Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 584»

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи

«Сказка – ложь, да в ней намек…» 

в подготовительной группе

Старший воспитатель

 Высшей квалификационной категории 

И.В. Тельминова

Екатеринбург, 2025

1.Пояснительная записка:

Предназначение:

Возраст: дети 6-7 лет

Вид деятельности: социально-коммуникативная

Форма: групповая

Основные подходы, реализованные при разработке сценария: деятельностный подход, личностно-ориентированный, дифференцированный

Учёт требований ФГОС ДО, ФОП ДО: 

Мотивация: мотивирование к деятельности

Использование игровых технологий: дидактические игры

Создание ситуации успеха: доброжелательная атмосфера в течение всего занятия, педагогическая поддержка детей

Соблюдение требований СанПин:

-проветривание помещения перед занятием

-длительность занятия не более 30 минут

– здоровьесберегающие технологии: физминутки,   артикуляционная гимнастика

Требования к оформлению: соответствует возрасту детей.

 

                    

  1.     Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи 

                                           «В мире сказок» в подготовительной группе

Цель: Развитие познавательно – речевой активности и творчества детей через разные виды деятельности по теме «Сказки».

Задачи:

  Обучающие:

Создавать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную на придумывание сказки.

Развивать речевое творчество, интонационную выразительность речи.

  Развивающие:

Развивать слуховую память, произвольное внимание, эмоциональную отзывчивость.

   Воспитывающие                      

Воспитывать любовь к жанру «сказка», чувство уверенности при выполнении задания.

 

Форма работы: групповая.

 

Методические приемы: Дидактическая игра «Волшебный сундучок», Проблемная ситуация (Захлапывание сундучка), словесная игра «Чудесное превращение», игра – драматизация «Узнай героя», музыкальное сопровождение.

 

Оборудование:

сундучок со «сказочными» предметами: горошина, туфелька, пятак, ключик, яблоко, веретено. Атрибуты для игры – драматизации «Узнай героя»: парик Карлсона, фартук, пирожки в тарелке, шляпа, полотенце, таз. Книга со сказками. Костюм сказочницы. Аудиозапись «В гостях у сказки», русские  народные мелодии.

 

Предварительная работа:

Чтение русских народных и авторских сказок.

Инсценировка отрывков из сказок.

Просмотр сказок в видеозаписи.

Посещение театра «Гулливер».

Чтение сказок в СД записи.

Изготовление костюмов сказочных героев

 

                                                                                            Ход взаимодействия

 

Этап Содержание взаимодействия Педагогическая поддержка
  1. Организационный

Мотивация

Беседа

     1 мин. 

– Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я – тетушка Рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу. Их в сундучок собираю: какие – в народе услышу, какие – сама сочиняю. Мой сундучок не простой, а волшебный с ним бережно обращаться надо. Ребята, а вы любите сказки?…

– Да!

–  А чем они вам нравятся?…

(Ответы детей).

Действительно, все сказки разные. В них происходят удивительные события и превращения. А много ли вы сказок знаете?… Назовите свои любимые сказки.

(Ответы детей).

Доброжелательный тон педагога (Сказочная музыка )

Помочь детям настроиться на занятие

Артикуляционная гимнастика

1 мин

Проверка имеющихся знаний

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

3 мин 

Усвоение нового материала 

Показ воспитателя

Беседа

2 мин

Проблемная ситуация

1 мин

Актуализация опорных знаний

Работа в парах

2 мин

Проверка имеющихся знаний

Словесная игра

«Чудесное превращение»

(2 мин.)

Игровой момент

1 мин

Физминутка

(1-2 мин.)

Игра – драмматизация

«Узнай героя»

Участие 5 детей

3мин.

Сочинение сказки.

5мин

Беседа по новой сказке

2мин

А я для вас сказку приготовила, хотите послушать?…

Да!

– Вставайте в кружок, чтобы вам удобно было, и я всех видела. Будете сказку слушать, язычком и мимикой мне помогать.

(Дети с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику)

-Однажды в деревню к бабушке с дедушкой

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа  да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись, в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик, не в щеки ,а мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

И все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Так пролетели все выходные,

Мы оглянуться и не успели.

Как замечательно у вас получилось.

Понравилась вам сказка?…

– Да!

–  Мы любим сказки слушать, любим их читать,

А с ними можно  просто поиграть!

А вы хотите поиграть с моим волшебным сундучком?…

 – Да!

 –   Тогда присаживайтесь на стульчики. Вы будете из сундучка доставать предметы и сказку называть – говорить из какой сказки предмет и кому принадлежит. Будьте внимательны, Если знаете автора сказки, называйте,

(Ответы детей) 

Горошина – «Принцесса на горошине» Х.К.Андерсен.

Туфелька – «Золушка» Ш.Перро

Пятак – «Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

Ключик – «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой

Гриб – «Под грибом» В. Сутеев

–  Да, ребята, на какой предмет не посмотришь, сразу сказку вспомнишь! Правильно вы ответили! Много сказок знаете!

А можно теперь я предмет достану, а вы сказку назовете?

(Воспитатель достает веретено)

Знаете, что это за предмет?

(Ответы детей).

– Это веретено. ( Воспитатель встает и показывает детям  веретено, дает потрогать)

А как вы думаете для чего оно?

(Ответы детей).

– Чтобы пряжу прясть, а из пряжи вязать. Из какой сказки веретено?

(Ответы детей (Спящая красавица  Ш. Перро)

(Случайно захлопывается сундучок)

Ой! Случайно захлопнулся сундучок! Что же теперь делать? Во что я теперь сказки собирать буду?

(Ответы детей).

– Поможем открыть сундучок

Сундучок то не простой, а сказочный! Сказки тоже не простые! Что же сказочного в сказках?

(Ответы детей).

Правильно! А какими словами, обычно, сказки начинаются и заканчиваются? В парах договоритесь, кто начало сказки скажет, а кто конец. Готовы? Будьте внимательны, не повторяйтесь!

(Дети работают в паре)

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

«Жили- были…»

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

«Давным – давно…»

«Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»

«И стали они жить поживать, да добра наживать!»

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

«Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало!»

«Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»

 

– Нет, что-то не открывается сундучок. Как же быть? Ребята, вспомните, что еще необычного есть в сказках?

– Они написаны сказочным языком.

– А как еще можно назвать этот язык?

– Волшебный, таинственный, необычный, загадочный…

– А может мы говорим не на том языке, и поэтому не можем открыть мой сундучок…

Попробуйте перевести обычные слова и выражения на сказочный язык. 

Девушка – красна девица,

Парень – добрый молодец,

Красивая – ни в сказке  сказать, ни пером описать,

Губы – уста сахарные,

Глаза – Очи ясные,

Говорить – молвить,

Идти далеко – за тридевять земель…

– Толковые вы ребята, но что-то не получается у нас открыть сундучок, и заклинания волшебные я все забыла, что же делать…

(Ответы детей)

«По – щучьему велению, по – моему хотению, сундучок откройся!»

«Сим, сим – откройся!»

«Крекс, пекс, фекс!»

«Крибле, крабле, бумс!»

– Что же это такое не получается. Что-то я  устала немного, давайте отдохнем! 

А вы знаете сказочную зарядку…

Тогда выходите в кружок.

 «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил, 

Никогда он не тужил,

Песню весело он пел и на дудочке дудел.

Но лисичка постучала, 

Зайца нашего прогнала.

Теперь зайчишка грустный ходит.

Себе он места не находит.

И собака и медведь к зайцу нашему приходят,

И ни с чем они уходят.

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог.

И теперь живут в дому, припеваючи в ладу!

– Как хорошо отдохнули! Но, что же делать с сундучком…

А какие герои бывают в сказках?…

(Ответы детей: положительные и отрицательные; добрые и злые…)

– Я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого присядьте, пожалуйста на стулья. Мы с вами вспомним героя сказки и те слова, которые нам помогут его узнать. А сыграют героя те ребята,  у которых за спинкой стула есть сказочный персонаж. Сыграть нужно как настоящие герои, чтобы без труда узнать вашего героя.

–  «Высоко сижу, далеко гляжу…» (Машенька, пирожки в тарелке, косынка)

– «Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон, парик)

– «А теперь, душа – девица, на тебе хочу жениться! (Комарик, шляпа)

– «Ах! Ты гадкий! Ах! Ты грязный! Неумытый поросенок…(Мойдодыр, таз, полотенце)

– «Ох! Вы бедные сиротки мои…» (Федора, фартук)

– Вы настоящие артисты! Но сундучок не открывается! Я поняла… Теперь только сказка сможет нам помочь… Сказка новая, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал, да, чтобы сундучку понравилась! А где же ее взять, ребята?

– Самим сочинить!

– Кого в нашей сказке выберем главным героем?Ответы детей.

– Начинаем сочинять, не забывайте пользоваться  сказочным языком!

Дети сочиняют сказку. 

– Какие вы молодцы, ребята!

А чему учит наша сказка? Может кто-то подберет пословицу к нашей сказке…

– А какими словами мы закончим сказку…

(Дети вспоминают пословицы)

 «В гостях хорошо, а дома лучше»

«Всякой сказке бывает конец»

«Сказку слушай, да на ус мотай»

– Чего –то не хватает в нашей сказке…

– Названия.

(Ответы детей).

– Ну, что, ребята узнаем, понравилась ли сундучку сказочка…

…, подойди, пожалуйста спроси у сундучка. Не стесняйся!  

(Ребенок подходит спрашивает, и сундучок открывается)

Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения 

Предварительная работа: Чтение авторских сказок.

Индивидуальная работа: Помощь детям при затруднении.

Предварительная работа: чтение сказки: «Спящая красавица» 

Эмоциональный тон воспитателя (музыкальное сопровождение)

Педагогическое сопровождение ситуации затруднения

 Помочь парам, испытывающим затруднение

Предварительная работа: разучивание физминутки «Заюшкина избушка»

Педагогическое сопровождение ситуации затруднения

(У пяти ребят на спинке стульчика наклеена картинка героя из сказки, ребенку нужно выбрать предметы, с помощью которых он сможет его изобразить) 

Индивидуальная работа: Помощь детям  при составлении предложений, используя разные средства выразительности.

Предварительная работа: Разучивание пословиц

Педагогическое сопровождение ситуации затруднения

( Помочь ребенку преодолеть стеснение)

Заключительная часть

Беседа 2 мин

Сюрпризный момент

-Вот молодцы, сундучку понравилась сказка, да и мне вы помогли! 

Ребятушки, мне очень понравилось у вас. Вы такие доброжелательные, любознательные, умеете прийти на помощь, доводите начатое дело до конца. Все эти качества вам обязательно пригодятся в школе.

– А чтобы вы узнали новые сказки, мы с сундучком дарим вам  книгу сказок.

Если в сказку очень верить,

То она к тебе придет.

Волшебство откроет двери,

За собою позовет!

А нам пора прощаться, пойдем мы дальше сказки собирать, до свидания всем!

Дети: Спасибо! До свидания!

Похвала детей

 

Конспект организованной образовательной деятельности «Сказка- ложь, да в ней намек…»