Дата проведения__________
Урок №__________
Предмет: обществознание
Класс: 6 «А»
Урок по теме: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.
Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Обществознание 6 класс» Боголюбова Л.Н.
План урока:
- Межличностный конфликт
- Виды межличностных конфликтов
- Пути решения конфликтов
- Поведение в конфликтных ситуациях
- Организационный этап.
Приветствие учащихся. Перекличка присутствующих.
- Проверка домашнего задания
Проверить качество изучения домашнего параграфа №8 с помощью вопросов, представленных в конце параграфа.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, в основе которых лежит тема нашего сегодняшнего урока.
Обсуждение изображений и выведение темы урока
Попробуйте сформулировать тему и поставить цель урока.
4. Актуализация знаний
Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.
- Первичное усвоение новых знаний
План изучения нового материала
- Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».
- Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
- Варианты поведения в конфликтной ситуации.
Что такое «конфликт», «межличностный конфликт»?
Обсудим вместе: Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ.
Это конфликт? Почему вы так решили?
Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты.
В словаре Ожегова конфликт — это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».
Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их, которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях
В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:
Возникновение конфликтной ситуации —– осознание конфликта—— проявление конфликтного поведения—— углубление конфликта——– разрешение конфликта.
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.
- Первичная проверка понимания нового материала
Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).
Абсолютно, верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами:
- Смысловой (когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)
- Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);
Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?
- Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);
Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливистый смех. Наши действия?
- Первичное закрепление
Всем понятны причины конфликтов? Тогда обратимся к рабочей тетради и выполним задание №5 (читаем басню с классом по ролям, а на 1 вопрос отвечаем самостоятельно).
Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции? ….. Абсолютно верно, мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.
Становясь участником конфликта, возможно, сами того, не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения.
Варианты поведения в конфликтной ситуации.
Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:
- Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)
- Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходиться пожертвовать)
- Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)
- Избегание (стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).
Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.
Заключительное слово учителя.
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке.
- Домашнее задание: п.9 стр. 76-80, р.т. №6
9. Рефлексия
– Чему научил вас урок?
– Что такое конфликт?
– Почему возникают конфликты?
– Как ведут себя люди во время конфликта?
– Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?