Библиотечный урок в 5 классе по теме

«Семья – хранитель духовных ценностей»

Цель урока: 

            создать условия для формирования у детей представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.

        Задачи:  

  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • воспитывать добрые отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Ход урока

Повторение материала прошлых занятий.

(вспомнить, о ком и о чем шла речь).

Библиотекарь.

Вы правы, ребята. На прошлом занятии мы говорили с вами о Тульском кремле, 500-летие которого отмечалось  в нашей стране в 2020 году. Еще ранее речь шла о подвиге выпускника нашей школы Михаила Чистеева, погибшего в Афганистане при исполнении служебного долга.  То есть разговор на предыдущих занятиях шел о культурных и исторических ценностях нашего народа. Сегодня речь пойдет тоже о ценностях, но только других.

Определение темы.

 Попробуйте самостоятельно определить тему нашего занятия, а для этого прочитайте, что написано на листочках, которые лежат перед каждым из вас.

(Ребята зачитывают пословицы о семье и делают вывод о теме занятия).

Слайд1

Библиотекарь: 

Совершенно верно. Речь сегодня пойдет о семье. Этой темы вы касались на уроках по окружающему миру, с ней вы встречались и на уроках литературного чтения при изучении литературных произведений.

Сегодня мы поговорим о семье как о хранительнице духовных ценностей.

Слайд2

Задание. Давайте выясним, что такое ценности? Какие ценности мы называем духовными? 

(Ответы ребят: ценности – то, что дорого, что нужно беречь. Духовные ценности – те, что наполняют душу, согревают ее, делают более богатой)

 

 Целеполагание.

На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответ?

Слайд3

  • Семья – это что?
  • Семья – это кто?
  • Зачем нужна человеку семья?
  • Что объединяет членов семьи?
  • Какие нравственные качества воспитываются у человека в семье?

Слайд3

Если бы вам предложили изобразить семью в виде рисунка, какой предмет, прежде всего, вы бы нарисовали?  (Дом)

Слайд4

Библиотекарь.

Ответить на эти вопросы нам поможет в какой-то степени песня в исполнении Льва Лещенко «Родительский дом». Прослушайте ее внимательно, кто знает эту песню, может подпевать.

Звучит песня «Родительский дом»

Ребята, о чем заставляет задуматься эта песня? (Как мы относимся к своим родным: к отцу, матери, бабушке, дедушке? Не обижаем ли мы их? Успели ли мы сделать для них что-то хорошее, доброе?)

 

Мы сделали вывод о том, что семья – это дом. А давайте такой дом – семью и попробуем изобразить.

(Изображаем на доске дом)

Фундамент дома – его основание – начало начал, надежный причал, опора.

Стены – представители старшего поколения (бабушка, дедушка)

Потолок – то, ради чего живет старшее поколение ( папа, мама, дети).

Крыша – самая главная часть дома, она венчает дом, защищает, оберегает от всего плохого, как зонтик. Значит, в ней заключается самое главное, на чем держится семья, что ее объединяет.

А что составляет крышу нашего дома, делая ее прочной?

Послушайте древнюю притчу.

Притча.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» 

Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 3 слова…

Как вы думаете, какие это слова? Напишите их на тех листочках, на которых у вас напечатаны пословицы.

Работа в парах

(ЛЮБОВЬ. ПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ.)

Глядя на дом, который у нас получился, дайте определение понятию «семья».

Слайд 5

Ребята, а для чего человеку нужна семья? Почему люди стали жить семьями? (Ребята рассказывают, что им известно о жизни древних славян).

Библиотекарь:

-Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

 -Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Такие семьи назывались трёхпоколенные и даже четырёхпоколенные. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.

Слайд 6

Библиотекарь.

С тех давних пор прошли века, необходимость в подобной коллективной работе отпала, а семьи, хоть уже и не такие большие,  продолжают существовать.

А зачем создаются современные семьи? Какова основная роль любой семьи?

(Выслушиваются ответы ребят)

Слайд 7

Библиотекарь:

Главная цель любой семьи – формирование нового, лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она по-настоящему счастлива.

Если ребенка сравнить с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает ребенку опору, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внутренних угроз, надежный тыл, место, где начинается РОДИНА.

 

Наше государство постоянно заботится о наших семьях, особенно поддерживает семьи с детьми. Символом крепкой семьи, любви и верности для православных христиан стали  Петр и Феврония Муромские, которым установлен памятник.  

Слайды 8, 9

 

А День семьи, любви и верности отмечается летом, 8 июля. В этот день влюбленные всех возрастов дарят друг другу ромашки, ставшие символом семьи.

Групповая работа.

(На лепестках ромашки ребята записывают качества, без которых не может быть счастливой семьи.)

(Озвучить.)

  • Доброе отношение
  • Любовь
  • Чувство долга по отношению к родителям, людям старшего поколения
  • Общие взгляды и интересы
  • Взаимоуважение
  • Взаимопомощь 

Библиотекарь.

Ребята, все перечисленные вами качества – это и есть духовные ценности семьи. Это самое дорогое, что нужно свято беречь, без этого в наших семьях не будет счастья.

Слайд 10

А еще в каждой семье есть свои традиции. Они тоже скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив. 

Какие традиции существуют в ваших семьях?

(работа в огороде, семейный отдых на природе, поездки к бабушке, летняя рыбалка, сбор грибов и ягод, семейный альбом, семейные праздники и т.д.)

Подведение итогов.

Слайд11

Задание к следующему уроку: подготовить рассказ на тему «Традиции моей семьи».

Слайд12

Вручение памяток.

Слайд 13

 

В своем доме и стены помогают.

 

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

 

В хорошей семье хорошие дети растут.

 

Дерево держится корнями, а человек семьей.

 

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

 

Дружная семья не знает печали.

 

Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

 

Когда нет семьи, так и дома нет.

 

Нет добра, коли меж своими вражда.

 

Отца с матерью почитать – горя не знать.

 

Семейное согласие всего дороже.

 

Семьей дорожить- счастливым быть.

 

У кого есть бабушка т дед, то не ведает бед.

 

Человек без семьи, что дерево без плодов. 

Библиотечный урок «Семья- хранитель духовных ценностей»