Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: Создать условия для формирования первоначальных знаний, о диких и домашних животных, их сходстве и различиях.
Задачи:
Дидактические:
- Формировать знания о понятиях «дикие и домашние животные»;
- Формировать умение различать диких и домашних животных;
Развивающие :
- Развивать мышление, память, внимание;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, группах.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
1.Организационно-мотивационный
(1-2 мин) |
Цель – содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | Словесный метод (беседа) | Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность.
Проверяет посадку к уроку – Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой -Возьмём эту фразу за девиз урока.? Как вы думаете важно настроиться на урок? Почему? -Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, Вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться. (не выкрикивать, быть терпеливым, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите ответить- надо поднять руку), – Отвечать по одному, хоровые ответы я не принимаю. |
Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность посредством рассуждения.
– Если мы будем стараться каждый урок, то получим много знаний и сможем дойти до своей цели. |
Ф | Интерактивная доска и презентация | Устный контроль учителя | Мотивация к творческому труду, работе на результат. | ||||||
2. Актуализация проверка домашнего задания. | Цель: обеспечить мотивацию учеников. | Наглядный (демонстрация-иллюстраций) | – На уроках Окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Кто они?
-Узнайте! Кто из них сегодня пришел к нам в гости Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – тёплый дом, Миллионы комнат в нём.Строит кто? Скажи скорей! Это крошка – … (слайд с изображением Муравья Вопросика) Ребята, муравей к нам пришёл в гости не просто так, Они с черепашкой начали изучать очень интересную тему. И они очень хотят, чтобы мы им помогли. Поможем им? Муравейчика, заинтересовала тема и для того чтобы вы поняли, чем мы будем сегодня заниматься. Вам нужно отгадать его загадки.
Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой (Лиса) -Кто это?
Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода-кора (Заяц) -А почему его называют косым? Вы знаете ребята? Его так называют из-за особенностей его зрения. Глаза зайца расположены по бокам, как и у всех травоядных животных, для того, чтобы визуально охватить большее пространство и своевременно заметить хищника.
Сзади- крючок. Посередине спинка, А на ней щетинка. (Свинья)
Но очень интересный- И кто кудрявый самый, И кто богаче шерстью. (Баран) – Ребята, а давайте внимательно посмотрим на картинки и подумаем, на какие же 2 группы можно разделить животных? Совершено верно! – Так скажите, какую же тему начали изучать муравей и черепаха?
Правильно, сегодня мы будем говорить о диких и домашних животных. |
– Черепаха и муравей -Муравей -Да. Отгадывают загадки. -Лиса -Заяц Предположения детей -Дикие и домашние животные – Дикие и домашние животные Дети отвечают на вопрос |
Ф
Ф Ф |
Интерактивная доска с презентацией
( изображения муравья, загадки) Изображения животных Изображение животных |
Устный контроль учителя
Устный контроль учителя |
К: Включаться в диалоги с учителем и сверстниками, вести коллективное обсуждение проблем и вопросов
П: обобщение ранее изученных знаний. |
||||||
3. Выявления места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения |
Цель:
реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий Цель – применение нового способа действий при решении типовых заданий |
Словесный метод (беседа, объяснение) , наглядый метод (иллюстрационно-демонстрационный)
Наглядный(иллюстрационно-демонстрационный) |
На доске две таблицы:
«дикие животные»: пчела, рыба, заяц. «домашние животные»: пчела, рыба, кролик. – Рассмотрите группы животных. Смотрю, вы в некотором замешательстве. Почему? Следовательно, над каким вопросом нам предстоит подумать? – Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. – Какие учебные задачи мы поставим перед собой? А сейчас каждый проверит сам себя, у вас на партах лежат листочки с верными и неверными утверждениями. Ваша задача исправить, если утверждение неверно. Вопросы: Приём «Да-нет» Дикие животные Домашние животные
На природе-домашние, нет дикие С человеком-домашние 2.Как добывают пищу? Самостоятельно-дикие Кормит человек-дикие, нет домашние 3.Кто строит жилища? Сами-дикие Человек-домашние 4.Кто заботиться о них и потомстве? Сами-дикие Человек-домашние ВЫВОД : Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. дикие Домашних животных разводят люди. Люди кормят их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве. домашние |
-Почему одинаковых животных можно назвать и дикими и домашними. -О диких и домашних животных. – Узнать, чем отличаются дикие животные от домашних. Уметь рассказать о значении домашних животных для человека. Правила обращения с домашними животными. Каждый работает индивидуально со своей карточкой. |
Ф И |
На доске две таблицы
«дикие и домашние животные» Таблицы |
Устный контроль учителя | Р:
самостоятельно формулировать цель и задачи урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем П: – строить рассуждения. К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
оценка жизненных ситуаций и поступков, формировать уважение к своему народу; |
|||||
5.Реализация построенного проекта | Цель
обобщение :применение новых знаний .в типовых заданиях. |
Практический (выполняют задания)
Словесный(объеснение) |
А теперь возьмите в руки учебник и откройте содержание. Найдите тему над которой мы сейчас работаем, как она звучит? уч. стр.72.
-Посмотрите текст учебника, найдите слова, которые выделены жирным шрифтом. Прочитайте их. В каком абзаце они находятся? -Давайте прочитаем этот абзац и сравним вывод в учебнике и наш с вами вывод. Совпадают ли они?
Косуля,свинья,медведь,страус,тигр,лось,олень,пудель,котенок,корова,лиса,кролик,рысь,слон,бобр,крот,индюк,лошадь,овца,собака,теленок. Посмотрите внимательно на таблицу. Подумайте и скажите, что вам нужно сделать? Поднимите ручки у кого все правильно. А у кого есть ошибки взяли свои карандаши и подкорректировали свои ответы. |
Смотрят на текст учебника и ищут слова выделенные жирным шрифтом
Читают абзац |
Ф
Ф |
Работа с учебником | Устный контроль учителя | П: извлечение информации из иллюстрации,
К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, | |||||
6.Первичное закрепление | Наглядный (иллюстрационно-демонстрационный)
Словесный (беседа) |
А сейчас давайте выясним, для чего человек содержит домашних животных?
Кроме того, в наше время люди, особенно в городах, часто заводят домашних питомцев, потому что они просто приносят радость, улучшают настроение и даже лечат. Ученые утверждают, что поглаживание мурчащей кошки улучшает работу сердца и сосудов, а езда на лошадях помогает больным церебральным параличом – их больные руки и ноги начинают лучше слушаться и лучше работать. Есть даже направление в медицине – интопретация, лечение верховой ездой и общением с лошадьми. – Как вы думаете, каких животных не следует держать дома? – А кто из вас знает, как рядом с людьми появились домашние животные, или они были всегда? Рассказ учителя о том, как человек приручил животных. – Откройте учебники на стр.74. Чтение текста «Легенды о животных». |
– Диких и опасных. Выслушиваются мнения детей. диких |
Ф | Презентация и учебник
Слайд с рассказом |
Устный контроль учителя | К: слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник
Р: формирование умения принимать и сохранять учебную цель. -формирование умения планировать свою деятельность. |
Анализировать полученную информацию | ||||||
7.Самостоятельная проверка по эталону | Цель: Оценить уровень усвоения материала | Практический (задания по карточке)
Наглядный(демонстрационно-иллюстрационный) Словесный |
Даёт им 2 задания самостоятельно. После проверка друг у друга.
Задание 1
Дикие животные нашего края: лось, кабан, волк, заяц, олень, белка, мышь, орёл. Домашние животные нашего края: лошадь, свинья, гусь, утка, курица, кролик. Задание 2
а) корова б)свинья в)коза г)овца Ответ:2
а) кролик б)бобёр в)коза г)свинья Ответ:2
а) овца б)корова в)лошадь г)кошка Ответ:1
а)собака б)кошка в)свинья г)лошадь Ответ:2
а)индюшка б)утка в)перепёлка г)гусь Ответ:2,4 |
Выполняют задания и делают самопроверку друг у друга |
И И |
Карточки и презентация (слайд с проверкой заданий) | Устный контроль учителя | Р:
-формирование умения планировать свою деятельность; -формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия. К: -формируем умение слушать и понимать других; -высказывать и обосновывать свою точку зрения. П: -формируем умение извлекать необходимую информацию. |
Самопроверка и самоконтроль | |||||
8. Включение в систему знаний | Цель: Оценить уровень усвоения материала | Словесный метод (обобщающая беседа) | Проверяет работы детей. Исправляют ошибки и помогает детям найти верный ответ.
Ребята вы большие молодцы, мы с вами познакомились с 2 группами животных и научились видеть их отличия друг от друга. Что же вы запомнили сегодня? На какие 2 группы можно разделить животных? А в чём отличие дикого животного от домашнего? |
Отвечают на вопросы учителя |
Ф | Устный контроль учителя | К: умение слышать и слушать друг друга
Р: фиксировать полученные знания. |
|||||||
9. Рефлексия | Цель – самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности | Словесный-беседа | – Какую цель мы ставили?
-Достигли мы цель, помогли муравьишке? -Почему Муравей Вопросик – насекомое? – Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных карандашей: ЖЁЛТЫЙ – были затруднения ЗЕЛЁНЫЙ – все было понятно, научился видеть отличия домашних и диких животных КРАСНЫЙ– нужна помощь, ничего не понял на уроке. |
Да Оценивают свою работу |
Ф | Слайд с презентацией | Устный контроль учителя
Самоконтроль (на листах самооценки) Взаимоконтроль |
Р:фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке | Самооценка и формирование умения
выходить из затруднительной ситуации |