Внеклассное мероприятие «Литературный праздник «Маршак – детям».
Цели:
- Обобщить знания детей о писателе, его произведениях;
- Воспитать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я.Маршака;
- Корригировать память, внимание, мышление;
- Развивать воображение, риторику и культуру общения.
Задачи:
- Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
- Развивать у детей навыки выразительного чтения стихотворений, артистические способности;
- Пополнять словарный запас детей через игровую творческую деятельность (инсценирование, выразительное чтение);
- Воспитывать доброе отношение к людям и животным, сострадание, трудолюбие.
Оборудование:
- портрет С.Я. Маршака, выставка книг, иллюстрации к произведениям; презентация, компьютер.
Ход мероприятия:
Ведущий:
– Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я очень рада приветствовать Вас на литературном празднике, посвящённом творчеству Самуила Яковлевича Маршака.
– 3 ноября, исполнилось 137 лет со дня его рождения.
– Самуил Яковлевич Маршак родился в городе Воронеже 3 ноября 1887 года в семье талантливого изобретателя. Семья, в которой рос Маршак, была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. В одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.
- Поэтическая минутка «Зоопарк»
– Проходят десятилетия, а строки Маршака не спешат стареть. С его книжками росли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Очень многие из вас наверняка знают его стихи.
– С.Я. Маршак хорошо знал, что все дети любят животных и написал о них стихотворение для детей «Детки в клетке». Итак, поэтическая минутка «Зоопарк».
– Ребята, давайте расскажем это стихотворение.
- «Эскимосская собака»
На прутике – записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь –
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
- «Белые медведи»
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
- «Жираф»
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
- «Верблюд»
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
- «Страусёнок»
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
- «Зебры»
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Ведущий:
– Спасибо, ребята! Я надеюсь, что любовь к животным вы сохраните в своём сердце на всю жизнь. Вы очень выразительно читали стихотворение Самуила Яковлевича. Давайте поаплодируем всем выступавшим!
(Раздаются аплодисменты).
– Молодцы, ребята! Сам Маршак всегда верил в то, что дети будут читать его произведения. Вот как он написал об этом:
«Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем 2000 года».
– Как вы думаете, кто является читателем двухтысячного года?
С.Я.Маршак написал много стихотворений, и большую часть своих стихов он написал для детей – «читателей особенного рода», для вас.
- Выставка книг
– Но кроме стихов поэт писал ещё и загадки. Я читаю, а вы отгадываете.
Игра «Отгадай загадку»
- Перед тобой пятёрка братьев,
Дома все они без платья,
А на улице, зато
Нужно каждому пальто.
(пальцы)
- Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.
(календарь)
- Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
(велосипед)
- Из темницы сто сестёр
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова.
(спички)
Игра “Найди отгадку на ощупь”
– Я читаю загадку, а вы – ищете отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком.
- Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
- Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу.
(очки)
- Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что бедняжку бьют?
А за то, что он надут!
(мяч)
- В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(утюг)
- Как безлиственная ветка,
Я пряма, суха, тонка.
Ты встречал меня нередко
В дневнике ученика.
(единица)
Речевая разминка.
– А сейчас, дети, новое задание: «Доскажи словечко». Слушаем внимательно, быстро думаем, вместе хором отвечаем. Вы готовы?
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий … (ёжик).
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на … (каток).
К богатой кошке гость пришёл,
Известный в городе … (козёл).
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – … (лепесток).
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый … (кот).
Только пони и верблюд
Принимаются за … (труд).
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую … (собачонку).
– Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин … (нос)?
После пищи нужен сон,
Прислонившись, дремлет … (слон).
На дворе и дождь, и снег,
Ты пусти нас на … (ночлег).
Подбери рифму
– Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи, как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «снег» — «ночлег»; «сон» — «слон»; «вопрос» — «нос»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой.
– Теперь вы попробуете подобрать рифмы к словам. Чем больше – тем лучше. Это именно тот случай, когда количество имеет значение!
Сила –
Лиса –
Киска –
Мотор –
Мошка –
Даша –
– А ещё Маршак писал пьесы для театра и вам хорошо знакомы некоторые из них, написанные для детей и получившие большую популярность. Это такие пьесы, как «Терем-теремок» и «12 месяцев».
Следующая страничка под названием «Театральная».
- Третьи и четвёртые классы представляют инсценизации понравившихся фрагметов произведений С.Я.Маршака.
– Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить стихи английских поэтов.
– Маршак не только хорошо писал стихи. Он был ещё знаменитым переводчиком. И сейчас вы услышите стихи, которые Самуил Яковлевич перевёл с английского языка и обработал.
- Стих «Кораблик», аудиозапись
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы
Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток,
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Соломенные вёсла
У маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик
Полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка,
Испытанный моряк.
Земля! – сказала утка.
Причаливайте! Кряк!
Ведущий: А теперь прослушайте песню «На далёкой Амазонке» в переводе Маршака. Исполнение ученицы 4 класса.
- Песня «На далёкой Амазонке»
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы оправдали уверенность Маршака в том, что дети любят не только играть и веселиться, но больше всего они любят учиться! Именно поэтому С.Я. Маршак написал для школьников поучительное стихотворение «Школьнику на память». Начинается оно так:
Пошли вы в школу первый раз
Иль перешли из класса в класс,
А я вас всех поздравил
И книжку написал для вас
Про двадцать школьных правил.
– Эти правила актуальны и в наше время. Вы хорошо знакомы с ними. Давайте же их дружно повторим, вспомним и расскажем стихотворение «Школьнику на память».
Ученики 2 класса выходят и по очереди читают стихотворение
Ученик 1
В этом светлом школьном здании
Год за годом, день за днём
К мастерству, искусству, знанью
Мы по лестнице идём.
Ученик 2
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Ученик 3
Ты думал: школа – не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс, –
Он далеко уйдёт за час!
Ученик 4
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам запрещён!
Содержи и ты в порядке
Парту, книги и тетрадки.
Ученик 5
Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник,
Показывать родителям,
Что задано учителем.
Ученик 6
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, в трамвае, в читальне, в кино
Веди себя скромно, прилично, умно.
Ученик 7
Старику опорой будь,
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь
И скамейку – инвалиду.
Ученик 8
Твой долг: любить и уважать
Родителей – отца и мать,
Быть старшим другом младшим братьям
И всем, чем можно, помогать им.
– Отлично, ребята! Вы знаете все правила, но, главное, надо их ещё и соблюдать, как учит нас Маршак. Вы прочтёте ещё много его книг и узнаете много нового, интересного и увлекательного. А сегодня наш праздник подходит к концу и закончить его хочется стихотворением С.Я. Маршака «Пожелание друзьям».
Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.
Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья, даётся нам недёшево!