Сценарий занятия для родителей в рамках клуба «Счастливая семья»

 

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Семья — это мир, в котором нам уютно».

Воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка- мечта каждого родителя. Почему парой отношения с детьми либо не складываются, либо тяжело выстраиваются? Возможно проблема в чрезмерной опеке, строгих требованиях, неумении слушать и слышать ребенка. Сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы.

Приветствие

Для начала давайте друг друга поприветствуем и поднимем всем настроение. Встанем в круг, каждый из вас возьмет мяч и передаст соседу, при этом скажет, что ни будь приятное. 

Беседа «Семейные отношения- что это?»

Как вы думаете, что для ребенка мир? 

В первую очередь — это его семья, родной дом. А что такое семья в вашем представлении? 

Семья — это не просто сумма всех ее членов, а сложная система невидимых связей. Это взаимозависимость одних ее членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек в семье не является абсолютно автономным. Изменения в поведении одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Например, не послушание ребенка влияет на другие семейные проблемы.  

Мы предлагаем на выбор три определения понятия «Семейные отношения» Какую из них вы считаете правильным и почему? Итак, семенные отношения — это:

  • Характер взаимного общения взрослых и детей в семье.
  • Эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.
  • Психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов, т.е. определенный стиль взаимоотношений.

Тест «Ваш стиль воспитания»

Педагог-психолог: Стиль семейного воспитания — это отношение родителей к ребенку, характер контроля, формы поощрения и наказания. Существуют следующие стили воспитания:

  •       демократический — родители, воспитывая ребенка, применяют минимум наказаний, способны идти на разумные уступки, уважают ребенка как личность;
  •       авторитарный — родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, подавляют его волю, диктуют, как ему надо вести себя, не считаясь с его интересами и желаниями;
  •       либеральный, или попустительский — если родители используют этот стиль воспитания, ребенок испытывает дефицит внимания к себе, отсутствует контроль, который приводит к его противоречивым поступкам.

Каков стиль воспитания ребенка в вашей семье нам поможет определить тест.

Интерпретация результатов

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами — А, Б, В или Г. Чем больше ответов одного из типов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А — авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б — авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что из-за вашего постоянного контроля ребенку порой неуютно.

В — либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г — индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

 

Если среди ответов нет преобладающих, это говорит о противоречивом стиле воспитания, при котором отсутствуют четкие принципы, а поведение родителей зависит от сиюминутного настроения.

Упражнение «Ребенок в нас»

Инструкция участникам. Встаньте в круг. Вам необходимо передать друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты был…». Тот, у кого оказался мяч, либо соглашается, либо отвергает высказанное предположение.

 

Вопросы для обсуждения:

 

  •       С чем из услышанного в свой адрес вы согласны? Почему?

 

  •       С чем из сказанного вы не согласны? Почему?

 

  •       Что бы вы хотели добавить к сказанному?

 

Педагог-психолог: Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Упражнение «Ассоциации»

Педагог-психолог: Наша цель — воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка?.. Кто такой счастливый ребенок?.. Кто такой эффективный родитель?.. На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

 

Инструкция участникам. Разделитесь на две команды. Задание для первой команды — написать свои ассоциации к сочетанию «счастливый ребенок». Для второй — написать ассоциации к сочетанию «эффективный родитель». После завершения представитель команды озвучивает результаты работы. Другая команда может задать уточняющие вопросы или дополнить ответ.

 

Вывод педагога-психолога: Счастье — это когда тебя любят и понимают, и это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. Самые важные учителя для детей — родители. Родительский дом — первая школа для ребенка. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, что познается на собственном опыте. Особенно их привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть. Запоминают они не все, а только то, что особенно поразило. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от действий и поступков, которые не могут

 

Упражнение «Недетские запреты»

Материалы и оборудование: ленточки, стул.

Педагог-психолог: часто родители, делая замечания ребенку в опасных для его жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. 

Инструкция участникам. Выберите ведущего. Ведущий выступает в роли ребенка и садится на стул в центре круга. Задача остальных участников — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать. То, что вы часто запрещаете своим детям. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязываете рот. «Не бегай» — завязываете ноги и т. д. Начали игру.

А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать… Получилось? Сделать это практически невозможно, если его не развязать. Поэтому сейчас каждый участник подходит к «ребенку», и развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет — говорит, что делать можно. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Вопросы участнику-«ребенку»:

  • Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
  • Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
  • Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
  • Что хотелось развязать в первую очередь?
  • Что вы чувствуете сейчас?

Вопросы остальным участникам:

  • Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
  • Что вам хотелось сделать?
  • Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
  • Какие чувства вы испытываете сейчас?

Упражнение «Маленькая птичка»

Цели: развить чувства эмпатии, дать участникам возможность расслабиться.

Материал: перышко.

Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации.

Инструкция участникам. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что легко помещается в ваших ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего птенчика, сделайте это осторожно, легким движением… мысленно успокойте его. Возможно, он испугался чего-то… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.

Вопросы для обсуждения:

  • Вам понравилось заботится о птенце? Как Вы считаете, ему комфортно было в ваших руках? Что он чувствовал? Хотели бы вы еще раз его приласкать? Этот птенчик – это ваш ребенок, которому с вами тепло и уютно. Так давайте чаще повторять это чувство заботы и опеки – тепла и любви.

Итог

Уважаемые родители, спасибо вам за прекрасный вечер, надеемся, что все получили массу приятных эмоций и узнали для себя, что-то новое. До новых встреч.

Мастер класс для молодых родителей