Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кондратьевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме

«Шумовой оркестр как средство развития творческих способностей младших школьников»

Подготовила: Соболева Наталья Юрьевна,

учитель музыки

2024г 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего общества особое значение приобретает воспитание разносторонне-развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием полноценного развития личности человека. Творчески развитый ребенок способен на неожиданные открытия и нестандартные решения, которые будут толчком для движения вперед.

  Изучением проблемы развития творческих способностей на уроках музыки через наиболее доступные и в то же время интересные виды деятельности, в особенности, через игру на простых музыкальных инструментах занимались многие педагоги-музыканты, такие как Г.Кеетман, В.Келлер, К.Орф, В. Жилин, И.Шестопалова, Т.Тютюнникова и др. В своих работах педагоги опирались на реальные предпочтения детей во время занятий музыкой. Педагоги-музыканты придерживаются того мнения, что начальное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии».

Успешное использование шумовых музыкальных инструментов на уроках музыки в современных школах подтверждает как эффективность и полезность, так и жизненность этого вида деятельности. Исходя из того, что каждый ребенок обладает уникальными творческими способностями, считаю необходимым эти способности постоянно развивать и совершенствовать, и, следовательно, игра на шумовых музыкальных инструментах, как вид деятельности, требует более широкого распространения среди педагогов и систематического внедрения в учебный процесс младших школьников.

Глава I 

Шумовой оркестр — как вид музыкальной деятельности

Младший школьный возраст — это благоприятный период для знакомства ребенка с элементарными основами музыкального искусства, формирования эмоционального сопереживания, личностного отношения к музыкальным образам. Ребенок, любящий и понимающий музыку, отличается тонкостью восприятия, отзывчивостью, эмоциональностью. 

Шумовой оркестр — наиболее доступный и любимый вид музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе. Основная направленность этого занятия выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, к стихам и народным песням. Особенно любимыми для младших школьников являются ударные и звенящие простейшие музыкальные инструменты, такие как погремушки, ложки, треугольники, трещотки, кастаньеты, бубенцы, маракасы, бубны, барабаны, металлофоны (шумовые). Приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. Шумовые инструменты являются первостепенным средством, c помощью которого дети могут начать музицировать, ощутить себя в роли музыканта оркестра, а иногда даже и роли дирижера. 

Шумовой оркестр – это игровая среда, где есть место воображению, фантазии и безграничному творчеству. Игра в шумовом оркестре формирует чувство коллективизма, начальные навыки игры в ансамбле, расширяет кругозор, развивает природные способности и творческую инициативу школьников.

Огромнейший вклад во внедрение элементарного музицирования, в том числе шумового оркестра в образовательный и воспитательный процесс младших школьников внёс немецкий педагог Карл Орф. Для музыкального воспитания детей он предложил специальный комплект инструментов, называемых в обиходе «инструментами Орфа». Основу этого инструментария составляют звуковысотные и шумовые инструменты различных видов. Завораживающие звуки орфовских инструментов притягательны для младших школьников, а лёгкость и удобство игры позволяет детям почти сразу же импровизировать. Т. Тютюнникова утверждает: «Одна из причин эффективности педагогики Орфа: любовь детей к звукам, к сотворению музыки и потребность в индивидуальном, только ему присущем пути музыкального развития и совершенствования».

Шумовые инструменты представляют для детей огромный интерес не только внешним видом и звучанием, но и тем, что на них можно научиться быстро играть, ведь приёмы игры достаточно просты и представляют собой  привычные для детей движения. При подборе музыкальных инструментов для шумового оркестра необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания школьников. Среди используемых ударных инструментов применяются мембранофоны (барабаны, различные бубны), так же – самозвучные инструменты (трещётки, маракасы, треугольники, кастаньеты, тарелки).

В шумовом оркестре возможно использование не только шумовых инструментов, но и привычных бытовых звучащих предметов. Это разного рода бумага, целлофановые пакеты, карандаши, связки ключей, стеклянные бокалы. Состав оркестра дополняется фортепиано, на котором играет концертмейстер. Помимо исполнения музыки с фортепиано, можно использовать и фонограммы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в процессе игры на шумовых инструментах решаются следующие задачи:

— Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры.

— Формирование представления о средствах музыкальной выразительности: темпе, динамике, регистрах, определение жанровой принадлежности.

— Развитие памяти, логического мышления, произвольного внимания.

— Развитие способности к сопереживанию в музыке.

— Воспитание чувства такта, умения вести себя в коллективе сверстников.

— Воспитание самостоятельности и потребности помогать другим и обучать их тому, что умеешь сам.

Преимущества игры на детских музыкальных инструментах:

— способствует формированию и развитию таких волевых качеств, как выносливость, настойчивость, целеустремленность

— развивает мелкую мускулатуру и моторику рук.

— развивает воображение, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

ГЛАВА II

Методика работы с шумовым оркестром

Начиная работать с шумовым оркестром, учитель должен опираться на следующие принципы работы

– доступность для детей

– работа в оркестре должна быть интересной

– носить системный характер

– должна является преимущественно коллективной формой обучения

При работе с шумовым оркестром преобладает коллективная форма обучения, но учитель может использовать и другие формы работы на уроке. Индивидуальную — на начальном этапе обучения или групповую — при игре на однородных инструментах.

Основные методы обучения детей игре на шумовых инструментах:

– словесный (рассказ, объяснение);

– наглядный (показ приемов игры)

– практический (повторение и закрепление приемов игры)

– стимулирующий (выступление на концерте)

 

Опыт работы с шумовым оркестром разного состава позволяет сформулировать основные требование к музыкальному материалу для оркестра. Музыкальное произведение должно иметь ярко выраженную двух- или трёхчастную форму и иметь контрастные основные темы. Это могут быть ладовый или динамический контраст, а также контраст по группам инструментов. Музыкальная пьеса должна быть небольшой по продолжительности. Для первого года обучения длительность должна составлять 1-1,5 минуты, для второго класса — до 2 минут, далее продолжительность произведений можно увеличивать постепенно. Важно также отметить, что темп музыкальных произведений должен быть умеренно быстрым или быстрым. При выборе произведения педагогу следует обратить внимание на музыкальный размер. Удобнее всего исполнять произведения, написанные в размере  2/4, 3/4, 4/4.

 

Далее рассмотрим этапы и приемы работы с шумовым оркестром.

  1. На начальном этапе, в рамках организации шумового оркестра, целесообразно использовать «звучащие жесты» – хлопки, шлепки по коленкам и по груди, притопывания ногами, щелчки пальцами и т. д. Звучащие жесты в сочетании с движением и речью являются наиболее доступной формой темброво-ритмической работы. Дети учатся ритмично воспроизводить хлопками, либо притопыванием сильные доли тактов, а щелчками — слабые, отмечать метр музыки. Простейшее музицирование c использованием звучащих жестов становится начальной ступенью для творческих идей школьников на уроках музыки.
  2. Первое представление о выразительности тембров школьникам поможет получить озвучивание какой-либо сказки, к примеру «Теремок». Из набора инструментов, детям предлагается выбрать те, которые помогут озвучить персонажа сказки. Далее учитель читает сказку, а музыканты оркестра украшают её с помощью различных шумовых инструментов.

III. Освоение техники игры на шумовых инструментах в разных темпах, с разной динамикой, исполнение ритмических упражнений как индивидуально, так и всей группой детей. С удовольствием дети аккомпанируют на инструментах шумового оркестра мелодиям знакомых для них музыкальных пьесок, стараются украсить полюбившиеся мелодии определёнными ритмическими рисунками. В их исполнении могут звучать  песни, марши, танцевальные мелодии.

  1. Освоение ритмических рисунков через игровые ситуации, где присутствуют длинные и короткие звуки, которые обозначаются большими и маленькими по размеру предметами (цветами, снежинками, божьими коровками, грибами, шишками и ягодами). Из этих предметов выкладываются на доске различные узоры и озвучиваются детьми на шумовых инструментах. В этом случае происходит активизация памяти и зрительных образов. 
  2. Слушание музыки для шумового оркестра и дальнейший ее элементарный анализ: количество частей в музыке, характер музыки (грустная или веселая), темп (быстрый или медленный), что хочется делать под эту музыку: танцевать, маршировать, а может быть, мечтать.
  3. Обсуждение музыкального произведения: какие инструменты могут быть задействованы для исполнения этой музыки, какие инструменты подходят по тембру, какие взаимодействия могут быть у инструментов друг с другом. Дети могут предлагать свои варианты инструментов и ритмических рисунков.

VII. Репетиции по партиям. Игра по партиям всегда проходит с паузами, сначала в медленном темпе (с целью активизации и развития слуховых представлений).

VIII. Работа над художественным образом музыкальных произведений посредством динамики «f» и «р», темпа и ритма.

  1. Знакомство с профессией дирижера. Взаимодействие дирижера и оркестра.
  2. Обучение игре по элементарным дирижерским жестам: вступление каждой группы инструментов показывается разными руками, пауза — знак остановки — тоже объясняется и показывается детям. Если необходимо звучать всем инструментам, то педагог показывает жест двумя руками. Динамика отрабатывается с дирижерскими жестами в различной амплитуде с помощью упражнений. 
  3. Исполнение музыкального произведения в среднем темпе, но уже без остановок.

XII. Исполнение музыкального произведения в реальном темпе без остановок с правильным построением для исполнения, игрой по дирижерским жестам, с поклоном и верными действиями с инструментами по окончании исполнения.

XIII. Исполнение музыкального произведения на школьном празднике или тематическом занятии.

  • Обсуждение исполнения произведения шумового оркестра на последующих занятиях.

 

Для успешной реализации каждого этапа необходимо помнить про некоторые организационные моменты в работе с шумовым оркестром. Рассмотрим основные из них:

  • Продумывание расположения состава оркестра: по линиям, по группам, в полукруге. Вариант исполнения музыкального произведения на сцене актового зала предполагает организованный выход и уход детей со сцены, расстановку в полукруг или по группам инструментов.
  • Решение вопросов, где могут находиться шумовые инструменты для исполнения того или иного музыкального произведения: в руках исполнителей, под стульчиками или их раздает педагог после того, как оркестр выстроился.
  • Взаимодействие с инструментами после исполнения музыки: сложить под стульчики и сесть, сложить инструменты по партиям в корзинки или на подносы.

 

При освоении музыкального материала шумового оркестра учителя нередко приходится сталкиваться со следующими трудностями:

  •  Если инструмент впервые попадает в руки ребенка, его надо осмотреть, потрясти, подергать, попытаться разобрать, пошуметь. Здесь помогает освоение технических приемов игры и рассказ о том, из чего состоит инструмент и каким образом можно оставить его «без голоса».
  •  Сложно начинать играть свою партию после вступления или после другой партии, выдерживать паузы. Первоначальная работа ведется с остановками и в медленном темпе, чтобы дети лучше запоминали весь музыкальный материал.
  •  Трудно сохранять спокойствие и не играть, когда играют другие. В этой ситуации помогает частое возвращение к анализу произведения: какой инструмент появляется сначала, какой потом, как они взаимодействуют друг с другом. Помогает и импровизационная игра по партиям: инструменты играют громко, тихо, быстро, медленно, а потом они «устают» и им надо «отдохнуть» (моменты пауз).
  •  Дети нередко оглядываются назад и смотрят, как в момент их паузы звучат другие инструменты при построении оркестра по линиям. Для решения этой задачи меняем линии местами и даем возможность детям поиграть на всех видах инструментов. Такая перестановка в любом случае развивает память и мышление, а также музыкальный слух.
  •  Уменьшению лишних звуков при окончании пьесы и перед ее началом способствуют беседы о природе музыкальных и шумовых звуков, о волшебстве тишины, из которой появляется музыка. В эти моменты дети начинают ощущать себя великими волшебниками, ведь они повелевают звучанием своих инструментов.

Пройдя все этапы работы над произведением и преодолев все возникающие трудности, дети получают удовольствие от исполнения и чувствуют легкость в обращении с инструментами, могут в своем исполнении создать интересный музыкальный образ. При этом развиваются ладовый, динамический слух, чувство ритма, эмоциональная сфера, непроизвольная память, умение работать в ансамбле, в коллективе, расширяются представления о музыкальном исполнительстве и музыке в целом.

Исходя из опыта работы с шумовым оркестром у младших школьников, становится понятно, что результат этой работы гораздо шире, чем развитие музыкальных способностей детей. Это даёт повышение уровня коммуникации, социализации, умения ребенка работать в команде, взаимодействия с членами коллектива и дирижером, организации рабочего места, культуры поведения на сцене при исполнении музыкальных миниатюр. Благодаря такому нестандартному виду деятельности в творческий процесс вовлекаются все присутствующие на уроке. А это вполне эффективный путь для дальнейших успехов в работе над формированием и развитием творческих способностей младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это является той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности детей, позволяющая каждому ребенку найти своё место на занятиях, независимо от уровня его способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском музицировании предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности — от простейших помахиваний и постукиваний до исполнения знакомых мелодий на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. 

С помощью методов наблюдения и опроса можно сделать вывод, что применение на уроках музыки такого вида деятельности, как игра в шумовом оркестре, обогащает школьника впечатлениями, формирует моральный облик, оказывает воздействие на развитие творческих способностей. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Обучаясь игре на простейших музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления на внеклассных мероприятиях и на открытых уроках, на концертах и конкурсах.

Я убеждена, что систематическое внедрение в уроки музыки шумового оркестра, как необходимого вида деятельности, приблизит  нас, педагогов, к достижению одной из задач урока музыки: развитие творческих способностей младших школьников.

 

Методическая разработка по теме «Шумовой оркестр как средство развития творческих способностей младших школьников»