Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 584»
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
«Сказка – ложь, да в ней намек…»
в подготовительной группе
Старший воспитатель
Высшей квалификационной категории
И.В. Тельминова
Екатеринбург, 2025
1.Пояснительная записка:
Предназначение:
Возраст: дети 6-7 лет
Вид деятельности: социально-коммуникативная
Форма: групповая
Основные подходы, реализованные при разработке сценария: деятельностный подход, личностно-ориентированный, дифференцированный
Учёт требований ФГОС ДО, ФОП ДО:
Мотивация: мотивирование к деятельности
Использование игровых технологий: дидактические игры
Создание ситуации успеха: доброжелательная атмосфера в течение всего занятия, педагогическая поддержка детей
Соблюдение требований СанПин:
-проветривание помещения перед занятием
-длительность занятия не более 30 минут
– здоровьесберегающие технологии: физминутки, артикуляционная гимнастика
Требования к оформлению: соответствует возрасту детей.
- Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«В мире сказок» в подготовительной группе
Цель: Развитие познавательно – речевой активности и творчества детей через разные виды деятельности по теме «Сказки».
Задачи:
Обучающие:
Создавать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказки.
Развивать речевое творчество, интонационную выразительность речи.
Развивающие:
Развивать слуховую память, произвольное внимание, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывающие
Воспитывать любовь к жанру «сказка», чувство уверенности при выполнении задания.
Форма работы: групповая.
Методические приемы: Дидактическая игра «Волшебный сундучок», Проблемная ситуация (Захлапывание сундучка), словесная игра «Чудесное превращение», игра – драматизация «Узнай героя», музыкальное сопровождение.
Оборудование:
сундучок со «сказочными» предметами: горошина, туфелька, пятак, ключик, яблоко, веретено. Атрибуты для игры – драматизации «Узнай героя»: парик Карлсона, фартук, пирожки в тарелке, шляпа, полотенце, таз. Книга со сказками. Костюм сказочницы. Аудиозапись «В гостях у сказки», русские народные мелодии.
Предварительная работа:
Чтение русских народных и авторских сказок.
Инсценировка отрывков из сказок.
Просмотр сказок в видеозаписи.
Посещение театра «Гулливер».
Чтение сказок в СД записи.
Изготовление костюмов сказочных героев
Ход взаимодействия
Этап | Содержание взаимодействия | Педагогическая поддержка |
Мотивация Беседа 1 мин. |
– Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я – тетушка Рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу. Их в сундучок собираю: какие – в народе услышу, какие – сама сочиняю. Мой сундучок не простой, а волшебный с ним бережно обращаться надо. Ребята, а вы любите сказки?…
– Да! – А чем они вам нравятся?… (Ответы детей). – Действительно, все сказки разные. В них происходят удивительные события и превращения. А много ли вы сказок знаете?… Назовите свои любимые сказки. (Ответы детей). |
Доброжелательный тон педагога (Сказочная музыка )
Помочь детям настроиться на занятие |
Артикуляционная гимнастика
1 мин Проверка имеющихся знаний Дидактическая игра «Волшебный сундучок» 3 мин Усвоение нового материала Показ воспитателя Беседа 2 мин Проблемная ситуация 1 мин Актуализация опорных знаний Работа в парах 2 мин Проверка имеющихся знаний Словесная игра «Чудесное превращение» (2 мин.) Игровой момент 1 мин Физминутка (1-2 мин.) Игра – драмматизация «Узнай героя» Участие 5 детей 3мин. Сочинение сказки. 5мин Беседа по новой сказке 2мин |
– А я для вас сказку приготовила, хотите послушать?…
– Да! – Вставайте в кружок, чтобы вам удобно было, и я всех видела. Будете сказку слушать, язычком и мимикой мне помогать. (Дети с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику) -Однажды в деревню к бабушке с дедушкой Толстые внуки приехали в гости. С ними – худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Поцеловать они их потянулись. Утром проснулись, в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы. Блюдца поставим, положат блины нам. Блинчик жуем с вареньем малиновым. Дуем на блинчик, не в щеки ,а мимо. Чашки поставим, чтоб чаю налили нам. Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем спасибо и губки оближем. Дедушка сделал для внуков качели. И все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Так пролетели все выходные, Мы оглянуться и не успели. – Как замечательно у вас получилось. Понравилась вам сказка?… – Да! – Мы любим сказки слушать, любим их читать, А с ними можно просто поиграть! А вы хотите поиграть с моим волшебным сундучком?… – Да! – Тогда присаживайтесь на стульчики. Вы будете из сундучка доставать предметы и сказку называть – говорить из какой сказки предмет и кому принадлежит. Будьте внимательны, Если знаете автора сказки, называйте, (Ответы детей) Горошина – «Принцесса на горошине» Х.К.Андерсен. Туфелька – «Золушка» Ш.Перро Пятак – «Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин Ключик – «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой Гриб – «Под грибом» В. Сутеев – Да, ребята, на какой предмет не посмотришь, сразу сказку вспомнишь! Правильно вы ответили! Много сказок знаете! А можно теперь я предмет достану, а вы сказку назовете? (Воспитатель достает веретено) Знаете, что это за предмет? (Ответы детей). – Это веретено. ( Воспитатель встает и показывает детям веретено, дает потрогать) А как вы думаете для чего оно? (Ответы детей). – Чтобы пряжу прясть, а из пряжи вязать. Из какой сказки веретено? (Ответы детей (Спящая красавица Ш. Перро) (Случайно захлопывается сундучок) – Ой! Случайно захлопнулся сундучок! Что же теперь делать? Во что я теперь сказки собирать буду? (Ответы детей). – Поможем открыть сундучок – Сундучок то не простой, а сказочный! Сказки тоже не простые! Что же сказочного в сказках? (Ответы детей). – Правильно! А какими словами, обычно, сказки начинаются и заканчиваются? В парах договоритесь, кто начало сказки скажет, а кто конец. Готовы? Будьте внимательны, не повторяйтесь! (Дети работают в паре) «В некотором царстве, в некотором государстве…» «Жили- были…» «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» «Давным – давно…» «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!» «И стали они жить поживать, да добра наживать!» «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» «Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало!» «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»
– Нет, что-то не открывается сундучок. Как же быть? Ребята, вспомните, что еще необычного есть в сказках? – Они написаны сказочным языком. – А как еще можно назвать этот язык? – Волшебный, таинственный, необычный, загадочный… – А может мы говорим не на том языке, и поэтому не можем открыть мой сундучок… Попробуйте перевести обычные слова и выражения на сказочный язык. Девушка – красна девица, Парень – добрый молодец, Красивая – ни в сказке сказать, ни пером описать, Губы – уста сахарные, Глаза – Очи ясные, Говорить – молвить, Идти далеко – за тридевять земель… – Толковые вы ребята, но что-то не получается у нас открыть сундучок, и заклинания волшебные я все забыла, что же делать… (Ответы детей) «По – щучьему велению, по – моему хотению, сундучок откройся!» «Сим, сим – откройся!» «Крекс, пекс, фекс!» «Крибле, крабле, бумс!» – Что же это такое не получается. Что-то я устала немного, давайте отдохнем! А вы знаете сказочную зарядку… Тогда выходите в кружок. «Заюшкина избушка» Зайка наш в избушке жил, Никогда он не тужил, Песню весело он пел и на дудочке дудел. Но лисичка постучала, Зайца нашего прогнала. Теперь зайчишка грустный ходит. Себе он места не находит. И собака и медведь к зайцу нашему приходят, И ни с чем они уходят. Лишь единственный петух Зайцу нашему помог. И теперь живут в дому, припеваючи в ладу! – Как хорошо отдохнули! Но, что же делать с сундучком… А какие герои бывают в сказках?… (Ответы детей: положительные и отрицательные; добрые и злые…) – Я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого присядьте, пожалуйста на стулья. Мы с вами вспомним героя сказки и те слова, которые нам помогут его узнать. А сыграют героя те ребята, у которых за спинкой стула есть сказочный персонаж. Сыграть нужно как настоящие герои, чтобы без труда узнать вашего героя. – «Высоко сижу, далеко гляжу…» (Машенька, пирожки в тарелке, косынка) – «Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон, парик) – «А теперь, душа – девица, на тебе хочу жениться! (Комарик, шляпа) – «Ах! Ты гадкий! Ах! Ты грязный! Неумытый поросенок…(Мойдодыр, таз, полотенце) – «Ох! Вы бедные сиротки мои…» (Федора, фартук) – Вы настоящие артисты! Но сундучок не открывается! Я поняла… Теперь только сказка сможет нам помочь… Сказка новая, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал, да, чтобы сундучку понравилась! А где же ее взять, ребята? – Самим сочинить! – Кого в нашей сказке выберем главным героем?Ответы детей. – Начинаем сочинять, не забывайте пользоваться сказочным языком! Дети сочиняют сказку. – Какие вы молодцы, ребята! А чему учит наша сказка? Может кто-то подберет пословицу к нашей сказке… – А какими словами мы закончим сказку… (Дети вспоминают пословицы) «В гостях хорошо, а дома лучше» «Всякой сказке бывает конец» «Сказку слушай, да на ус мотай» – Чего –то не хватает в нашей сказке… – Названия. (Ответы детей). – Ну, что, ребята узнаем, понравилась ли сундучку сказочка… …, подойди, пожалуйста спроси у сундучка. Не стесняйся! (Ребенок подходит спрашивает, и сундучок открывается) |
Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения
Предварительная работа: Чтение авторских сказок. Индивидуальная работа: Помощь детям при затруднении. Предварительная работа: чтение сказки: «Спящая красавица» Эмоциональный тон воспитателя (музыкальное сопровождение) Педагогическое сопровождение ситуации затруднения Помочь парам, испытывающим затруднение Предварительная работа: разучивание физминутки «Заюшкина избушка» Педагогическое сопровождение ситуации затруднения (У пяти ребят на спинке стульчика наклеена картинка героя из сказки, ребенку нужно выбрать предметы, с помощью которых он сможет его изобразить) Индивидуальная работа: Помощь детям при составлении предложений, используя разные средства выразительности. Предварительная работа: Разучивание пословиц Педагогическое сопровождение ситуации затруднения ( Помочь ребенку преодолеть стеснение) |
Заключительная часть
Беседа 2 мин Сюрпризный момент |
-Вот молодцы, сундучку понравилась сказка, да и мне вы помогли!
Ребятушки, мне очень понравилось у вас. Вы такие доброжелательные, любознательные, умеете прийти на помощь, доводите начатое дело до конца. Все эти качества вам обязательно пригодятся в школе. – А чтобы вы узнали новые сказки, мы с сундучком дарим вам книгу сказок. Если в сказку очень верить, То она к тебе придет. Волшебство откроет двери, За собою позовет! А нам пора прощаться, пойдем мы дальше сказки собирать, до свидания всем! Дети: Спасибо! До свидания! |
Похвала детей |