Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОЕКТ
по патриотическому воспитанию учащихся МБОУ ШР «СОШ №2»
«КОМАНДАРМ ИЗ СИБИРСКОЙ ГЛУБИНКИ»,
посвященный 120-летию дважды героя Советского союза Афанасия Павлантьевича Белобородова.
Разработали:
Черемных О.В.,
педагог-организатор;
Вощина Д.Н.,
педагог дополнительного образования;
участники первичного отделения
МБОУ ШР «СОШ №2»
Шелехов, 2024 год
Пояснительная записка.
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Патриотическое воспитание является одним из важных направлений в развития личности гражданина России.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить …воспитание патриота России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
В преддверии годовщины празднования 120-летия со дня рождения генерала армии Афанасия Павлантьевича Белобородова, который родился в деревне Акинино-Баклаши Иркутской губернии (ныне село Баклаши Шелеховского района Иркутской области), перед педагогами школы возникает проблема: как формировать у подрастающего поколения чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Исходя из вышеизложенного, в МБОУ ШР «СОШ №2» по инициативе первичного отделения школы, в рамках участия в проекте Движения первых «Хранители истории», совместными усилиями педагогов и учащихся, был разработан Проект по патриотическому воспитанию учащихся МБОУ ШР «СОШ №2» «КОМАНДАРМ ИЗ СИБИРСКОЙ ГЛУБИНКИ», посвященный 120-летию дважды героя Советского союза Афанасия Павлантьевича Белобородова (далее – Проект).
Цели и задачи проекта.
Проект служит восстановлению исторической памяти, формированию правдивых знаний о причинах, итогах и результатах Великой Отечественной войны, подвигах наших земляков в борьбе с террористами, уничтожением фашизма в наше время.
Цель проекта: сплочение граждан и утверждение традиционных высших ценностей России: мужества, любви к Родине, Героизма, верности Отечеству, сохранения памяти и популяризации жизни и деятельности выдающегося человека – Афанасия Павлантьевича Белобородова.
Задачи проекта:
– Формировать и развивать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной; родному городу и родному краю как части России; способствовать укреплению семейных связей разных поколений.
– Формировать чувство сопричастности к родному дому, семье, городу, краю и стране, культурному наследию своего народа через становление желания принимать участие в проведении мероприятий по сохранению памяти о наследии предков.
– Формировать и расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны, значении Победы в Великой Отечественной войне в соответствии с их возрастными особенностями.
– Формировать у участников образовательных отношений гражданскую позицию, историческую культуру, патриотические чувства, воспитывать уважение к историческому военному прошлому родной страны, любовь к Родине.
– Знакомить детей с жизнью и деятельностью людей, прославивших свой город, край, страну в годы Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к историческим личностям, ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитника Отечества.
– Уточнять и расширять знания школьников о музеях, памятниках, монументах воинам Великой Отечественной Войны в родном городе, крае, стране; воспитывать уважительное отношение к памятникам истории.
– Создавать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка через включение в различные виды деятельности и культурные практики с учетом направлений реализации настоящего Проекта.
– Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе через организацию активных форм взаимодействия и сотрудничества.
Участники проекта.
– учащиеся МБОУ ШР «СОШ №2»;
– педагоги и специалисты детского сада;
– родители (законные представители) учащихся;
– социальные партнеры.
Сроки реализации проекта.
15.01.2023 – 31.05.2024.
Содержание деятельности по реализации проекта.
- Создание развивающей предметно – пространственной среды в школе:
– обновление и пополнение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с направлениями реализации Проекта;
– развитие условий для организации видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей;
– создание информационного банка и медиатеки по направлениям и вопросам реализации Проекта.
- Совместная образовательная деятельность в рамках основной общеобразовательной программы:
2.1. Проектирование совместной образовательной деятельности с учетом целей и задач настоящего Проекта, возрастных особенностей детей:
– организация различных видов детской деятельности и культурных практик;
– реализация краткосрочных проектов с детьми;
– организация и проведение с детьми тематических мероприятий, праздников и досугов, акций, отражающих специфику направлений реализации Проекта;
2.2. Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении.
- Методическая работа с педагогами:
– консультирование педагогов (индивидуальное и групповое) по вопросам реализации настоящего Проекта.
– подбор научно – методической литературы, статей, изучение педагогического опыта по вопросам реализации Проекта.
– ознакомление педагогов с методическими материалами и передовым педагогическим опытом по вопросам реализации настоящего Проекта.
– планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего Проекта в образовательном процессе.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями): участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта.
- Сотрудничество с социальными партнерами:
– определение потенциальных социальных партнеров в реализации данного направления;
– привлечение партнеров к участию в совместных мероприятиях по реализации Проекта.
- Анализ эффективности Проекта: презентация мероприятий проекта с помощью постов в социальных сетях, мессенджерах.
Планируемые результаты реализации проекта.
– Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в школе проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий воспитания и образования дошкольников, методов, форм и приемов организации образовательной деятельности.
– Учащиеся проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности и культурных практиках.
– Участники образовательных отношений проявляют активную гражданскую позицию, патриотические чувства, уважительно относятся к историческому военному прошлому страны, к историческим личностям, ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам Отечества.
– Учащиеся имеет элементарные представления о событиях Великой Отечественной войны, значении Победы в Великой Отечественной войне, людях, прославивших свой город, край, страну в годы Великой Отечественной войны.
– Учащиеся проявляет познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной; родному городу и родному краю.
– Учащиеся имеют представления о музеях, памятниках, монументах воинам Великой Отечественной Войны в родном городе, крае, стране; уважительно относится к памятникам истории.
– Учащиеся совместно с взрослыми принимает активное участие в традиционных, культурных, социальных мероприятиях по сохранению памяти о наследии предков различного уровня.
– Активное участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по патриотическому воспитанию.
Литература.
– Агапова И. А. Мы – патриоты! классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: Вако, 2008. – 368 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
– Воронова Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 282 с. – (Сердце отдаю детям).
– Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
– Жиренко О. Е. Я – гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. – Москва : Вако, 2008. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Этапы реализации проекта.
Наименование этапа | Наименование мероприятия | Период выполнения | Ответственный | Планируемый результат |
Подготовительный этап | Разработка и представление Проекта по патриотическому воспитанию | до 15.01 | Зам. директора по ВР | Проект по патриотическому воспитанию учащихся МБОУ ШР «СОШ №2» «КОМАНДАРМ ИЗ СИБИРСКОЙ ГЛУБИНКИ» |
Разработка методических рекомендаций, сценариев методических мероприятий по вопросам реализации Проекта | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР | Методические
рекомендации, сценарии методических мероприятий для педагогов по вопросам реализации Проекта |
|
Подбор методической литературы и информационных материалов по вопросам реализации Проекта | до 15.01. и
далее в течение февраля – мая, 2020 |
Зам. директора по ВР | Создание информационного банка по реализации Проекта | |
Определение тематики, форм организации мероприятий с детьми, в т. ч. итоговых | до 15.01. | Зам. директора по ВР
и пед. коллектив |
Внесение корректировок в календарный план ВР школы
на 2022 – 2023 учебный год |
|
Определение потенциальных социальных партнеров Проекта | до 15.01. | Зам. директора по ВР
и пед. коллектив |
План взаимодействия с социальными партнерами по вопросам реализации Проекта | |
Основной этап | Организация непрерывной и совместной образовательной деятельности | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР
и пед. коллектив |
Применение современных педагогических технологий обучения школьников, способствующих патриотическому воспитанию |
Реализация краткосрочных детско– родительских проектов по направлениям реализации Проекта | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР,
пед. коллектив и первичное отделение |
Продукты краткосрочных детско-родительских проектов | |
Привлечение родителей к участию в запланированных мероприятиях Проекта | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР
и пед. коллектив |
Участите родителей в мероприятиях Проекта, оказание посильной помощи в организации мероприятий | |
Участие педагогов, детей и родителей в конкурсных мероприятиях различного уровня по направлениям реализации Проекта | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР,
пед. коллектив и первичное отделение |
Документальное
подтверждение участия участников образовательных отношений в конкурсных мероприятиях различного уровня (дипломы, грамоты, сертификаты участников) |
|
Реализация Планов взаимодействия с социальными партнерами | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР
и пед. коллектив |
Организация и проведение совместных мероприятий для участников образовательных отношений | |
Заключительный этап | Освещение мероприятий реализации Проекта | в течении всего времени реализации проекта | Зам. директора по ВР,
первичное отделение |
Размещение информации в социальных сетях |
Календарь основных мероприятий реализации проекта, результат.
Месяц | Название мероприятия | Результат: ссылки в соц. сетях, видеоролик |
январь | Часы общения в 1-11 классах «Командор из сибирской глубинки» | Размещение информации на информационном стенде школы, в классных и родительских мессенджерах |
«Классная встреча» с выпускниками | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_199 | |
Акция «Блокадная ласточка» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_215 | |
Просмотр документального фильма «Крестьянский сын» | Видеоролик о реализации проекта | |
Торжественное открытие мемориала дважды герою Советского Союза, генералу армии Афанасию Белобородову в селе Баклаши. | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_208 | |
февраль | Тематические экскурсии к мемориалу дважды герою Советского Союза, генералу армии Афанасию Белобородову в село Баклаши. | Видеоролик о реализации проекта |
Спортивные соревнования «Школьные богатыри» | Видеоролик о реализации проекта | |
Часы общения в 9-11 классах с приглашением ветеранов боевых действий | Видеоролик о реализации проекта | |
Районная игра «Битва за Крым: вчера, сегодня, завтра» | Видеоролик о реализации проекта | |
март | Выездная экскурсия музея Г.И. Шелехова «Легендарный генерал А.П. Белобородов» | Видеоролик о реализации проекта |
Акция «Мы рядом» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_270 | |
Митинг-концерт в честь 10-летия воссоединения Крыма с Россией | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_326 | |
Акция «Добро в Движении» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_330 | |
апрель | Акция «Больше чем дружба» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_362 |
День единых действий «Без срока давности» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_375 | |
Игра «Зарничка» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_378 | |
Военные сборы «Школа мужества» | Видеоролик о реализации проекта | |
Акция «наш земляк – генерал Белобородов» | Видеоролик о реализации проекта | |
май | Игра «Первый герой» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_390 |
Конкурс «Стихи и песни, опаленные войной» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_391 | |
Литературно-музыкальная композиция «Дорога к Победе» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_395 | |
Акция «Окна Победы» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_398 | |
Районный митинг
«Великим огненным годам святую память сохраняя» |
Видеоролик о реализации проекта | |
Акция «Свеча Памяти» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_400 | |
июнь | Торжественное открытие стенда «Ими гордиться школа» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_433 |
День России | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_438 | |
Акция «Журавли нашей памяти» | https://vk.com/soch2.sheledu?w=wall-217438164_447 |