Солодкая Юлия Юрьевна

Учитель-логопед

ГБДОУ Детский сад №44 Кировского района

Крутецкая Антонина Павловна

Учитель-логопед

ГБДОУ Детский сад №52 Кировского района

г. Санкт-Петербург

Квест-игра как инновационная форма организации коррекционно-образовательной деятельности детей в ДОУ

Современному коррекционному педагогу в своей ежедневной работе необходимо опираться на основополагающие принципы ФГОС, такие как: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников формах — в игре, познавательной и исследовательской деятельности.

По мнению многих ученых, таких как, Сысоев П. В., Б. Додж, Т. Марч Быховский Я. С., Бовтенко М. А., в основе квест-технологий лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

Квест как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Кроме того, квест-игры-одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

В данной статье, хотим поделиться опытом организации и проведения речевого квеста в ДОУ учителями-логопедами по случаю «Всемирного дня мультипликации». Общей целью для организации квеста стала попытка создать оптимальные условия для детей, позволяющие реализовать свои речевые и творческие способности в ходе приключенческого путешествия, объединенного общим сюжетом.

В процессе организации мероприятия  перед нами были поставлены следующие задачи:

  • Реализация квеста в рамках помещений в ДОУ. Педагоги привыкли к возможности проводить квест-игры на улице в летний период, однако специфика погоды в осенний период такой роскошью не располагает.
  • Адаптация сюжетов и заданий по возрастам, так как участие принимали все возраста (от 3 до 6 лет).
  • Создание необходимого количества станций для старшего и подготовительного возраста в объеме 5 станций, для младшего и среднего возраста в объеме 4 станций.
  • Соблюдение режима смены видов деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, двигательная – для всестороннего развития и поддержания интереса детей.
  •     Подбор заданий осуществлялся таким образом, чтобы они были последовательными и логически взаимосвязанными.
  • Создание идентификации для станций в виде обозначающих табличек с иконкой и названием станции.
  • Создание карты передвижения с пометками о прохождении станции (на карте клеилась наклейка, если станция уже пройдена).
  • Соблюдение жесткого тайминга в объеме 12 минут, где 10 минут уходило на задания, и 2 минуты на передвижения.
  • Использование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в младшей и средней группах (квест на данных возрастах проходил в рамках станций в группе, с использованием уголков и импровизированных мест для заданий).

Дошкольники любого возраста при прохождении квеста должны четко представлять себе цель игры, которая должна быть достигнута в конце. Это может быть помощь какому-то персонажу или сбор элементов карты пиратов. Кроме того, цели и задачи, поставленные в игре, должны соответствовать возрастной категории дошкольников. Педагогам, проводящим квесты, необходимо одобрять детей, мотивировать в процессе данного мероприятия, ни в коем случае не унижать их достоинство во избежание негативной реакции. Преимущественная роль педагогов в незаметном для детей «наталкивании» детей на правильное решение или действие.

 

Учитывая возрастные особенности, было разработано два сценария квеста: Квест-игра с сюжетом сказки «Кошкин дом» для младшего и среднего возраста в рамках группового помещения, с целью закрепления уже полученных знаний о пожарной безопасности и квест-игра. «В студии мультипликации» для старшего и подготовительного возраста, с целью познакомить детей с современными профессиями, участвующими в создании мультфильма и возможностью примерить на себя профессию.

Основное требование для проведения данного мероприятия в младшем и среднем дошкольном возрасте – это необходимость эмоциональной окрашенности игры с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов героев, инвентаря, используемого в процессе квеста. Такие требования продиктованы особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Детям свойственны трудности сосредотачивания, пониженный уровень развития основных свойств внимания. Кроме того, вся применяемая атрибутика должна быть предельно безопасна.

Предварительной работой до проведения квеста  явились беседы о причинах возникновения пожара и способах его устранения, сопровождаемые просмотром иллюстраций по теме,  чтение книги С. Я. Маршака «Кошкин дом». Также было предложено родителям вместе с детьми прочитать дома данное произведение и просмотреть одноименный мультфильм.

Обязательна роль сюрпризного момента в начале квеста. Важен восторг, радость или удивление для привлечения внимания детей к происходящему мероприятию, удержание их внимания и настраивание детей на дальнейший сюжет. В старшем возрасте в таком качестве может выступать словесное настраивание или разъяснение проблемной ситуации.

В нашей части квеста «Кошкин дом» мы использовали главного героя произведения-кошку. Им стал педагог в соответствующем роли костюму. Хочется отметить, что сюрпризное появление «кошки» очень эффектно выполнило свою роль для привлечения внимания. Далее мы разделили детей на две команды и провели эстафеты «Спасем вещи кошки из пожара» и «Потушим пожар». Далее была проведена небольшая «викторина» на знание правил пожарной безопасности. В связи с тем, что большинство детей в данном коллективе не обладало фразовой речью, в качестве ответов на вопросы предлагалось хлопнуть в ладоши, если ответ был утвердительным или топнуть, если ответ был отрицательным.

Мы использовали пальчиковую игру Бардышевой «Тили, тили, тили бом…» в качестве динамической паузы для общей моторики, дыхательную гимнастику на основе комплекса упражнений А.Н. Стрельниковой и пальчиковую гимнастику «Спички». На завершающем этапе квеста детям было предложено строительство нового дома для Кошки из больших мягких строительных блоков. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что такого типа мероприятия  очень полезны для поддержания позитивного эмоционального статуса детей, консолидации их усилий для достижения общей цели. Как правило, дети младшего дошкольного возраста с нарушениями речи не умеют играть в коллективе, их игровую деятельность можно охарактеризовать как «игра рядом». Но в проведенном нами совместном мероприятии дети действовали сообща, помогали друг другу. Следовательно, регулярное проведение подобных мероприятий способствуют формированию и развитию совместной игровой деятельности дошкольников. Кроме того, наблюдался всплеск речевой и коммуникативной активности детей.

Квест «В студии мультипликации» для детей старшего и подготовительного возраста имеет пять станций: «Режиссер», «Креативный директор», «Художник», «Продюсер», «Звукорежиссер». В начале дети в группе примеряли на себя роль креативного директора и создавали мультипликационного героя. Задание было выстроено по технологии ТРИЗ, где использовался метод фокальных объектов (МФО). Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами и их изображение на ватмане. Итогом стали мультипликационные супергерои, которые отличаются различными способностями и характерными чертами. 

Далее, дети отправляются в путешествие по карте «Мульт-России», где их ждет следующая станция – «Художник». Здесь необходимо активизировать память и вспомнить популярные мультфильмы. Задач было несколько: вспомнить откуда кадр и найти лишний в цепочке, собрать кадр во едино (разрезные картинки), пересказать мультфильм, используя развернутую речь. На станции «Режиссер» дети играли в подвижные игры вместе с героями мультфильма «Красная шапочка». На станции «Продюсер» дети знакомятся со структурой создания мультфильма и еще раз погружаются в обязанности каждой профессии через призму мультфильма «Катя и Эф – Куда угодно дверь». На станции «Звукорежиссёра» дети развивают свой слух и внимание угадывая мелодии и сочиняя свои собственные озвучки, создавая звуки самостоятельно. 

Квест был организован по типу кольцевого — кругового, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели, благодаря данному типу, можно задействовать большее количество детей для участия.

Как итог удалось активизировать интерес к познанию окружающего мира; помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные; создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; побудить к формированию взаимопонимания и чувства товарищества, умению решать конфликты; способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; простимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Кроме того, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы с дошкольниками к партнерским взаимоотношениям. Также следует отметить взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения (учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) задействованных в игре, взаимное сотрудничество и решение поставленных задач по всем образовательным  областям по ФГОС ДО.

Квест-игра «Кошкин дом» для детей

младшего и среднего дошкольного возраста

Цель: активизация и развитие речи детей, формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного и безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о пожарной безопасности.

Задачи:

  • Активизировать пассивный словарный запас детей, обогащать и закреплять представления о пожарной безопасности, средствах пожаротушения и их названиях. Развивать умение отвечать полным предложением.
  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, физических данных (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений).
  • Воспитывать культуру поведения, сплоченность коллектива, ответственность за безопасность свою и окружающих.
  • Совершенствование двигательной моторики, (общей и мелкой), развитие координационно-регулирующих функций речи и движения, формирование правильного речевого дыхания.

Предварительная работа: беседы о причинах возникновения пожара и способах его устранения, сопровождаемые просмотром иллюстраций по теме; чтение сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» (объяснение незнакомых слов, демонстрация  иллюстраций); рекомендации родителям по домашнему  просмотру мультфильма по произведению С. Я. Маршака «Кошкин дом».

Оборудование: костюм кошки (маска), декорации (имитация огня), ведерко – 2 шт., ограничительные ленты, ленты, играющие роль «препятствий», коробки (контейнеры, корзины и т.д.) – 4 шт., игрушки, знакомые детям, название которых доступно к произнесению (кукла, кубик, машина, мишка, мяч), мягкие строительные модули.

Ход мероприятия.

  • Организационный момент

Вхождение в деятельность (педагог выстраивает детей в совместный круг):

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

          И друг другу улыбнемся!

           Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой

Педагог: Ребята, давайте вспомним сказку «Кошкин дом». Что произошло? Какая беда случилась у кошки?

Дети: Пожар!

Педагог: Правильно, у кошки загорелся дом. Кого нужно звать на помощь, когда случается пожар?

Дети: Надо звать на помощь пожарных.


ПедагогС каланчи народ глядит,
Видит, Кошкин дом горит.
Эй, народ! Скорей сюда.
К Кошке в дом пришла беда!
В страхе Кошка, дом в огне.

Входит кошка, громко плача:

Кошка: Мяу – мяу. Что делать мне?

Педагог: Отовсюду пламя бьет,
                Кошка Мурка слезы льет.

Кошка: Кто спасет родной мой дом?
              Кто же справится с огнем?

Педагог: Ребята, мы поможем Кошке? Посмотрите, какая она грустная, она плачет..

Дети: Да! Поможем!

Кошка: Мяу, мяу, Помогите!
              Мои вещи выносите!
              Всё добро сгорит в огне,
              Помогите дружно мне! 

Педагог: Ребята, нам надо помочь кошке. Будем спасать вещи кошки из огня.


Взрослые разделяют детей на две команды. Кошка и педагог распределяются по командам и помогают детям справляться с заданиями.

Эстафета «Спасем вещи кошки из горящего дома». 

На полу ограничительной лентой обозначен старт. На другом конце после ограничительной ленты в коробке выставлены игрушки по количеству детей в каждой команде и макет горящего костра. Ребенку необходимо проползти на четвереньках от старта до «места пожара», взять из коробки одну игрушку, назвать ее: «У меня кукла» и отнести ее в коробку, которая находится на «старте», тем самым передать эстафету следующему участнику. Педагогам необходимо следить, чтобы дети одной команды выполняли полный цикл действия эстафеты.


Кошка: Вы, ребята, молодцы,
              Мои вещи вы спасли! Спасибо!

Педагог: Ребята, вы очень постарались и помогли нашей кошке. Теперь все ее вещи в безопасности. Но кошкин дом продолжает гореть! Что нам с вами надо сделать? 

Дети: Потушить дом кошки.

Педагог: Правильно! Что нужно для того, чтобы потушить огонь?

  

Дети: Нужна вода.

Педагог: Все верно. Мы с вами будем по очереди тушить пожар, а для этого будем носить «воду» в ведре и выливать на огонь.

Эстафета «Тушим кошкин дом». Для каждой команды ограничительными лентами обозначается место старта и финиша, между ними располагаются 2-3 ленты в качестве препятствий. Взрослые делят детей на две команды. Ребенку нужно от линии «Старта» с ведёрком добежать до места пожара (макет горящего огня), перепрыгивая через ленточки, «вылить воду» и вернуться. На финише необходимо передать ведерко следующему участнику.

Кошка: Уступил огонь воде,

              Даже дыма нет нигде.

Педагог:  Ребята, вы молодцы- помогли кошке! Какие важные дела мы с вами сделали?

Дети: Спасли вещи.

            Потушили огонь.

.

Педагог: Давайте сядем на ковер и вспомним нашу игру для ручек про «Кошкин дом» (Т.Ю.Бардышева «Здравствуй, пальчик!», М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2012 г.):

Тили, тили, тили бом! (хлопаем в ладоши)

Загорелся кошкин дом! (хлопаем ладонями по коленям)

Кошка выскочила (движения согнутыми руками вперед-назад)

Глаза выпучила (изображаем кистями рук распахнутые глаза)

Бежит курочка с ведром («бежим» пальцами по полу)

Заливать кошкин дом (изображаем кистями разбрызгивание водой)


Педагог: Теперь, ребята, не зевайте,
И дружно хором отвечайте- да или нет! (дети с отсутствием фразовой речи могут хлопать в ладоши при положительном ответе или топать ногами при отрицательном. Одновременно такие движения могут делать все дети)

Можно спичками играть? (Нет.)

А петарды поджигать? (Нет.)

Незатущенный в лесу костер бросать? (Нет.)

Траву сухую поджигать? (Нет.)

Газ без взрослых зажигать? (Нет.)

Электроприборы включать? (Нет.)

Что нужно сделать, если начался пожар?

Дети: Надо позвать взрослых!

Педагог: Правильно! Вы ответили правильно на все вопросы, как настоящие пожарные

Кошка: Молодцы, ребята!

Педагог: Кошечка, а почему же ты пожарных не вызвала?

Кошка (вздыхает): Ох, растерялась я … 

Педагог: Запомни, Кошечка, надо сразу звать взрослых или вызывать пожарных, когда случится пожар. Ребята, давайте превратимся в пожарных и покажем кошке, какие мы смелые и сильные!

 Дыхательная гимнастика (элементы дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н.) 

  1. «Поднимаемся попожарной лестнице вверх».

И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.

  1. «Тушим огонь огнетушителем».

И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «С-с-с!»; 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.

  1. «Задуем огонь».

И. п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

  1. «Вдохнем чистого воздуха».

И. п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

Кошка: Ребята, я уверена, что вы настоящие друзья-смелые и умелые, всегда придете на помощь!  Вы знаете, как тушить пожар. Давайте сядем на ковер и еще раз вспомним как важно знать, что огонь очень опасный.

Пальчиковая гимнастика «Спички»

Спички опасны, (дети грозят пальчиком) 

Их только тронь –

Сразу появиться (поднимают руки вверх, шевелят пальчиками)

Яркий огонь! 

Сначала маленький, (руки перед собой)

А потом большой, большой! (руки вверх, шевелят пальчиками)

Подул ветерок (дуют на пальцы рук)

И огонь погас (опускают руки)

Педагог: Ребята, мы потушили пожар, но Кошкин дом сгорел и ей нужен новый дом. Поможем в постройке нового дома для нашей кошки?

Дети: Да! Поможем!

«Строительные работы». Дети строят из предложенного строительного материала (крупный мягкий конструктор) новый дом для Кошки. Взрослые помогают детям.

Кошка: Дом готов! Спасибо вам, друзья!

              Кошка ласково глядит, всех друзей благодарит.

 

Сценарий квеста «Всемирный день мультипликации» для детей старшего и подготовительного возраста

Цель: создать оптимальные условия для детей, позволяющие реализовать свои речевые и творческие способности в ходе приключенческого путешествия, объединенного общим сюжетом.

Задачи: 

– Уточнить знания по теме, расширить и активизировать словарный запас детей, обогащать и закреплять представления о профессиях, необходимых в создании мультфильма. Развивать умение отвечать полным предложением;

– Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении упражнения;

– Способствовать развитию устойчивости внимания;

– Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять свое отношение к ней; 

– Способствовать развитию физических данных (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений);

– Воспитывать культуру поведения в коллективе, сплоченность, ответственность, взаимопомощь;

– Совершенствование двигательной моторики, (общей и мелкой), развитие координационно-регулирующих функций речи и движения;

– Развитие фонематического слуха;

– Создание психологически комфортной атмосферы для коррекционно-образовательного процесса.

 

Предварительная работа: опрос детей старшего и подготовительного возраста на предмет любимых современных мультфильмов, для составления актуального материала.

Оборудование: ватман, любые принадлежности для художественной деятельности, следы волка, разрезные картинки, материалы 4 лишний, музыкальные бубенцы, компьютер и проектор для показа видеоряда, наклейки, карта, идентификационные каточки станций.

Все нижеперечисленные станции реализуются в отдельных помещениях.

Ход квеста:

  1. Станция «Креативный директор»

Педагог предлагает детям окунуться в мир мультфильмов и представить себя «Креативными директорами». 

– Ребята, как вы думаете, а какой должен быть креативный директор?

(Ответы детей)

– Креативный, значит творческий, у такого человека очень много разных идей и сейчас мы с вами станем «Креативными директорами» и придумаем своего собственного мультипликационного героя.

Игра: «Создай своего героя»

На большом листе ватмана дети с помощью педагога рисуют фантастического мультипликационного героя. Но нарисовать можно только одну-две детали каждому. Поэтому рисуют и дорисовывают по очереди. Например: только глаза, только руки и так далее. В итоге получается необычный герой, которому дети сами придумывают имя.

– Какой замечательный герой получился у вас. Давайте возьмем его с собой и отправимся в путешествие по студии мультипликации. Но сначала посмотрим на карту и отметим наклейкой, что «Креативными директорами» мы уже были.

  1. Станция «Художник»

– Здравствуйте ребята, вы оказались в гостях у художника-аниматора. Как вы думаете, чем я занимаюсь?

(Ответы детей)

– Все верно! Я рисую героев и кадры для мультфильма. Сейчас и вы превратитесь в художников и поможете мне. Я забыла выключить компьютер, и у меня смешались все кадры. Помогите мне найти лишний.

(Дети выполняют задание «Найди лишний кадр»)

— Вот спасибо вам, выручили! Теперь все кадры в нужных мультиках. Но у меня еще одна беда, я подготовила распечатки кадров для своего директора, но кот, который живет в нашей студии все раскидал, помогите мне собрать кадр и назвать мультик.

(Дети выполняют задание «Собери и узнай кадр из мультфильма»)

– Вы настоящие художники, так быстро справились с мультфильмами. Спасибо вам, вот на память наклейка. Удачи вам дальше!

  1. Станция «Режиссер»

 

– Здравствуйте, здравствуйте, наверное, вы пришли с нами поиграть и потанцевать? Герои в костюмах Красной шапочки и Волка встречают детей на станции.

 

(Ответы детей)

 

– Это станция режиссера, это такой человек, который рисует черновик мультфильма, представляет, каким он будет, какие танцы и движения будут в мультфильме, он придумывает, как интереснее показать историю. Наш режиссер пропал, давайте его отыщем?

 

(Дети находят следы и выполняют задание «Пройди по следам волка»)

– Оказывается волк наш режиссёр! Мы тебя нашли! Давайте тогда станцуем все вместе!

(Дети выполняют совместный танец с показом движений под песню Красной шапочки «А в Африке горы вот такой вышины»)

 

Герои наклеивают наклейку на карту и желают детям удачи в дальнейших свершениях.

 

  1. Станция «Звукорежиссер»

 

– Добрый день ребята! Я звукорежиссер. Знаете, чем я занимаюсь?

 

(Ответы детей)

 

Я записываю голоса, звуки и музыку для мультфильма. Поэтому мы с вами сейчас угадаем, что же за мелодию я вам приготовила, готовы?

 

(Ответы детей)

 

Игра «Угадай Мелодию» (на основе материалов из современных мультфильмов).

 

– Вот это да! Вы все угадали! А я ведь не мало времени потратила на создание мелодий. Хорошо, тогда вот задание по сложнее. Сейчас вы сочините музыку для следующего мультфильма в нашей студии, вот вам инструмент!

 

Игра «Озвучка» – Создание звуков рождества, звон бубенцов и топот копыт оленей.

 

– Спасибо вам за помощь! Вот вам наклейка на мою станцию и удачи вам.

 

  1. Станция «Продюсер»

 

– Добрый день гостям, я продюсер, кто-то знает, в чем заключается моя работа?

 

(Ответы детей)

 

– Я тот человек, который собирает команду людей, которые сделают мультфильм. У продюсера очень много дел, он делает все быстро и одновременно. Поэтому сейчас, ваша задача будет очень внимательно посмотреть мультфильм про моих друзей и коллег. Готовы?

 

(Ответы детей)

 

Показ мультфильма «Катя и Эф- Куда угодно дверь», серия – Путешествие на студию мультипликации.

 

– Интересно было?

 

(ответы детей)

– Кто работает на студии мультипликации? Чем они занимаются?

 

(Ответы детей)

 

– Молодцы! Вы очень внимательные, за это я подарю вам наклейку. Спасибо ребята.

Итог: 

По прохождении всех станций ребята получают приз раскраска с профессиями на группу. А в качестве обратной связи организуется выставка рисунков «Мой любимый герой мультфильма».

 

Квест-игра как инновационная форма организации коррекционно-образовательной деятельности детей в ДОУ