Сценарий проведения музейного мероприятия
«Война не знает возраста»,
посвященного Детям войны
Ведущая: Добрый день, уважаемые участники нашей сегодняшней встречи. Мы рады приветствовать вас в Центре детского творчества «Радуга».
2025 год в нашей стране объявлен Годом защитника Отечества. Это решение принято в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и в знак уважения к участникам специальной военной операции.
Пройдет несколько месяцев, и вновь пройдут бессмертные полки, будут возложены цветы у Вечного огня и памятника Неизвестному солдату, мы будем благодарить наших ветеранов.
Все это передается из года в год, из поколения в поколение в нашей стране вот уже 80 лет! Ведь есть память, которой не будет забвения, и слава, которой не будет конца!
А наша встреча «Война не знает возраста» сегодня посвящается тем, кто видел эту войну. Тем, кто выжил в эту войну. Тем, кому 84 года назад не было и 16-ти, тем, чье детство опалило огнем Великой Отечественной войны. Песня.
(Звучит песня «Дети войны» в исполнении вокальной группы «Фантазия» на фоне кадров о водружении знамени Победы над Рейхстагом)
Ведущая: Летопись войны, которая закончилась Победой
Мы сегодня пишем вновь и вновь!
Времени не смыть отцов и дедов
В смертных битвах пролитую кровь!
Сорок первый – страшное начало!
Прокатилось эхом по стране.
В каждом сердце болью прозвучало,
Равнодушных не оставив в стороне
Ведущая: Лето 1941-го начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника.
(Чтецы говорят слова на фоне кадров счастливого детства)
1 чтец Слушайте все – Начинается лето!
Первые горны пропели про это!
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке.
2 чтец: Первые песни в лесах зазвенели,
Первые брызги над речкой взлетели.
Первая грусть разбежалась кругами,
Первые письма отправлены маме.
Первая помощь колхозному саду:
Вымпел и первое место отряду!
Ведущая: И, вдруг, ВОЙНА! Что это такое, какое это страшное, непонятное слово?
(На фоне кадров начала войны)
Ведущая: Война… Жесточе нет слова.
Война… Печальней нет слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного слова
Еще не может быть, и нет.
1 чтец: А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
2 чтец Была земля и жесткой, и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ведущая: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере.
Им, детям 40-х пороховых, предстояло не просто жить, им предстояло выживать в войну.
1 чтец: Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
2 чтец: Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
1 чтец: Их кровь алеет на плацах
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаяния
И сколько надо им минут молчания…
(На фоне кадров о трудящихся тыла)
Ведущая: Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу, потому что школы не работали.
Наряду со взрослыми в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки, изготавливали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки. Собирали бутылки и наполняли бутылки горючей смесью.
Девочки вязали носки, варежки, ухаживали за ранеными в госпиталях, разносили письма. В деревне работали в поле, ремонтных мастерских, возили сено, воду, дрова, собирали колоски. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
Ведущий: У нас в гостях труженица тыла _________________________
(После выступления номер художественной самодеятельности)
(Звучит стук метронома. На экране кадры блокадного Ленинграда).
1 чтец: Блокада. Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы
И как трамваи мерзли на пути,
И матери, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
2 чтец: Опять война, опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить!»
Нет, надо!
Чтобы снова на планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ведущая: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. У них была общая болезнь – дистрофия. Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой. (Экран)
Ведущая: Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
Ведущая: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
1 чтец: Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
2 чтец: Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.
1 чтец: Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
2 чтец: Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…
1 чтец: Савичевы умерли. Умерли все
2 чтец: Осталась одна Таня».
Ведущая: Таня не дожила до Победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.
(Выступление Свиридовой Валентины Сергеевны,
пережившей блокаду Ленинграда)
Ведущая: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
(Песня «Сухарики»)
(На фоне кадров концлагерей)
Ведущая: Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах.
(На экране слова – В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Выступление узника концлагеря _______________)
1 чтец: Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!
В том далеком сорок первом,
На войну ушли мужчины.
Шли путем тяжелым верным,
Прибавляя на виски седины
2 чтец: Воевали за Победу,
Не считая званий, славы,
Отдавали свои жизни
Все за Родину, Державу!
(На экране кадры парада на Красной площади 1941 г. и 45 г.)
Выступление ветерана войны__________________
Ведущая: Много лет прошло с тех пор, как кончилась война. Мы от души радуемся Великому празднику Победы. Поздравляем всех тех, кто прошел через эту страшную войну, кто помнит эти суровые годы. К сожалению, их с каждым годом становится все меньше. Так устроена жизнь, что человек стареет и покидает этот мир. И только память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей. Мы их знаем, помним, чтим!
1 чтец: Живым поверка. Павшим слава.
Салютов гром и тишина
Победу празднует держава,
Надев медали, ордена.
2 чтец: И только мальчики с портретов,
Как много лет тому назад,
Не увидавшие Победы,
Со снимков в траурных бантах
На матерей одни глядят.
Ведущая: Война не обошла ни одну семью. Опалила всех своим смрадным дыханием.
– Я прошу встать всех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
– Я прошу встать всех, чьи родные и близкие были в эвакуации, голодали, подвергались лишениям.
Почтим минутой молчания, всех, кто не дожил до сегодняшнего дня! Светлая им память! (дети поднимают портреты своих родных и близких).
(Минута молчания на фоне «Вечного огня»)
Мы благодарим всех детей и их родителей за сохраненную память о своих близких, не доживших до сегодняшних дней.
Ведущая:
Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их повзрослевшее детство было наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться!
1 чтец: Что за чудо – земля в ярких красках весны,
Если птицы поют – и не слышно войны.
Что за чудо земля – и закат, и рассвет,
И улыбка друзей, и улыбка в ответ
И в полях золотых, и в лесу молодом
Ты прекрасна, земля, человеческий дом.
(Звучит песня «На крыльях мечты» в исполнении вокальной группы)