УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»

(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)

Опыт работы на тему «Реализация социокультурной интеграции 

как технологии взаимодействия с детьми с РАС»

                                                            Подготовил воспитатель: Костина Н.М.

 «Социокультурная интеграция» – это взаимный процесс объединения участников, существенно отличающихся по культурным признакам, в целостное сообщество, основанное на общих целях и ценностях.

С самого рождения ребенок попадает в социальную среду. Пока он маленький, беззащитный, еще долгие годы живет в зависимости от родителя. Постепенно, взрослея, он обретает социальную самостоятельность, формируется его личность, происходит становление и осознание Я.

Подготовка ребенка к самостоятельной жизни – достаточно продолжительный процесс и происходит он через социализацию. Только в социуме ребенок приобретает, усваивает и реализует общепринятые формы поведения, умения взаимодействовать с окружающими людьми. 

Для ребенка с РАС этот процесс усложнен в несколько раз. Таким детям характерно нарушение всех видов контакта, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Наличие данных нарушений мешает человеку с аутизмом активно включаться в жизнь общества. Они нуждаются в особом социальном обучении и соответствующем сопровождении в условиях повседневной жизни.                                                                                                                                                                    В настоящее время в детских садах появляется очень много детей с расстройствами аутистического спектра, и перед педагогами встает сложная задача – социализация этих воспитанников. Профессиональное взаимодействие педагогов с аутичным ребенком в детском саду является первым шагом к социальному развитию воспитанника. Следующим важным шагом после адаптации к детскому саду должна стать социализация в обществе за пределами ДОУ.                                                                                                                

В 2022 году в нашем детском саду открыли  группу детей с РАС, поведение которых «не вписывалось» в общепринятые рамки поведения и на которых  не воздействовали стандартные методы воспитания, заставило сотрудников ДОУ включиться в активную деятельность, по поиску, изучению и внедрению психолого-педагогических технологий, направленных на  социальную адаптацию детей к условиям жизни в детском сообществе. 

Первым шагом в работе с детьми РАС установление с ними эмоционального контакта. Для этого мы организовали ситуацию общения так, чтобы она была для ребёнка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями не требовала не доступных для них  способов взаимодействия.                                                                                                       В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:                                                       – взаимодействовать с ребёнком только  когда он готов к этому;                                                               – принимать его таким, какой он есть;                                                                                                                   – научиться улавливать изменения в поведение ребёнка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность;                                                                                                                                        – придерживаться определённого режима дня;                                                                                                                      – соблюдать ежедневные ритуалы;                                                                                                                    – вступать в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит об этом.                                                                                                                              В начале года наши усилия были направлены  на развитие  предметной деятельности ребёнка, формирование гигиенических навыков, навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, реакция на обращённую речь и вызывание собственных речевых реакций.                                

В своей работе с детьми с РАС мы активно используем игровые ситуации такие как: ( чаепитие,  одевание кукол, пожарники, едет музыкальная машина и др.); игры имитации: (бытовая имитация, возьми веник, тряпку, щетку, делай как я.                                                                                                                                       Используем: сенсорные игры, которые дают ребенку новые сенсорные ощущения: игры с красками, с водой, со льдом, с мыльными пузырями, со светом и тенями, с крупами, с пластилином, с ватой, с кубиками, деталями конструктора, веревочками, бумагой. 

В рамках составленной модели коррекционно-образовательной деятельности мы проводим не только индивидуальные образовательные ситуации, но и занятия в мини – группе.                         

На начальном этапе, дети дозировано выходили за пределы группы (коридор, спортивный зал, музыкальный зал) , по прошествии времени мы отметили прогресс в социализации детей: дети стали участвовать в музыкальных утренниках, играть на музыкальных инструментах, танцевать.                                                                                                           Постепенно со второй половины учебного года переходим к включению детей в общение и взаимодействие с друг с другом. Такое включение происходит ненавязчиво через участие детей  в реализуемых в группе проектах: «Кораблик», «Весёлая матрёшка», «Мои эмоции», «Дорожные приключения лисички», «Разноцветная страна». Когда наши  воспитанники с РАС адаптировались к детскому саду, перестали бояться  музыкальных и физкультурных занятий и стали проявлять заинтересованность в общении с педагогами и сверстниками. Мы решили расширить  социальное пространство детей, и  задумались о социокультурной инклюзии.  Формат социальной инклюзии предполагает включение детей с РАС в общественные мероприятия детского сада с оказанием им поддержки.                                                                                                                                         Для этого мы выбрали модель временной интеграции. Временная интеграция подразумевает соединение группы воспитанников с РАС  с нормально развивающимися детьми и проведения всевозможных мероприятий. Вовлечение детей с РАС в социокультурное пространство нормально развивающихся  детей проходило в три этапа.                                                                                             На первом этапе дети подготовительной к школе  группы посещали группу для детей с РАС. Спустя какое то время дети компенсирующей группы для детей с РАС посещали подготовительную к школе  группу. Во время этих посещений мы дружно раскрашивали раскраски и играли в различные игры. Такое  общение и продуктивное  взаимодействие детей, способствовало  повышению симпатии к детям с РАС у нормально развивающихся  детей и формированию толерантного отношения к ним. А  дети с  РАС учатся воспринимать транслируемые через поведение своих сверстников нормы поведения. Они начали  проявлять больший интерес к сюжетно-ролевой игре, к действиям других детей в игре, воспринимать игру как совместную деятельность. Поведение у детей стало более произвольным, осмысленным и целенаправленным.                                                                                                        На втором этапе совместно с подготовительной к школе группы мы провели цикл инклюзивных мероприятий: «Мы такие разные, но мы вместе», «Солнце светит для всех», «Подари синий шарик», «Три ППП».                                                                                                 И на третьем этапе мы с нашими воспитанниками подготовили показ сказки «Колобок» и пригласили в качестве зрителей детей подготовительной к школе группы.                                                                                                                Таким образом, мы подходили к реализации общей цели работы в сопровождения детей с РАС – максимально возможной степени их интеграции в коллектив сверстников и коррекционно-образовательный процесс. Для нас процесс инклюзии подразумевал не только готовность принять ребенка с РАС в ДОУ, создав организационно-педагогические условия, соответствующие их потребностям и реальным возможностям, но и способность самих  детей к интеграции в данном сообществе дошкольников. А это подразумевало под собой не только принятие ими правил  внутригруппового поведения, но и умение стать активным участником  происходящих в ДОУ событий.                                                          Социокультурная интеграция позволила нам,  детей с РАС адаптировать к естественной среде. Т.е. мы не меняем человека с теми или иными особенностями, мы меняем окружение вокруг него, создаем условия для его пребывания в том или ином месте. То, что доступно нам, то должно быть доступно идетям аутистам. Те культурные ценности, которые мы развиваем в ДОУ, не должны обойти стороной и этих детей.                                                               Данная технология помогла нам реализовать возможность гибкой, поэтапной социализации ребенка с РАС в детском коллективе.

Опыт работы на тему «Реализация социокультурной интеграции как технологии взаимодействия с детьми с РАС»