Сценарий проведения музейного мероприятия 

«Война не знает возраста»,

посвященного Детям войны

 

Ведущая: Добрый день, уважаемые участники нашей сегодняшней встречи. Мы рады приветствовать вас в Центре детского творчества «Радуга». 

2025 год в нашей стране объявлен Годом защитника Отечества. Это решение принято в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и в знак уважения к участникам специальной военной операции. 

Пройдет несколько месяцев, и вновь пройдут бессмертные полки, будут возложены цветы у Вечного огня и памятника Неизвестному солдату, мы будем благодарить наших ветеранов. 

Все это передается из года в год, из поколения в поколение в нашей стране вот уже 80 лет! Ведь есть память, которой не будет забвения, и слава, которой не будет конца!

А наша встреча «Война не знает возраста» сегодня посвящается тем, кто видел эту войну. Тем, кто выжил в эту войну. Тем, кому 84 года назад не было и 16-ти, тем, чье детство опалило огнем Великой Отечественной войны. Песня. 

 

(Звучит песня «Дети войны» в исполнении вокальной группы «Фантазия» на фоне кадров о водружении знамени Победы над Рейхстагом)

 

Ведущая: Летопись войны, которая закончилась Победой

                             Мы сегодня пишем вновь и вновь!

                             Времени не смыть отцов и дедов

                             В смертных битвах пролитую кровь!

                             Сорок первый – страшное начало!

                             Прокатилось эхом по стране.

                             В каждом сердце болью прозвучало,

                             Равнодушных не оставив в стороне

Ведущая: Лето 1941-го начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника. 

 

(Чтецы говорят слова на фоне кадров счастливого детства) 

 

1 чтец         Слушайте все – Начинается лето!

                               Первые горны пропели про это!

                               Первые тапочки, кеды, ботинки 

                               Снова топочут по каждой травинке. 

 

2 чтец:         Первые песни в лесах зазвенели, 

                               Первые брызги над речкой взлетели.

                                Первая грусть разбежалась кругами,

                                Первые письма отправлены маме.

                                Первая помощь колхозному саду:

                                Вымпел и первое место отряду! 

 

Ведущая: И, вдруг, ВОЙНА! Что это такое, какое это страшное, непонятное слово?

(На фоне кадров начала войны)

 

Ведущая:     Война… Жесточе нет слова.

                      Война… Печальней нет слова.

                 

                      В тоске и славе этих лет

                      И на устах у нас иного слова

                      Еще не может быть, и нет.

 

1 чтец:          А мы не будем памяти перечить

                      И часто вспоминаем дни, когда

                      Упала им на слабенькие плечи

                      Огромная, недетская беда.

 

2 чтец            Была земля и жесткой, и метельной

                      Была судьба у всех людей одна.

                      У них и детства не было отдельно,

                      А были вместе детство и война.

 

Ведущая: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. 

Им, детям 40-х пороховых, предстояло не просто жить, им предстояло выживать в войну.

 

1 чтец:          Дети войны и веет холодом,

                      Дети войны и пахнет голодом,

                      Дети войны и дыбом волосы:

                      На челках детских седые волосы.

 

2 чтец:          Земля омыта слезами детскими,

                       Детьми советскими и не советскими.

                       Какая разница, где был под немцами,

                       В Дахау, Лидице или Освенциме?

 

1 чтец:          Их кровь алеет на плацах

                                Трава поникла, где дети плакали. 

                                Дети войны – боль отчаяния           

                                И сколько надо им минут молчания…

                             

(На фоне кадров о трудящихся тыла)

 

Ведущая: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу, потому что школы не работали. 

Наряду со взрослыми в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки, изготавливали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки. Собирали бутылки и наполняли бутылки горючей смесью. 

Девочки вязали носки, варежки, ухаживали за ранеными в госпиталях, разносили письма. В деревне работали в поле, ремонтных мастерских, возили сено, воду, дрова, собирали колоски. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

 

Ведущий: У нас в гостях труженица тыла _________________________

 

(После выступления номер художественной самодеятельности)

 

(Звучит стук метронома. На экране кадры блокадного Ленинграда).

 

1 чтец:         Блокада. Далеко как это слово

                                От наших мирных, светлых дней.

                                Произношу его и вижу снова

                                Голодных умирающих детей.

 

Как опустели целые кварталы

И как трамваи мерзли на пути,

И матери, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

 

2 чтец: Опять война, опять блокада,

                               А может, нам о них забыть?

                               Я слышу иногда: «Не надо,

                               Не надо раны бередить!»

 

                               Нет, надо!

                               Чтобы снова на планете

                               Не повторилось той зимы,

                               Нам нужно, чтобы наши дети

                                  Об этом помнили, как мы!

 

Ведущая: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. У них была общая болезнь – дистрофия. Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой. (Экран)

 

Ведущая:     Плакали люди, строчки читая,

  Плакали люди, фашизм проклиная.

  Танин дневник — это боль Ленинграда,

  Но прочитать его каждому надо.

  Словно кричит за страницей страница:

 

Ведущая: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

1 чтец: Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. 

2 чтец: Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.

1 чтец: Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

2 чтец: Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…

1 чтец: Савичевы умерли. Умерли все

2 чтец: Осталась одна Таня». 

 

Ведущая: Таня не дожила до Победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.

 

(Выступление Свиридовой Валентины Сергеевны, 

пережившей блокаду Ленинграда)

 

Ведущая: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

 

 (Песня «Сухарики»)

 

(На фоне кадров концлагерей)

Ведущая: Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. 

 

(На экране слова – В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Выступление узника концлагеря _______________)

 

1 чтец:         Сколько брошено жизней на плаху!

                                Разве ж можно такое забыть?!

 

В том далеком сорок первом,

На войну ушли мужчины.

Шли путем тяжелым верным,

Прибавляя на виски седины

2 чтец:   Воевали за Победу,

Не считая званий, славы,

Отдавали свои жизни

Все за Родину, Державу!

 

(На экране кадры парада на Красной площади 1941 г. и 45 г.)

Выступление ветерана войны__________________

 

Ведущая: Много лет прошло с тех пор, как кончилась война. Мы от души радуемся Великому празднику Победы. Поздравляем всех тех, кто прошел через эту страшную войну, кто помнит эти суровые годы. К сожалению, их с каждым годом становится все меньше. Так устроена жизнь, что человек стареет и покидает этот мир. И только память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей. Мы их знаем, помним, чтим!

1 чтец:          Живым поверка. Павшим слава.

Салютов гром и тишина

Победу празднует держава,

Надев медали, ордена.

 

2 чтец:           И только мальчики с портретов, 

                       Как много лет тому назад,

                       Не увидавшие Победы,

                       Со снимков в траурных бантах

                                  На матерей одни глядят.

 

Ведущая: Война не обошла ни одну семью. Опалила всех своим смрадным дыханием.

– Я прошу встать всех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной войны.

– Я прошу встать всех, чьи родные и близкие были в эвакуации, голодали, подвергались лишениям. 

Почтим минутой молчания, всех, кто не дожил до сегодняшнего дня! Светлая им память! (дети поднимают портреты своих родных и близких).

 

(Минута молчания на фоне «Вечного огня»)

 

Мы благодарим всех детей и их родителей за сохраненную память о своих близких, не доживших до сегодняшних дней.

Ведущая:

Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их повзрослевшее детство было наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться!  

1 чтец:         Что за чудо – земля в ярких красках весны,

                                Если птицы поют – и не слышно войны.

                                Что за чудо земля – и закат, и рассвет,

                                И улыбка друзей, и улыбка в ответ

                                И в полях золотых, и в лесу молодом

                                Ты прекрасна, земля, человеческий дом.

(Звучит песня «На крыльях мечты» в исполнении вокальной группы)

 

Сценарий музейного мероприятия «Война не знает возраста», посвященного Детям войны