Логопедический практикум для родителей
Тема: «По дороге в первый класс»
Цель: Сформировать у родителей понимание значимости развития фонетической стороны речи и ее влияние на школьную успеваемость детей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с понятием «фонетическая сторона речи», основными направлениями ее формирования и развития учителем-логопедом.
- Предоставить информацию о способах развития фонетической стороны речи в домашних условиях.
- Отработать некоторые приемы на практическом материале.
Теоретическая часть
Ваш ребенок скоро впервые переступит порог школы. Как он будет успевать в школе, понравиться ли ему быть учеником, как сложиатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками?
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно этот период требует максимального участия в жизни ребенка.
Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, к новым условиям и можно было соответствовать новым требованиям. Адаптация — от лат. adaptatio — прилаживание, приспособление. Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных условий.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Как это можно сделать?
– Интересуйтесь школьными делами и заботами, серьезно относитесь к первым достижениям и возможным трудностям.
– Обсудите с ребенком те нормы и правила, с которыми он встретился в школе, например, объясните, почему необходимо поднимать руку, когда хочешь ответить на вопрос учителя, или почему важно выполнять домашние задания.
– Объясните, что, когда человек учится, у него не сразу все получается. Ребенок имеет право на ошибку.
– Вместе с ребенком составьте распорядок дня и следите за его соблюдением.
– Если у ребенка логопедические проблемы, старайтесь справиться с ними на первом году обучения.
– Сохраняйте теплые семейные отношения, не конфликтуйте при ребенке.
– Поддерживайте ребенка в стремлении достичь успеха. В каждой работе найдите, за что его можно похвалить. Ведь именно похвала способна сделать детей более мотивированными, уверенными и склонными к решению сложных задач.
– Хвалите не самого ребенка, а его деятельность: «Мне приятно видеть твой рисунок», «Мне приятно, что ты занимаешься».
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Предлагаем следующие виды деятельности по формированию компонентов речевой готовности к школе.
Чтение. К первому классу обычно многие дети уже читают. С дошкольником можно поиграть в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в «испорченный телефон» и раскладывать слово по звукам. И конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что же там дальше. Пусть он и сам прочтет несложные фразы.
Разговорная речь. Обсуждая прочитанное, продолжайте учить ребенка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте ребенка последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего — отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. «Черный!» — кидаете мяч ребенку, «Белый!» — ребенок бросает вам мяч в ответ. Точно так же играйте в «съедобное — несъедобное», «одушевленное — неодушевленное».
Общий кругозор. Многие родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребенок может правильно использовать сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, близких людях и об окружающем мире: уметь назвать свой адрес (разделяя понятия «страна», «город», «улица») и не только имена папы и мамы, но и их отчества, место работы. К семи годам ребенок вполне уже может понимать, например, что бабушка — это мамина или папина мама. Но главное, помните: все-таки в школу ребенок идет не только демонстрировать свои знания, но и учиться.
Рассматривая речевую готовность ребенка к школе, можно выделить следующие критерии.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
- Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменышительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь – по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонематическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения, и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы.
Какие могут быть трудности при обучении письму?
Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
Плохая каллиграфия | Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради).
Леворукость. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма |
Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги | Слабое развитие фонематического слуха, зрительной памяти.
Нарушение зрительно-моторных координаций |
Пропуск, замены, перестановки букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию | Слабое речевое развитие, недостатки произношения.
Несформированность звуко-буквенного анализа. Родовая травма, хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи |
Ошибки на уровне предложения: не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы | Несформированность фонематических процессов и слухового восприятия.
Неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развитая оперативная память |
Медленное чтение | Недоразвитие фонематического слуха, слабо развитая оперативная память, внимание, низкий уровень речевого развития |
Медленный темп работы | Природный темп деятельности ребенка, неготовность к школе |
Не запоминают правила, стихотворения, предложения | Неготовность к школе, слабо развитая оперативная память, низкий уровень речевого развития |
Допускают ошибки на правила:
ЧК — ЧН, парные согласные, безударные гласные |
Недоразвитие орфографической зоркости.
Неготовность к школе |
Как помочь детям при возникновении трудностей?
Развивать моторику. Здесь помогут штриховка, действия с карандашом в руке: зажать ручку (карандаш) вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать «шаги» по поверхности стола; поднимать поочередно пальцы обеих рук от поверхности стола. Полезно перебирать крупу, мозаику, завязывать и развязывать ленты, шнуровать, выполнять поделки из природного материала и в технике оригами, вышивать, набирать воду пипеткой.
Учить скороговорки, чистоговорки, читать слоги с выделением гласных.
Применять списывание с обязательным проговариванием вслух, позднее — шепотом; делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля — читать написанное.
Медленное чтение преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо — сложный психофизиологический акт.
Одна из главных проблем правописания — необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно ребенок своей ошибки не видит — у него не сформирован образ слова.
Звонкие и глухие согласные дифференцируются по артикуляции, по движению голосовых связок, далее предлагаются слова-паронимы: коса — коза, бочка — почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребенка запоминать слог, а не букву. Слог — основная единица при чтении и при письме.
Набор игровых моментов способствует положительному эмоциональному настрою ребенка на занятия и вообще процесс обучения. Нельзя забывать, что ребенок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть в руках у родителей книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
Практическая часть
Теперь вы знаете об основных составляющих готовности ребенка к школе. А вы, родители, готовы к школе? Готовы ли вы помочь ребенку в выполнении домашних заданий, например по русскому языку? Сможете ли вы помочь ребенку сделать фонетический разбор слова или выбрать из текста слова по определенному заданию?
Итак, предлагаю небольшую самостоятельную работу по проверке вашей готовности к школьному обучению.
«Звуковая цепочка»
Родители составляют цепочку из слов: первый родитель называет слово, второй определяет последний звук в слове и придумывает слово на этот звук и т. д.
«Составьте звуковую схему слова»
Родителям предлагают картинку, под ней — звуковая дорожка, показывающая количество звуков в слове. Задача — проанализировать все звуки в слове и закрасить в нужные цвета все «окошки»: согласный твердый — синим цветом, согласный мягкий — зеленым цветом, гласный — красным цветом.
«Составь как можно больше слов»
1-й вариант: предлагается набор букв и слогов, из которых родители должны составить как можно больше слов.
2-й вариант: предлагается длинное слово, из которого родители должны составить как можно больше слов.
Литература:
- Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г. Ермакова Л.А., Кулакова Е.А. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: метод. пособие /под ред. Е.П.Арнаутовой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. –М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: метод. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2007.