Внеклассное мероприятие «Литературный праздник «Маршак – детям».

Цели:

  • Обобщить знания детей о писателе, его произведениях;
  • Воспитать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я.Маршака;
  • Корригировать память, внимание, мышление;
  • Развивать воображение, риторику и культуру общения.

Задачи:

  • Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
  • Развивать у детей навыки выразительного чтения стихотворений, артистические способности;
  • Пополнять словарный запас детей через игровую творческую деятельность (инсценирование, выразительное чтение);
  • Воспитывать доброе отношение к людям и животным, сострадание, трудолюбие.

Оборудование: 

  • портрет С.Я. Маршака, выставка книг, иллюстрации к произведениям; презентация,  компьютер.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я очень рада приветствовать Вас на литературном празднике, посвящённом творчеству Самуила Яковлевича Маршака.

– 3 ноября, исполнилось 137 лет со дня его рождения. 

– Самуил Яковлевич Маршак родился в городе Воронеже 3 ноября 1887 года в семье талантливого изобретателя. Семья, в которой рос Маршак, была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. В одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

  • Поэтическая минутка «Зоопарк»

– Проходят десятилетия, а строки Маршака не спешат стареть. С его книжками росли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Очень многие из вас наверняка знают его стихи. 

– С.Я. Маршак хорошо знал, что все дети любят животных и написал о них стихотворение для детей «Детки в клетке». Итак, поэтическая минутка «Зоопарк».

– Ребята, давайте расскажем это стихотворение.

  1. «Эскимосская собака»

На прутике – записка:

«Не подходите близко!»

Записке ты не верь –

Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки.

  1.  «Белые медведи»

У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

  1. «Жираф»

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

  1. «Верблюд»

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

  1. «Страусёнок»

Я – страусенок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,

Вытягиваю шею.

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.

  1. «Зебры»

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Ведущий: 

– Спасибо, ребята! Я  надеюсь, что любовь к животным вы сохраните в своём сердце на всю жизнь. Вы очень выразительно читали стихотворение Самуила Яковлевича. Давайте поаплодируем всем выступавшим!

(Раздаются аплодисменты).

– Молодцы, ребята! Сам Маршак всегда верил в то, что дети будут читать его произведения. Вот как он написал об этом:

«Читатель мой особенного рода,

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем 2000 года».

– Как вы думаете, кто является читателем двухтысячного года? 
С.Я.Маршак написал много стихотворений, и большую часть своих стихов  он написал для детей – «читателей особенного рода», для вас. 

  • Выставка книг

– Но кроме стихов поэт писал ещё и загадки. Я читаю, а вы отгадываете.

Игра «Отгадай загадку»

  • Перед тобой пятёрка братьев,

Дома все они без платья,

А на улице, зато

Нужно каждому пальто.

(пальцы)

  • Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.

(календарь)

  • Я конем рогатым правлю.
    Если этого коня
    Я к забору не приставлю,
    Упадёт он без меня.

(велосипед)

  • Из темницы сто сестёр
    Выпускают на простор,
    Осторожно их берут,
    Головой о стенку трут,
    Чиркнут ловко раз и два –
    Загорится голова.

(спички)

Игра “Найди отгадку на ощупь”

  – Я  читаю загадку, а вы  – ищете отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком.

  • Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас. 

(часы)

  • Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу. 

(очки)

  • Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что бедняжку бьют?

А за то, что он надут!

(мяч)

  • В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

(утюг)

  • Как безлиственная ветка,
    Я пряма, суха, тонка.
    Ты встречал меня нередко
    В дневнике ученика.

(единица)

Речевая разминка.

 – А сейчас, дети, новое задание: «Доскажи словечко». Слушаем внимательно, быстро думаем, вместе хором отвечаем. Вы готовы?

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий … (ёжик).

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на … (каток).

К богатой кошке гость пришёл,

Известный в городе … (козёл).

Плывёт, плывёт кораблик

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – … (лепесток).

Против дома у ворот

Жил в сторожке старый … (кот).

Только пони и верблюд

Принимаются за … (труд).

Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзинку, картонку

И маленькую … (собачонку).

– Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин … (нос)?

После пищи нужен сон,

Прислонившись, дремлет … (слон).

На дворе и дождь, и снег,

Ты пусти нас на … (ночлег).

Подбери рифму

– Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи, как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «снег» — «ночлег»; «сон» — «слон»; «вопрос» — «нос»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. 

– Теперь вы попробуете подобрать рифмы к словам. Чем больше – тем лучше. Это именно тот случай, когда количество имеет значение!

Сила – 

Лиса –

Киска – 

Мотор –  

    Мошка –

    Даша – 

– А ещё Маршак писал пьесы для театра и вам хорошо знакомы некоторые из них, написанные для детей и получившие большую популярность. Это такие пьесы, как «Терем-теремок» и «12 месяцев».

Следующая страничка под названием «Театральная». 

  • Третьи и четвёртые классы представляют инсценизации понравившихся фрагметов произведений С.Я.Маршака. 

– Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить стихи английских поэтов. 

– Маршак не только хорошо писал стихи. Он был ещё знаменитым переводчиком. И сейчас вы услышите стихи, которые Самуил Яковлевич перевёл с английского языка и обработал.

  • Стих «Кораблик», аудиозапись 

Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик золотой,

Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы

Четырнадцать мышат.

Плывёт, плывёт кораблик

На запад, на восток,

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

Соломенные вёсла

У маленьких гребцов.

Везёт, везёт кораблик

Полфунта леденцов.

Ведёт кораблик утка,

Испытанный моряк.

Земля! – сказала утка.

Причаливайте! Кряк!

Ведущий: А теперь прослушайте песню «На далёкой Амазонке» в переводе Маршака. Исполнение ученицы 4 класса. 

  • Песня «На далёкой Амазонке»

 

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы оправдали уверенность Маршака в том, что дети любят не только играть и веселиться, но больше всего они любят учиться! Именно поэтому С.Я. Маршак написал для школьников поучительное стихотворение «Школьнику на память». Начинается оно так:

Пошли вы в школу первый раз

Иль перешли из класса в класс,

А я вас всех поздравил

И книжку написал для вас

Про двадцать школьных правил.

– Эти правила актуальны и в наше время. Вы хорошо знакомы с ними. Давайте же их дружно повторим, вспомним и расскажем стихотворение «Школьнику на память».

Ученики 2 класса выходят и по очереди читают стихотворение

Ученик 1 

В этом светлом школьном здании

Год за годом, день за днём

К мастерству, искусству, знанью

Мы по лестнице идём.

Ученик 2

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

Ученик 3

Ты думал: школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс, –

Он далеко уйдёт за час!

Ученик 4 

В нашей школе есть закон:

Вход неряхам запрещён!

Содержи и ты в порядке

Парту, книги и тетрадки.

Ученик 5

Обязан каждый ученик

Держать в порядке свой дневник,

Показывать родителям,

Что задано учителем.

Ученик 6

На улице, дома, в общественном месте

Будь вежлив со старшими, помни о чести.

В театре, в трамвае, в читальне, в кино

Веди себя скромно, прилично, умно.

Ученик 7

Старику опорой будь,

Малышей не дай в обиду.

Уступай больному путь

И скамейку – инвалиду.

Ученик 8

Твой долг: любить и уважать

Родителей – отца и мать,

Быть старшим другом младшим братьям

И всем, чем можно, помогать им.

– Отлично, ребята! Вы знаете все правила, но, главное, надо их ещё и соблюдать, как учит нас Маршак. Вы прочтёте ещё много его книг и узнаете много нового, интересного и увлекательного. А сегодня наш праздник подходит к концу и закончить его хочется стихотворением С.Я. Маршака «Пожелание друзьям».

Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути – главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья, даётся нам недёшево!

Внеклассное мероприятие «Литературный праздник «Маршак – детям»