Проект 

«Написание музыки с помощью 

компьютерных программ»

Проектная группа:

Руководитель: Учитель музыки 

Ганжитова Алевтина Агбановна

Автор: Ученик 8 «А» класса Бадмаев Илья

Введение (актуальность)

Наш проект о сочинении музыки, о сочинении музыки разных направлений и стилей. Может ли человек, не имея музыкального образования сочинять музыку, используя ИКТ технологии, компьютерные программы?  Чем дальше мы погружались в таинственный мир музыки, тем больше вопросов задавали себе.
А начиналось всё так. Два года назад, когда я учился в 6 классе, у меня появилось желание творить и писать музыку. Слушал разных исполнителей, которые писали электронную музыку. Мне нравилось прослушивать творчество исполнителей и в один из дней, мое робкое желание писать музыку стало яркой потребностью, вызовом: «А смогу ли я?», «Смогу научиться?». Сможет ли любой желающий, не владеющей нотной грамотой писать музыку, пусть даже в компьютерных программах?

Мои одноклассники тоже проявляли интерес, получится ли у меня. И учитель музыки, мой классный руководитель предложила свою помощь. Так у нас родилась цель.

Цель проекта: Научиться сочинять музыку с помощью компьютерных программ.

Задачи проекта:

  1. Освоить компьютерную(ые) программу(ы) для написания музыки.
  2. Научиться записывать музыку «рожденную в голове».

Продолжительность проекта: 9 месяцев

Ожидаемые результаты:

Научиться работать в компьютерных программах по сочинению музыки, записывать песни собственного сочинения, уметь продвигать свое творчество на интернет ресурсах.

Реализация проекта:

В самом начале эксперимента я начал мониторинг компьютерных программ по сочинению музыки. После поисков на просторах интернета, остановил свой выбор на программе FL Studio — одной из самых популярных программ для создания музыки, недавно отметившей четверть века. Ее оригинальная версия, тогда еще называвшаяся FruityLoops, была выпущена компанией Image-Line в декабре 1997 года.

За это время у программы появилось как огромное количество фанатов, так и немало хейтеров. Первые ценят программу за интуитивный интерфейс, вторые — считают, что она не годится для серьезного творчества. Но, как и другой софт, ФЛ всего лишь дает необходимые инструменты. Что с ними делать, зависит уже от самого пользователя. Конечно, особенности интерфейса и базовый набор плагинов делают FL Studio удобной в первую очередь для создания электронной музыки. Различные подвиды техно и хип-хоп биты — вот основные жанры, которые ассоциируются с «Фруктами». Даже само название отсылает к «сочным» паттернам, которые можно создать в местном секвенсоре.

Первая версия программы была простенькой цифровой драм-машиной. Под руководством разработчика Дидье Дамбрена проект значительно улучшался с каждым годом и вскоре стал полноценной DAW -цифровой звуковой студией. Поэтому слово «студия» появилось и в названии. Сейчас в список возможностей входит запись вокала и инструментальных дорожек, аранжировочный интерфейс и плагины для сведения и мастеринга готовых треков.

Это делает «Фрути Лупс» подходящей для записи любой музыки, но всё же репутация программы прочно связана с электронным продакшеном. FL Studio часто становится выбором молодых продюсеров, которые делают первые шаги в мире танцевальной музыки и битмейкинга.

Но даже если ваше творчество не входит в эти категории, простота местного интерфейса поможет разобраться в базовых принципах звукозаписи. Это знание обязательно пригодится в работе с другими, более сложными программами.

Для работы с FruityLoops не требуется какого-то особого оборудования. Программа отлично ведет себя на любом современном ноутбуке или настольном компьютере. Есть даже мобильная версия для Android и iOS.

После того, как я более-менее разобрался с интерфейсом программы, решил записать одну из песен, которую уже сочинил в уме.  Тут у меня возникли сложности, так как не понимал некоторых терминов, связанных с теорией музыки. Мой руководитель предложил самую доступную даже для малышей книгу с этого сайта 

Когда я понял, что без нотной грамоты не обойтись, я начал осваивать темы учебника по разделам: 

  1. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НОТЫ 
  2. ОСНОВНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ 
  3. ДЕЛЕНИЕ ЗВУКОРЯДА НА ОКТАВЫ 
  4. СКРИПИЧНЫЙ, БАСОВЫЙ И ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ 
  5. ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ В НОТНОМ ТЕКСТЕ 
  6. ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ И ПАУЗ 
  7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАКТЫ И РАЗМЕРЫ 
  8. ТЕМП – СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 
  9. ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ 

10.ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ НОТНОГО ТЕКСТА

Купил нотную тетрадь, учился записывать ноты, тренировался в начертании скрипичного ключа. В школе не было инструмента и многие теоретические моменты мы закрепляли на синтезаторе учителя. Я отвлекся от цели проекта на подбор музыки игрой на синтезаторе методом подбора. Родители купили мне синтезатор, я радовал свое окружение игрой одной рукой, исполнял любимые бурятские мелодии для дедушки и бабушки. После 1-2 месяцев импровизации на синтезаторе вновь начал изучать  компьютерные программы для создания музыки. Попробовал программы:

 MAGIX Music Maker, Sound Forge,Adobe Audition,Reaper ,Cubase. У каждой из них есть ряд преимуществ и трудностей. Для моего уровня подготовки они оказались сложными, но в будущем планирую использовать в своем творчестве. Вернувшись к своей программе FruityLoop, был приятно удивлен, что после освоения базового курса нотной грамоты, многие сложные моменты стали понятны. После 7 месяцев тренировок и изучения литературы по нотной грамоте я сочинил свою первую композицию «Вальс» на будущий выпускной своего класса. Произведение понравилось моим одноклассникам и было решено ставить вальс под мою музыку. Считаю это событие ключевым. Проект достиг своей цели.

Достигнутые результаты:

Цель проекта достигнута, задачи проекта решены. Делаем выводы, что качественное написание музыки с помощью компьютерных программ невозможно без знания нотной грамоты. Данный проект помог увидеть трудности, которые разрешились путем изучения базового курса нотной грамоты. Рекомендуем начинающим освоить азы нотной грамоты. Считаем, что наличие фортепиано( синтезатора) обязательно для реализации нашего проекта. Мое творчество можно послушать здесь:

Выполнение проекта включало в себя несколько этапов:

  1. Начинание:
    – знакомство с «проектами» (что такое проект, типы проектов, требования к выполнению, формы, представления и т. д.);
    – формирование проектной группы;
    – уточнение темы, цели, задач проекта;
    – выбор методов;
    – обсуждение задания.
    2. Планирование:
    – анализ проблемы;
    – совместная разработка плана выполнения проекта;
    – определение источников информации;
    – распределение обязанностей в группе.
    3. Поиск информации:
    – сбор и уточнение информации;
    – изучение литературы.
    4. Выполнение:
    – опрос, в том числе и в соцсетях;
    – обработка и анализ полученных данных;

изучение компьютерных программ по сочинению музыки
– изучение нотной грамоты;
– сочинение и написание музыкального произведения вс помощью компьютерной музыкальной программы.
5. Рефлексия:
– анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины);
– анализ достижения цели и задач;
– оценка работы каждого в группе;
– опрос, комментарии в соцсетях, оценка слушателей
– самооценка проекта
В работе над проектом использовались следующие методы:
– сбор и обработка информации;
– работа с литературными источниками;

– опрос, анкетирование;
– рефлексивный анализ;
– работа с компьютером;
– сочинение авторской музыки

 

«Написание музыки с помощью компьютерных программ»