Семинар-практикум  

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Составитель: педагог-психолог Никитина А.Ю.

     Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.

     Задачи:

  • познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
  • снизить уровень эмоционального напряжения;
  • содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
  • сформировать установку на сохранение и укрепление психического

здоровья;

     1.Упражнение «Мой образ»

     Цель: подготовка участников к работе, создание позитивной атмосферы, хорошего настроения, определение особенностей каждого. Ведущий приветствует группу, раздает каждому участнику лист бумаги А4, на котором нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ (это может быть определенный символ, предмет-что угодно). Бумага, карандаши.

     После того как участники выполнили задание, психолог предлагает по очереди назвать свое имя и представить собственный образ. Рисунки прикрепляются на доску. Так создается «галерея портретов» участников группы.

     Сегодня повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Педагогические профессии очень динамичны и требуют от специалиста большого энергетического включения. Стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, постоянное проникновение в суть социальных проблем подопечных, личная незащищенность и другие социально-психологические факторы часто оказывают негативное воздействие на психосоматическое здоровье педагога. Не случайно именно педагоги наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания. Синдрому, который характерен для людей, чья профессиональная деятельность неизбежно связана с тесными взаимоотношениями с другими людьми.

     Профессиональное выгорание рассматривается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. 

     В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром выгорания отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Его все чаще связывают с состоянием предболезни. Синдром выгорания берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком.

     Основные проявления выгорания сводятся к ощущению усталости, отсутствию сил, наблюдается сниженный энергетический тонус, падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий, склонность к злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами. У профессионала появляется отрицательная психологическая установка в общении с другими людьми (учащимися, их родителями, коллегами, руководством, членами семьи и друзьями). Это приводит к конфликтам с окружающими, редукции профессиональных достижений, смене жизненного сценария и полного отказа от профессиональной деятельности в избранной сфере.

     Первая стадия выгорания характеризуется сбоем при выполнении ряда функций: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих

действий на фоне ощущения психоэмоционального напряжения. 

     На второй стадии наблюдается снижение интереса к профессиональной деятельности, отчужденность от коллег, нежелание общаться (в том числе и дома, с друзьями). К завершению рабочей недели формируется стойкая апатия, сопровождаемая хроническими головными болями, потерей сна или, наоборот, «мертвым» сном без сновидений. На этой стадии организм ослаблен, что приводит к увеличению числа простудных заболеваний. Повышается раздражительность.

     Третья стадия – личностное выгорание. Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие к любым событиям в жизни, полное отстранение от людей, ощущение постоянного отсутствия сил.

     Чем больше стаж работы педагога в образовательной организации, тем выше риск возникновения у него симптомов эмоционального выгорания. По данным исследований Н.А.Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание.

     Одним из условий управления стрессом является саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью. Для этого существуют различные техники, помогающие снизить негативные последствия стресса. Сегодня вы познакомитесь с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.

  1. Упражнение «А я счастлив».

     Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у …( называет имя любого участника)» Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.

     Обсуждение. Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

     Выделяют следующий естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

– вдыхание свежего воздуха;

– чтение стихов;

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

     А специалисты, занимающиеся проблемой регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции (или способами самовоздействия), подчеркивая в них активное участие человека.

     Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

     В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

– эффект успокоения ( устранения эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

     Своевременная саморегуляция выступает своеобразным средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

  1. Упражнение «Техники избавления от негативных эмоций»

     Еще один важный фактор при формировании профессионального выгорания – это накопление негативных эмоций без возможности освобождения от них социально приемлемым способом.

     Цели: освобождение от негативных эмоций социально-приемлемым способом, снятие напряжения, осознание причин происходящего; выявление ресурсов, получение психологической поддержки.

     Содержание упражнения:

1-й этап. Письмо-обращение к работе (продолжение предложенных фраз). Напишите письмо-обращение к своей работе.

Письмом будет продолжение вами неоконченных фраз:

Как мне надоело…

Я так устала от…

Меня огорчает…

И сильно раздражает…

Я очень злюсь…

Я ненавижу…

Меня бесит…

Мне обидно…

Мне бы хотелось…

     2-й этап. Ответ работы. Возьмите ручку и напишите ответ на каждую фразу, обращенную к работе. Зачитать вслух письмо и ответ на него (это усиливает терапевтический эффект). С этими письмами вы можете сделать, что захотите. Их можно уничтожить, можно оставить – по желанию участников.
    3-й этап. Письмо-благодарность от работы. Напишите себе от своей работы письмо-благодарность за все, что вы делаете. 

Обсуждение упражнения. 

     Поделитесь чувствами, эмоциями, которые возникали у вас на разных этапах выполнения упражнения. Чем было полезно для вас это упражнение?      Как бы вы могли продлить эффект заряда положительными эмоциями от благодарственного письма? (Оставить письмо, поместить его в рамочку, украсить, повесить на видное место.) 

Управление дыханием.

         Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

     Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6, снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

  • Техника дыхания «Пушинка».

     Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

  • Техника дыхания «Шарик».

     Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох- и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох – и шарик также медленно опускается вниз. Вдох – шарик медленно поднимается, выдох – мягко опускается вниз.

  1. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

     Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

  • Упражнение на расслабление различных групп мышц.

     Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение – производите это на выдохе; сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разглядеть его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно сделать гримасы).

  1. Гимнастика мозга

     Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.

    Программа “Гимнастика Мозга” была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. 

    Выполняя увлекательные и легкие физические упражнения, вы активизируете определенные участки мозга, тем самым интегрируя движение и мысль. Упражнения помогают улучшить свое состояние, почувствовать уверенность в себе и прилив сил, а также настроиться на выполнение дел и более ясно выделить важные для вас приоритеты.

     Упражнения можно выполнять утром или в середине дня в хорошо проветренном помещении, в любой последовательности и количество, по желанию.

«Перекрестные шаги» 

     Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

 1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 

2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

  1. А сейчас стоя соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Ленивые восьмерки» 

     Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить. 

1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. 

 2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. 

3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

     «Двойные рисунки» 

     Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. 

    Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.       Упражнение интегрирует работу обоих полушарий, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, способствует творческому самовыражению, пространственному видению. 

     «Ухо-нос» 

     Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши; затем меняем положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнения, повышающие энергию тела.

     «Вода» 

     Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы.

     «Думающий колпак» 

     Можно выполнять стоя и сидя. 

1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. 

2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. 

3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. 

4.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее и потяните вниз.

      Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности (улучшают равновесие). «Думающий колпак» будет полезен детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение хорошо выполнять перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

     «Кнопки мозга» 

     Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма. 

  1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены. 
  2. Положите одну руку ладошкой на пупок. 
  3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться. 
  4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки и повторите упражнение. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной.

     Упражнения, растягивающие мышцы тела.

     Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.

     «Активизация рук» 

     1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. 

     2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.        

     3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки. 

     4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! 

     5.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами. Данное упражнение нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается контроль над работой крупной и мелкой моторики. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Упражнение способствует концентрации и распределению внимания без напряжения. Оно помогает сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге. 

     «Сова» 

     1.Правая рука захватывает левую надкостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. 

     2.Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. 

     3.Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надкостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной.

     “Помпа” 

     Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

  1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно. 
  2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками. 
  3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. 
  4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. 
  5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение. Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.

     Упражнения, углубляющие позитивное отношение.

     «Крюки Деннисона» 

     Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности. Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей. 

     Часть 1 

  1. Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол. 
  2. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. 
  3. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз. 
  4. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть. 

     Часть 2 

    1.Поставьте ступни параллельно. 

     2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. 

     3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык попрежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

    «Позитивные точки» 

     Можно выполнять стоя и сидя. 

  1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. 
  2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. 

    Это упражнение помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал.  

  1. Способы, связанные с использованием образов.

     Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминанияи образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. Образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

     Чтобы использовать образы для саморегуляции, прибегайте к следующему:

– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслаблено, спокойно,  это ваши ресурсные ситуации.  Запоминайте зрительные образы  (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы  (звуки: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения в теле.

 – При ощущении напряженности, усталости сядьте удобно по возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко, вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к работе.

– Представьте себе конфликтую ситуацию, проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, пульсация). Закройте глаза, посмотрите внутренним взором и область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.

  1. 5.    Рефлексия занятия «Свободный отчет»

Источники:

  1. Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1. Воспитатель и ребенок. Эффективное взаимодействие Е. В. Шитова
  2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога: методические рекомендации / сост. Ю.А. Никишина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 64 с.
  3. https://sch224s.mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf   
Семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания»