Цель: развитие речи детей посредством знакомства с произведениями народного искусства (потешки, колыбельные).

Образовательные задачи: Закрепить  представления о ближайшем окружении, расширять и активизировать словарный запас детей новыми словами «люлечка», «колыбелька».  Упражнять во внятном произнесении гласных и согласных звуков путем имитации голосов животных.Предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы, с помощью мнемотаблицы помочь запомнить колыбельную.

Развивающие задачи: способствовать развитию мыслительных операций; связной речи.Способствовать формированию интонационной выразительности речи детей.  помогать употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа, обозначающие животных (лисы, зайцы, утки, птицы).
формировать познавательный интерес.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к произведениям народного искусства,воспитывать эмоциональный отклик к занятию, прививать желание помогать взрослым.

Интеграция образовательных областей.

Художественно – эстетическое развитие- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на произведения народного искусства (потешки, колыбельные). 

Коммуникативное развитие – формировать доброжелательное, отношение друг к другу, создание игровой ситуации, способствующей формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Физическое развитие –  Упражнять в умение выполнять движения в паре. Разучить народную игру «Кот Васька». Учить действовать по сигналу –определенной фразе.

Оформление и оборудование – на занятии используется компьютер для показа презентаций. В центре зала оборудован уголок русской избы (макет русской печки, люлька,сундук,лавка,стол ,самовар,деревянная посуда),игрушка- кот,кукла.
Ход занятия:Дети входят в группу вместе с воспитателем.

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Я  бабушка Варварушка,приглашаю вас  к себе в гости . А дорога то ко мне не близкая. Чтобы добраться, повторяйте за мной движения. Садитесь на лошадок, – поехали.А лошадки-то скачут,уздечкой побрякивают,ножки высоко поднимают.Цок-цок-цок.(слайд 1)(Дети скачут по кругу и повторяют движения за воспитателем)

– Еду, еду к бабе, к деду!На лошадке в красной шапке.По ровненькой дорожке 

В рваном лапоточке.По рытвинам, по кочкам,По бугорочкам.Всё прямо и прямо,А потом вдруг … в яму!Бух!

Бабушка: Смотрите-ка,а вот и избушка моя стоит. (слайд 2) Проходите  гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее.Гость на порог -хозяину радость. (Дети садятся на лавку) .Хорошо у меня в избе, тепло, светло.А сколько добра всякого,видимо-невидимо…И лавочка есть, и стол. А что еще?

Дети: Самовар.-Самовар кипит, самовар поет,в нем вода бурлит, разговор ведет. Деревянная посуда, половички.Прялка.-Уж ты прялица, кокорица моя,

пойду вынесу на улицу тебя, буду прясти попрядывати ,на подруженек поглядывати.Печка русская.-Печка-матушка.Щей, да каши наварила. Пирогов нам испекла.

Бабушка: Погостите у меня, я вам хозяйство своё покажу,да посмотрю узнаете ли вы кто же у меня живет.(показ слайдов)

  1. Дети имитируют голоса животных.

– Хозяйство у меня большое.Ребятки,посмотрите,кто же это?(слайд 3)

Скажи,Вероника.(Овечки).Что они делают?Правильно,овечки в речке умываются.А это кто?(слайд 4)Скажи,Богдан.(Барашки)Как они кричат?

Да,барашки в овражке болтаются, и кричат: Бее-е!

А вот это кто? Вы знаете?(слайд 5) Скажи,Даша.(Козочки).Чем питаются козочки?(Травкой).А как они кричат?Правильно,молодец,козочки на лужочке поскакивают, и кричат: Ме-е-е!

Ой,а это кто?(слайд 6) Скажи,Дарина.(Уточки) Где они купаются?(В водице). Молодец,уточки у лужицы покрякивают, и кричат: Кря- кря!

А угадаете кто же это?(слайд 7) Скажи,Соня.(Коровки) Что коровки дают деткам?(Молоко).Какое молочко?Вкусное,полезное.А как они кричат?Да,коровки у дубровки помыкивают, и кричат: Му-у-у!

А это кто же такие?(слайд 8) Скажи,Артем.(Лошадки).Как их по другому назывют?Кони.Как они кричат?

Верно,Конички у горочки побрыкивают и кричат: Иго-го!

Вот сколько животных у меня живет.Молодцы ,ребятушки всех узнали.

А теперь давайте-ка поиграем. 

– Вышли уточки на луг,Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал.(Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели).

Бабушка : А еще у меня есть внучка Машенька,девочка маленькая,хорошенькая,да пригоженькая.А Машенька-то  в люльке лежит. (Подходит к люльке) . Что перед нами, детки?

Дети: Люлечка.

Бабушка: А ещё как можно назвать?

Дети: Колыбелька.

Бабушка:Люлечка -плетеная ,позолоченая качается как маленькая лодочка,плывущая по реке.Положит мама ребеночка в колыбельку,качнет раз,другой,а сама в это время пряжу прядет и колыбельную напевает.

Бабушка: А кто в люльках спит?

Дети: Детки малые.

Бабушка: В нашей люльке Машенька лежит, битый час не спит.

 Вы уже большие, помогите мне убаюкать Машеньку.Чтобы убаюкать ,что нужно сделать?

Дети: Спеть колыбельную,покачать люлечку. 

Бабушка:Давайте к Маше  тихонько подойдем,сядем на коврик возле люлечки рядком,да и колыбельную споем.

 Бабушка и дети:(поют) – Баю-бай, баю-бай, спи, Машенька, засыпай, сон придёт нашу Машу унесет.Унесет ее в садок под малиновый кусток,а малинка упадет, Маше в ротик попадет малиночка сладенька -девочка маленька.
Баю-бай, баю-бай, спи, Машуля, засыпай.
Бабушка:Поглядите-ка,не спит Маша маленька,глазенками смотрит.

Дашенька,спой Машеньке колыбельную.(поет)

Баю-баюшки-баю,не ложися на краю!
Придет серенький волчок,и ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок,и потащит во лесок.
И потащит во лесок под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи!Нашу Машу не буди!

Бабушка:Ой,ой не спит Маша никак.Лизонька,убаюкай ты внученьку.(поет)

Баю-баю, за рекой скрылось солнце на покой.

 А у Машиных ворот зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,не пора ли баиньки?

Вам под осинку,Маше – на перинку.

Баю-баю, Машенька,засыпай милашенька!

Бабушка:Заснула,Маша,садитесь ребятки на лавочки.Тише, тише! Все уже спят –Баю,баю,баю,бай.Давайте,ребятушки,посмотрим,кто же уже  сладко -спит-почивает.(показ мнемотаблиц)

-Вот и люди спят,вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,(слайд 9)

Лисы спят по норочкам,(слайд 10)

Зайцы спят на травушке,(слайд 11)

Утки – на муравушке (слайд 12).

Детки все – по люлечкам спят – поспят всему миру спать велят.(слайд 13)

Бабушка:Ребятки,а еще у меня в избушке кто-то живет,угадайте кто же это?

 -Отворилась тихо дверь,и вошёл усатый зверь,сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.Как вы думаете, кто же это был?

Дети: Котик! (Из-за печки появляется котик -игрушка).

Котик: Мяу-мяу! Мур-мур!

Бабушка:Посмотрите,какой у меня  красивый  Котенька-коток ,Котя-серенький хвосток.А Варя сейчас нам про него расскажет потешку.

– Как у нашего кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые,зубки белые.
Бабушка: А давайте поиграем с котиком, только тихо, чтобы Машеньку не разбудить.

Народная игра «Кот Васька»

Кот сидит у печки, дети медленно к нему подходят.

 Бабушка и дети:Ходит Васька серенький,хвост у Васьки беленький,глазки закрываются –спит иль притворяется?Зубы у кота –острая игла.Только детки подойдут серый Васька тут как тут.Всех поймает он! (котик просыпается и догоняет ребят, они убегают от него и садятся на лавку). (Слышится плач ребенка.)

 Бабушка: Ой, расшалились, Ая-яй!Машеньку разбудили.

-Котик серенький присел на печурочку и тихонечко запел песнь дочурочке. (Сажает Кота на печку) 
Вот проснулся петушок, встала рябушка,подымайся, мой дружок,вставай, Машенька!

Вот и пора уже просыпаться,хватит спать -почивать,надо глазки открывать.Маша,расскажи нам потешку.

-А у Маши на подушке луч рисует завитушки!

Маша глазки протри и на лучик посмотри!

Ура,ура!Вставать пора!

Бабушка: Когда детки просыпаются,то тянутся-потянутся,чтоб побольше подрасти. Давайте ребятушки   вместе  с Машенькой потянемся .

-Тяги, тяги, потягунюшки, (Потягиваются, руки вверх)
На ребяток порастунюшки. (Потягиваются, руки вверх)
А в ручки хватунюшки, (Хлопают в ладоши)
А в ножки – ходунюшки. (Топают ногами)
А в роток – говорок ( руками закрывают рот)
А в головку – разумок (руки на голову)

Бабушка:  Приготовьте вы ладошки поиграем мы немножко.

Игра«Ладушки».

Воспитатель располагает детей по парам. 

-Ладушки, ладушки,где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.Что пили? – Бражку.
Кашку поели,бражку попили,Шу-у-у, полетели, (Машут руками)
На головку сели. (Кладут руки на голову)Песенки запели.
Бабушка:Вот и молодцы,поиграли  задорно,весело.

Бабушка: Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а пирожки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с пирожками!

 

1 ребенок:

Напекла бабулечка плюшек,пышек,булочек.

Булки кушай не зевай,ротик шире открывай!

Пышки,плюшки хороши,кушай,Маша не кроши.

2 ребенок:

Ох-ох,ох-ох!На столе стоит пирог !

Ароматный вкусный наш пирог капустный!

Кусь-кусь,кусь-кусь!Вкусно !Не остановлюсь!

Бабушка:Садитесь ребятки  вместе с Машей ,за стол ,да угощайтесь.Пирожки-то горячи-с пылу с жару из печи.Угощайтесь пирожком,запивайте-ка чайком.

 

 

 

Конспект ООД «В гости к бабушке»