Тема НОД: Путешествие во времени.
Предварительная работа:
– Беседа о жизни первобытных людей; рассматривание иллюстраций.
– Разучивание голосовых упражнений «Волк», «Филин», пальчиковой игры «Руки».
– Знакомство с музыкальными инструментами струнной, ударной групп.
Цели и задачи:
Продолжать учить различать и называть музыкальные инструменты.
Извлекать мелодии из самодельных инструментов.
Делить слова на слоги, ритмизуя их, отрабатывать ритмическую модель.
Различать двухчастную форму.
Понимать язык знаков.
Пользоваться приёмами релаксации.
Развивать мелкую моторику, артикуляционный аппарат, память, умение концентрировать внимание.
Воспитывать доброжелательность, бережное отношение к предметам и себе.
Расширять кругозор, привлекая внимание к истории.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель встречает детей, проводит голосовую игру «Приветствие».
Голосовая игра «Приветствие»
Музыкальный руководитель: – Расскажите, ребята, сколько вам лет? (Ответы детей.) А как вы думаете, сколько лет музыке? Вы не задумывались над этим? Мы живём в 21 веке, у нас много разных музыкальных инструментов – назовите их. (Ответы детей.) Как вы думаете: знали ли древние люди, что такое музыка? (Ответы детей.) А вам бы хотелось узнать, как родилась музыка? Тогда приглашаю вас совершить путешествие во времени. Согласны? Только вам нужно быть внимательными, смелыми, хорошо чувствовать и понимать музыку. Проверим, готовы ли вы?
Ритмический танец
Музыкальный руководитель: – Вижу, что вы все готовы отправиться в путешествие по древнему миру. Прошу занять места в креслах в нашей машине времени.
Релаксация «Полёт на машине времени»
Музыкальный руководитель: – Ваши руки тёплые. Тепло от кончиков пальцев проходит по всему телу. Ноги, руки, тело расслаблены. Тело становится лёгким, невесомым. Мы летим во времени. Перед нами проносятся годы, столетия, тысячелетия. Полёт завершается. Тело приобретает свою тяжесть, наливается силой, бодростью. (Дети встают.)
Вот мы и прибыли на место – в первобытный лес, в котором много зверей и птиц.
Голосовые упражнения «Филин», «Волк»
Дети имитируют голосом вой волка, уханье филина. Отрабатываются музыкальные термины: «форте», «пиано» (волк, филин близко-далеко, высокие, низкие звуки (волк-волчонок).
Музыкальный руководитель: – А это скалы, на них что-то нарисовано. Как называется такая живопись? (Ответы детей.) Это первобытный человек оставил нам послание. Давайте прочитаем!
Дыхательное упражнение «Смотри и дыши»
Карточка разделена на четыре горизонтальных полосы с рисунками:
1) рот – рот (вдох ртом – выдох ртом)
2) рот – нос (вдох ртом – выдох носом)
3) нос – нос (вдох носом – выдох носом)
4) нос – рот (вдох носом – выдох ртом)
Музыкальный руководитель: – Посмотрите, сколько здесь диких животных. Как они называются? Давайте прохлопаем названия по частям.
Игра «Ритмический ряд»
Дети работают с заданным ритмическим рядом:
- проговаривают и прохлопывают;
- проговаривают шепотом и хлопают;
- хлопают без слов;
- используют любые другие «звучащие» жесты;
- изображают его с помощью музыкальных инструментов.
Дети сами составляют ритмический ряд:
- из игрушек;
- из картинок;
- придумывают свой ритмический ряд.
В конце игры кто-то отзывается, как эхо.
Музыкальный руководитель: – Ребята, кто-то с нами разговаривает! Кто это может быть? (Ответы детей.)
Появляется Первобытный человек, он стучит камешками.
Музыкальный руководитель: – Здравствуй, первобытный человек! Что ты делаешь?
Первобытный человек: – Я музыку сочиняю.
Музыкальный руководитель: – А разве у тебя есть музыкальные инструменты?
Первобытный человек: – Конечно, есть.
Музыкальный руководитель: – А где они? Ребята, вы видите музыкальные инструменты? Пожалуйста, расскажи нам о них.
Первобытный человек: – Есть у меня камешки. Я на них играю. (Показывает.) А вот у меня стучалка, я сделал её из куска дерева.
Музыкальный руководитель: – Дети, на какой инструмент похожа стучалка Первобытного человека? (Ответы детей.) Правильно, она похожа на барабан.
Первобытный человек: – Давайте я буду играть на барабане, а вы будете танцевать с камешками. Когда моя музыка прекратится, каждый из вас придумывает свой ритм и простучит его камешками.
Игра- импровизация.
Первобытный человек: – А это мой лук. Я из него стреляю и на нём играю.
Музыкальный руководитель: – Как же так? Разве это музыкальный инструмент? Тетива натянута крепко, на что она похожа? ( При необходимости М.Р. имитирует с луком игру на балалайке, скрипке.) Какие струнные инструменты вы знаете? (Ответы детей.) Можно мы попробуем поиграть на твоём инструменте? (Дети играют на «луках».) Много у тебя, Первобытный человек, инструментов. Можно ещё раз послушать, как они звучат?
Дети делятся на подгруппы, берут инструменты.
Первобытный человек: – А по дороге сюда вы видели разных зверей? Сможете исполнить музыку про них?
Дети вспоминают «ритмический ряд» и проигрывают его на инструментах.
Первобытный человек: – А какие у вас в детском саду есть музыкальные инструменты?
Музыкальный руководитель: – Мы их не только можем показать, но и с удовольствием сыграем для тебя.
Музыкальная игра «Оркестр»
Музыкальный руководитель: – Хорошо, дети, у вас получается играть на инструментах. После этого вашим пальцам и рукам надо отдохнуть.
Пальчиковая игра «Руки»
Руки, руки | Сжимать, разжимать кулачки (4 раза). |
Не выносят скуки. | Ударять кулачками друг о друга (4 раза) |
Руки пишут, | Имитация действия (мелкие движения кисти) |
Руки шьют, | Более крупные движения кисти |
Руки красят | Крупные движения с участием плечевого пояса |
И прядут. | Движения пальцев, имитирующих вытягивание нити. |
Руки гладят, | Погладить одной рукой по тыльной стороне другой руки (2 раза) |
Шлёпают | Шлёпнуть одной рукой по тыльной стороне другой руки (2 раза) |
И в ладоши хлопают! | Хлопки (4 раза). |
Первобытный человек: – Спасибо, ребята! Пойду своих друзей вашей игре научу. Прощайте!
Музыкальный руководитель: – А нам пора возвращаться. Занимайте свои места в машине времени. (Упражнение на релаксацию.) Ваши руки тёплые. Тепло от кончиков пальцев проходит по всему телу. Ноги, руки, туловище расслаблены. Тело становится лёгким, невесомым. Мы летим во времени. Перед нами проносятся годы, столетия, тысячелетия. Полёт замедляется. Мы возвращаемся в своё время. Тело приобретает свою тяжесть, мы снова сильны, бодры, веселы. Полёт окончен. Вот мы и дома, в нашем 21 веке.
Рефлексия.
Музыкальный руководитель: – Много нового мы узнали сегодня. О чём вы сегодня расскажете своим мамам и папам? (Ответы детей.)
М.Р. Прощается с детьми. Голосовая игра «До свидания!»