МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4
143430 Московская область, городской округ Красногорск, рабочий поселок Нахабино, улица Королева, д.1А
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе комбинированной направленности
на тему «Мебель. Части мебели»
Выполнил:
Учитель – логопед Новикова Н.А.
г.о. Красногорск
Оборудование: Презентация PowerPoint, резиновый мяч среднего размера, рисунки по числу детей, контейнер с карандашами.
Коррекционно-образовательные задачи Расширение и углубление представления о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка, полка, пуф, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный, мягкий). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, совершенствование фонематических представлений, памяти, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Ход занятия
Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие речевого слуха, мышления]
Доброе утро, ребята! Вы хотите узнать, о чем будет наше занятие? Тогда попробуйте отгадать загадки.
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет)
На него садятся, но это не стул.
У него есть подлокотники,
Но это не диван.
У него есть подушки,
Но это не кровать. (Кресло)
Если ты устал играть,
То ложишься на… (Кровать)
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки На мне сидеть и полежать. (Диван)
Удобный мебели предмет.
Сундук — его отец иль дед.
В нем много ящиков живёт,
Он называется… (Комод)
Четыре братца под одной крышей стоят. Что это? (Стол)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы сидели много раз. (Это стулья)
Какие вы молодцы, все загадки отгадали! Ребята, а как можно назвать одним словом все отгаданные предметы? (мебель)
Основная часть.
Скажите, а где делают мебель? (На фабрике.)
Как называется фабрика, на которой делают мебель? (Мебельная фабрика.)
Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин.)
А как вы думаете, из чего делают мебель? (Из дерева, кожи, стекла, пластика, железа.)
А как же называется профессия у людей, которые изготовляют мебель? (Столяры.)
Давайте с вами вспомним, из каких частей состоит мебель.
У стола – 4 ножки, столешница;
у шкафа – стенки, полки, выдвижной ящик, дверцы, ручки;
у кресла – сиденье, спинка, 4 ножки, 2 подлокотника;
у кровати — 4 ножки, 2 спинки, основание кровати.
Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Давайте соберем семейку слов к слову стол. Отвечаете на вопрос одним словом. Как назвать маленький стол? (Столик.) Как называется комната, где завтракают, обедают, ужинают? (Столовая.)
Как называется крышка стола? (Столешница.)
Как называют игры, в которые играют, сидя за столом? (Настольные)
Отлично. Это было очень трудное задание.
Игра «Из чего сделана мебель» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]
Теперь все дружно встаньте в круг, снова поиграем в мяч. Я буду бросать мяч и говорить, из чего сделана мебель. Вы будете ловить мяч и говорить, какая это мебель, возвращая мяч мне.
Если шкаф сделан из дерева – значит, он … (деревянный).
Кресло обтянуто кожей. Оно какое? (Кожаное.)
Стол сделан из стекла. Он какой? (Стеклянный.)
Полка сделана из металла. Она какая? (Металлическая.)
Стул сделан из дерева. Он какой? (Деревянный.)
Кровать сделана из металла. Она какая? (Металлическая.)
Шкаф сделан из бумаги. Он какой? (Бумажный)
Комод сделан из пластика. Он какой? (Пластиковый)
Двери у шкафа сделаны из зеркала. Они какие? (Зеркальные)
Мебель сделана из ротанга. Она какая? (Ротанговая)
Стул из картона. Он какой? (Картонный)\
Молодцы!
Физкультминутка
Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)
Мебель там приобретём:
Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет, (приседают)
Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку)
Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)
И стол большой (разводят руки в стороны)
И отвезем домой (крутят руль)
Игра «Что без чего?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]
Внимательно посмотрите и скажите, чего не хватает мебели, какая часть пропала.
Игра «Назови ласково» [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Сейчас мы с вами поиграем еще в игру. Я буду называть вам предмет мебели, кидая мяч одному из вас. Вы будете мне возвращать мяч, назвав этот предмет ласково.
- Синий диван … (Синенький диванчик)
- Мягкий пуф… (Мягонький пуфик)
- Легкий стул… (Легонький стульчик)
- Тяжелый шкаф…(Тяжеленький шкафчик)
- Железная кровать… (Железненькая кроватка)
- Зеленое кресло… (Зелененькое креслице)
- Тяжелый комод … (Тяжеленький комодик)
- Розовый стул … (Розовенький стульчик)
Упражнение «Закончи рисунок». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, топкой моторики.]
Посмотрите на рисунки, которые я раздала. На них нарисована мебель. Вы должны закончить рисунок, не нарушая последовательности чередования мебели.
Дети выполняют задание, логопед выясняет у них, почему они рисуют тот или иной предмет.
Дома вы можете раскрасить свои рисунки и использовать их как закладки.
Итог занятия
Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? Какое задание вам больше всего понравилось?