Библиотечный урок в 5 классе по теме
«Семья – хранитель духовных ценностей»
Цель урока:
создать условия для формирования у детей представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Задачи:
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- воспитывать добрые отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Ход урока
Повторение материала прошлых занятий.
(вспомнить, о ком и о чем шла речь).
Библиотекарь.
Вы правы, ребята. На прошлом занятии мы говорили с вами о Тульском кремле, 500-летие которого отмечалось в нашей стране в 2020 году. Еще ранее речь шла о подвиге выпускника нашей школы Михаила Чистеева, погибшего в Афганистане при исполнении служебного долга. То есть разговор на предыдущих занятиях шел о культурных и исторических ценностях нашего народа. Сегодня речь пойдет тоже о ценностях, но только других.
Определение темы.
Попробуйте самостоятельно определить тему нашего занятия, а для этого прочитайте, что написано на листочках, которые лежат перед каждым из вас.
(Ребята зачитывают пословицы о семье и делают вывод о теме занятия).
Слайд1
Библиотекарь:
Совершенно верно. Речь сегодня пойдет о семье. Этой темы вы касались на уроках по окружающему миру, с ней вы встречались и на уроках литературного чтения при изучении литературных произведений.
Сегодня мы поговорим о семье как о хранительнице духовных ценностей.
Слайд2
Задание. Давайте выясним, что такое ценности? Какие ценности мы называем духовными?
(Ответы ребят: ценности – то, что дорого, что нужно беречь. Духовные ценности – те, что наполняют душу, согревают ее, делают более богатой)
Целеполагание.
На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответ?
Слайд3
- Семья – это что?
- Семья – это кто?
- Зачем нужна человеку семья?
- Что объединяет членов семьи?
- Какие нравственные качества воспитываются у человека в семье?
Слайд3
Если бы вам предложили изобразить семью в виде рисунка, какой предмет, прежде всего, вы бы нарисовали? (Дом)
Слайд4
Библиотекарь.
Ответить на эти вопросы нам поможет в какой-то степени песня в исполнении Льва Лещенко «Родительский дом». Прослушайте ее внимательно, кто знает эту песню, может подпевать.
Звучит песня «Родительский дом»
Ребята, о чем заставляет задуматься эта песня? (Как мы относимся к своим родным: к отцу, матери, бабушке, дедушке? Не обижаем ли мы их? Успели ли мы сделать для них что-то хорошее, доброе?)
Мы сделали вывод о том, что семья – это дом. А давайте такой дом – семью и попробуем изобразить.
(Изображаем на доске дом)
Фундамент дома – его основание – начало начал, надежный причал, опора.
Стены – представители старшего поколения (бабушка, дедушка)
Потолок – то, ради чего живет старшее поколение ( папа, мама, дети).
Крыша – самая главная часть дома, она венчает дом, защищает, оберегает от всего плохого, как зонтик. Значит, в ней заключается самое главное, на чем держится семья, что ее объединяет.
А что составляет крышу нашего дома, делая ее прочной?
Послушайте древнюю притчу.
Притча.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 3 слова…
Как вы думаете, какие это слова? Напишите их на тех листочках, на которых у вас напечатаны пословицы.
Работа в парах
(ЛЮБОВЬ. ПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ.)
Глядя на дом, который у нас получился, дайте определение понятию «семья».
Слайд 5
Ребята, а для чего человеку нужна семья? Почему люди стали жить семьями? (Ребята рассказывают, что им известно о жизни древних славян).
Библиотекарь:
-Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
-Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Такие семьи назывались трёхпоколенные и даже четырёхпоколенные. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
Слайд 6
Библиотекарь.
С тех давних пор прошли века, необходимость в подобной коллективной работе отпала, а семьи, хоть уже и не такие большие, продолжают существовать.
А зачем создаются современные семьи? Какова основная роль любой семьи?
(Выслушиваются ответы ребят)
Слайд 7
Библиотекарь:
Главная цель любой семьи – формирование нового, лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она по-настоящему счастлива.
Если ребенка сравнить с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает ребенку опору, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внутренних угроз, надежный тыл, место, где начинается РОДИНА.
Наше государство постоянно заботится о наших семьях, особенно поддерживает семьи с детьми. Символом крепкой семьи, любви и верности для православных христиан стали Петр и Феврония Муромские, которым установлен памятник.
Слайды 8, 9
А День семьи, любви и верности отмечается летом, 8 июля. В этот день влюбленные всех возрастов дарят друг другу ромашки, ставшие символом семьи.
Групповая работа.
(На лепестках ромашки ребята записывают качества, без которых не может быть счастливой семьи.)
(Озвучить.)
- Доброе отношение
- Любовь
- Чувство долга по отношению к родителям, людям старшего поколения
- Общие взгляды и интересы
- Взаимоуважение
- Взаимопомощь
Библиотекарь.
Ребята, все перечисленные вами качества – это и есть духовные ценности семьи. Это самое дорогое, что нужно свято беречь, без этого в наших семьях не будет счастья.
Слайд 10
А еще в каждой семье есть свои традиции. Они тоже скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.
Какие традиции существуют в ваших семьях?
(работа в огороде, семейный отдых на природе, поездки к бабушке, летняя рыбалка, сбор грибов и ягод, семейный альбом, семейные праздники и т.д.)
Подведение итогов.
Слайд11
Задание к следующему уроку: подготовить рассказ на тему «Традиции моей семьи».
Слайд12
Вручение памяток.
Слайд 13
В своем доме и стены помогают.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Нет добра, коли меж своими вражда.
Отца с матерью почитать – горя не знать.
Семейное согласие всего дороже.
Семьей дорожить- счастливым быть.
У кого есть бабушка т дед, то не ведает бед.
Человек без семьи, что дерево без плодов.