Проект для детей от 4,6 до 7 лет на тему «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Вид проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 22.01- 26.01.2024 г

Проблема: в ходе проведения беседы с детьми нашей группы было установлено, что представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено – они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Не все дети знают названия профессий родителей, характерные особенности данной специальности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о роли труда в жизни людей, о многообразии орудий труда, трудовых действиях.  Развития интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

Образовательные:

 Формировать реалистические представления о труде людей;

 Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; 

 Формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний; 

   Коррекционно-развивающие:

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, а также путём речевого творчества детей.

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память, образное и пространственное мышление

Воспитательные:

   Воспитывать уважение к людям различных профессий.

   Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

 

Предполагаемые результаты:

Для детей:

 У дошкольников сформировано общее представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности 

 Чувство уважения к людям разных профессий. Активизирована познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых

 Позиционирование себя в различных профессиях.

Для родителей:
Оптимизация детско-родительских отношений;
Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.

Этапы выполнения проекта: 

  1. этап –  Подготовительный 

Постановка цели, задач.

Изучение и подбор методической литературы. 

Разработка проекта: выбор форм работы с детьми и родителями, выбор основных мероприятий, определение объёма и содержания работы с детьми по теме, определение и формулировка ожидаемых результатов. 

Информация для родителей «Все профессии нужны, все профессии важны». 

Подбор иллюстративного, художественного, видео материала о разных профессиях.

Подборка игр, физкультминуток, песен, пальчиковых игр

 

  1. этап – Основной

   Организация развивающей среды в группе.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Реализация плана работы.                                                                                                                                                                                                 

Индивидуальная работа с детьми.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Организация выставок работ детей выполненных во время занятий.

               

  1. этап – Заключительный

Обобщение материалов проекта.

       Оформление выставки по теме проекта. 

       Распространение опыта работы на Интернет-ресурсах.

 Итоговое мероприятие викторина «Путешествие в мир профессий».

 

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Образовательные

области

Виды детской деятельности
1.Социально – коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

Беседы на тему: «Кем работают родители?», «Кем вы хотите стать, когда вырастите?», «Что такое профессии?»

Просмотр тематических мультфильмов, презентаций

Сюжетно – ролевые игры: 

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных

местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Больница»

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к

больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

«Военная база»

Задачи: продолжать знакомить детей с военными профессиями; уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.

– «Строители железной дороги»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей железной дороги; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

«Школа»

Задачи: Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли

(интонация, мимика, жесты); самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

«Парикмахерская»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения  общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

2. Познавательное развитие Д/игра «Три квадрата»

Задачи: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Д/игра «Найди и назови»

Задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Д/игра Путешествие в страну «Геометрию»

Задачи: Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

Д/игра «Сравнение предметов по высоте»

Задачи: Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт.

Конструктивная деятельность:

«Юные архитекторы»

Задачи: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.

– «Юные изобретатели»

Задачи: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

 Д/И «Кто где работает?»

Задачи: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

оператор по добычи газа-мониторы компьютера;

газодобытчик- газовый промысел (ГП) начальник ГП, инженеры (по всем службам) -мастера-(оператор по добычи газа-следит за приборами компьютера; слесарь по ремонту газодобывающего оборудования; электрики по обслуживания и ремонту электрооборудования; КИП-инженеры и слесаря; компресорщики-следят за оборудованием)

 «Кому что нужно для работы?»

Задачи: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю – указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски и др.

Продавцу – весы, прилавок, товар, кассовый аппарат…

Прачке (машинист по стирке белья) – стиральная машина, ванна, мыло, утюг…

Дворнику- метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина…  

Парикмахеру-расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки…

Оператору по добычи газа-мониторы компьютера, телефон, приборы управления.

Д/И «Кто это делает?»

  Задачиупражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

Контролирует, проверяет, управляет….оператор по добыче газа.

Д/И «Угадай профессию».

Задачи: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Ход: Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, костюм (Актёр)

Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Доска, мел, учебник (учитель)

Маленькие дети, игры, прогулки, занятия (Воспитатель)

Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)

Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер)

Корабль, море, штурвал (Моряк)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

Настольные игры – «Профессии», «Кем быть?», «Кому что нужно для игры?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки. 

3. Речевое развитие  Составление рассказов по теме «Профессии»

– «Труд человека»

Задачи: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение. Познакомить детей с разнообразием профессий, закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать

логическое мышление.

– «Кем я стану, когда вырасту?»

Задачи: учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать

описания, диалог, средства выразительной речи.

 Д/И «Поймай – скажи».

Задачи: закрепить знания о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.

 Д/И «Назови одним словом».

Задачи: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Д/И «Кто кем хочет стать?».

Задача: употребление трудных форм глагола

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

Д/И «Назови слова – действия».

Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

Д/И «Кому нужны эти предметы».

Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

Д/И «Кому нужен этот предмет?».

(На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок).

Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят:

– Как называется этот предмет?

– Людям какой профессии он нужен?

– Что делает человек данной профессии?

Д/И «Для чего нужны предметы?».

Дети встают в круг, бросаю мяч и называю предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом.

Ножом –режут

Метлой –метут

Пилой – пилят

Топором –рубят

Поварешкой – наливают

Лопатой – копают

Иглой – шьют

Ножницами – стригут

Градусником – измеряют температуру

Расческой – причесывают

Кистью – рисуют

В кастрюле – варят

В сковородке – жарят

На весах – взвешиваются

4. Художественно – эстетическое развитие Рисование: «Раскраски – Профессии» 

Задачи: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

 «Кем я стану, когда вырасту?»

 Задачи: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ; формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании. 

Аппликация: «Альбом «Профессии бывают разные» 

Задачи: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Д/игра «Найди друзей среди красок»

 Задачи: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете  

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их

 Д/игра «Закончи картинку»  

Задачи: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.  

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.  

Д/игра «Волшебная палитра»

Задача: Развивать чувство цвета.

Материал: Гуашь. Палитра.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

Игры на имитацию движений

Задачи: формировать умение имитировать движения героев из сказок.

Содержание.

– Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

– Как ходит Старичок-Лесовичок?

– Как ходит принцесса?

– Как катится колобок?

– Как серый волк по лесу рыщет?

– Как заяц, прижав уши, убегает от него?

«Немой диалог»

Задачи: развивать артикуляцию у детей.

Содержание.

 Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

5. Физическое развитие Дыхательная, пальчиковая гимнастики, физминутка.

 Комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна

Подвижные игры: «Снежки», «Берегись, заморожу», «Снегопад» – учить детей быстро и легко бегать на носках, не наталкиваясь. Учить детей подпрыгивать на месте с разными положениями рук: руки вверх, в стороны, вперёд, за голову, к плечам. Укреплять мышцы ног, развивать координацию движений, умение менять движения. Продолжать учить детей выполнять прямой галоп, бегать друг за другом по кругу, не наталкиваясь друг на друга. Танцевать на месте, кружиться. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом. Воспитывать умение выполнять движения согласованно.

 

Стихотворение проекта:

 

Когда я вырасту…



Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать Ты хотел?

Иль летать над облаками,
Или делать все руками,
Или строить, или шить,
Иль пожар водой тушить?

Дядя Ваня – тракторист,
Дядя Саня – машинист,
Тетя Таня – пчеловод,
        Всем, кто трудится – почет!

Алексей Карамыше


 

Оздоровительные мероприятия недели

 

Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Физминутка Артикуляционная гимнастика
«Профессии»

Много есть профессий знатных, 

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных. 

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель, (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Продавец, шахтёр, строитель,

Сразу всех не называю,      

 (Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. 

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Маляры».

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры: 

Наши глазки – маляры. 

(Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два 

(и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии. 

(Легко моргают.)

«Художники».

Надо глазки упражнять,

Чтобы клад нам увидать.

Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло. 

«Каша»

 вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «Пых». Повторить не менее 6 раз.

«Шитьё на швейной машинке»

Правой рукой «крутим ручку швейной машинки» – вдох; на выдохе произносим «Т – т – т –т!»

Правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машинки – вдох; на выдохе произносить «Д – д – д!» Повторить 3 – 4 раза

«Профессии»

Мы в профессии играем,

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант.

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны,

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны

«Маляр»

Задача: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

«Чьи зубы чище»

Задача: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,

делая движения языком из стороны в сторону.

 

Проект «Все профессии нужны! Все профессии важны!»