работы, зато формирует навыки работы с цветом и формой. Упражнение “Осколки” тоже проводили на компьютере: ребята собирают из “пазлов” картину, (в набор заведомо включаю лишний фрагмент). Еще одно хорошее упражнение: выбирать фотографию (можно из школьного архива), начать рисовать прямо по ней (но на новом слое), и в итоге постепенно появляется свой вариант рисованного фото. Результат впечатляющий! Это задание учит ребят подбирать тональные сочетания, выдержать общий колорит и т.д. Нравится это упражнение даже тем, кто вообще не рисует, ведь по образцу создавать свой “шедевр” не так страшно! Авторское упражнение – «Вкусный стол» использую на уроках изучения натюрморта, портрета, пейзажа. Ребятам предлагаются на выбор «подносы» – фоны будущих композиций, к фону ребята в порядке живой очереди набирают вырезки-заготовки (фрукты-овощи, предметы посуды, части лица, объекты природы). Задание: работа в парах над оптимальной композицией будущего «шедевра». Данный перечень далеко не полный, однако если варьировать технологии, видоизменять их и надстраивать, можно существенно изменить стиль преподавания, насытить структуру уроков, задать дополнительный темп и главное – способствовать повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызвать интерес к познанию, сформировать коммуникативную, личностную, социальную и интеллектуальную компетенции.
ИКТ- компетенции учителя в современной школе на уроке изо.
На уроках ИЗО использование мультимедиа усиливает обучающий эффект, обеспечивает наглядность, одновременно подключает несколько каналов представления информации, реализует более доступное объяснение учебного материала. Проектируя урок необходимо продумать последовательность технологических операций, способы подачи информации и типы заданий для учащихся.
Благодаря мультимедиа на уроках ИЗО, возможен анализ и сопоставление произведений различных видов искусства, диалог работ разных художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов. Мультимедийное сопровождение позволяет совершить виртуальную экскурсию по музею, просмотреть фрагмент фильма, спектакля, прослушать аудиозаписи. Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяют мне, как учителю, моделировать различные задания с включением интерактивных методик.
Вот некоторые из них:
- Упражнение «Чистая доска» на уроке в 6 классе по теме «Первые художники земли». Термины зачеркиваются по мере объяснения материала. Позволяет актуализировать знания, полученные на уроках истории, а также зрительно сконцентрировать внимание на неизвестных понятиях (многие из которых учащиеся пытаются объяснить самостоятельно). Использование триггеров позволяют «вычеркивать» понятие по мере объяснения.
- Тест по теме «Искусство Руси» содержит видео задание: учащимся предлагается выбрать из пяти изображений то, которое не относится к изучаемой культуре.
- Обобщающая таблица по теме «Культура Древней Греции». Учащимся предлагается разделение истории развития цивилизации заполнить ячейки по видам искусства (тезисы).
Задание теста по теме «Искусство Древней Греции».
4.Задание по теме «Архитектура Древней Греции». Ученикам предлагается назвать античные ордера и их части. Параллельно с презентацией можно раздать названия частей греческого храма (ствол, капитель, фриз, стилобат и т.д.), из которых учащиеся «строят» свой храм, правильно взаимно располагая части.
5.Задание-рассуждение по теме «Портрет». Учащимся предлагается рассмотреть два портрета, выполненных разными художниками, и объяснить причины очевидного сходства.
6.Задание по теме «Скульптура». На примере скульптуры «Медный всадник» Э.Фальконе объяснить аллегорическое значение ее отдельных элементов.
7.Задание по теме «Живопись»: рассмотреть картины пейзажистов и сравнить колорит картин.
Вывод: таким образом, использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет не только сделать более наглядным демонстрационный материал, но и разнообразить задания, а работа в рамках данной технологии повысить ИКТ-компетентность учителя.
Применение интерактивных методик.
Наиболее эффективное использование интерактивных методик, это одна из форм внеурочной работы, что является «Предметная неделя» по ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ (ТРУД).
Неделя ИЗО и Труда проводится как заранее подготовленное мероприятие, пробуждающее интерес к искусству, его истории, произведениям великих мастеров. Это и возможность обратиться к национальной культуре, к прикладному искусству и народным традициям, народному творчеству. Как же проходит эта Неделя у нас.
Предварительно в фойе оформляются стенды с рисунками детей, творческие работы по вышивке, коллажам, различные панно, поделки, выпускается стенгазета например – «Семь нот радуги», в которой публикуются познавательные викторины, веселые ребусы и кроссворды, рубрика «Знаете ли вы, что это..?». За правильно выполненные задания учащимся начисляются баллы, которые суммируются в течение всей Недели и наиболее активные поощряются грамотами. Отдельной линией мероприятия проходят исторические пятиминутки «Интересно об искусстве». Для учеников начальной школы и среднего звена проходят мастер-классы по выполнению рисунков нетрадиционными методами выполнения творческих работ.
*Изобразительное искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Применение интерактивных методик на уроках ИЗО, способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, а так же умению самостоятельного поиска информации. Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе. А коль так, то перед нами, учителями, открывается широкое поле деятельности — творить, экспериментировать, искать эффективные методы взаимодействия с учащимися в процессе обучения.