Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Комплексный реабилитационно-образовательный центр»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

 

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАЗВИВАЮЩЕМ УХОДЕ ЗА РЕБЁНКОМ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА РАННИХ ЭТАПАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

 ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ 

ДЕНИСОВА А.С.

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

САВЕЛЬЕВА Ю.М.

МОСКВА 2024

В нашей стране снижается детская смертность и увеличивается ежегодная статистика рождённых детей с психоневрологическим статусом. Растёт количество реабилитационных центров и специалистов этой области. 

С 2021 года в Москве создана служба ранней помощи от ноля до трёх лет. Ранний период реабилитации очень важен для развития ребёнка с ТМНР.

Развивающий уход (РУ) и Базальная стимуляция (БС) – это концепции, тесно связанные в период ранней помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), в которой механизмы саморегуляции сильно ограничены, а в будущем сильно отягощены. В центре этой концепции стоит не только двигательная активность, но и способность развивать чувствительность и вступать в коммуникацию. Целостные приёмы БС ориентированы на сопровождение детей с тяжелыми ограничениями.

Базальная стимуляция в развивающем уходе очень эффективный инструмент для комплексного подхода в оказании ранней помощи. Очень важно специалистам здравоохранения и ранней помощи просвещать родителей такого ребёнка. Оказывать посильное содействие в понимании своего ребёнка и обучению методам развивающего ухода и базальной стимуляции.  

Методы БС базируются на современных исследованиях в области неврологи и научный взгляд на реабилитационный потенциал организма ребёнка. 

Приёмы базальной стимуляции в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

  1. Соматическая Базальная стимуляция. 

Это наиболее доступный канал восприятия для ребёнка с ТМНР. Специалист своими руками формирует схему телу. У нормотипичного ребёнка схема тела формируется по средствам естественной двигательной активности (манипуляции с предметами, столкновения, тактильности и т.п.), позволяет отделить себя от окружающего мира, сформировать «границы».

Практический опыт показывает, что дети с ТМНР реагируют на тактильный контакт негативно – тактильная защита. Тактильная защита сформировалась в следствии негативного опыта невозможности справить с нежелательным\неприятным тактильным контактом. Важно не забывать, что не смотря даже на сильно выраженную негативную реакцию на тактильный контакт, ребёнок с ТМНР в нём нуждается. Избегания окружением тактильного контакта, приводит к углублённой депривации! Правила для проведения соматической стимуляции: уверенные движения специалиста или родителя, осторожность исключена т.к. во время стимуляции нельзя повредить ребёнка; первый контакт раскрытой ладонью, можно прижать руку к коже без движений, жать время для адаптации и понимания происходящего; движения должны быть непрерывными, симметричными; движения должны быть по одной и той же траектории, узнаваемыми.

Существует последовательность проведения такой стимуляции: тело, конечности, лицо или оральная стимуляция. По подробнее остановимся на последнем варианте соматической стимуляции, оральной стимуляции. Эта стимуляция осуществляется в ротовой полости и лице. Стимуляции на лице от центра к периферии: лоб, височная область, щеки, губы, подбородок и полость рта изнутри. Эта стимуляции в первую очередь развивает эмоциональный контакт с ребёнком, способствует устранению проблем с приёмом пищи: глотанию, саливацией, жеванием. Здесь можно использовать элементы артикуляционного ручного массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Во время утреннего умывания, зубная щетка служит очень хорошим инструментом оральной стимуляции. 

Стимуляция тела и конечностей начинается на спине от плеча к пояснице, далее переходит на верхние конечности, сверху вниз. Если ребёнок позволяет перевернуть его можно стимулировать верхнюю часть грудной клетки. Стимуляция нижних конечностей выполняется сверху вниз.

Движения должны быть не быстрыми, обхватывающий приём. Можно использовать дополнительные материалы различной текстуры. Руки специалиста или родителя должны быть тёплыми, чистыми, сухими, без длинных ногтей. Все украшения и часы необходимо снять. Вся процедура очень похожа на сеанс профессионального массажиста.

Области, не подлежащие соматической стимуляции БС: паховая область, ягодичная область, область промежности, грудная клетка в области сосков.

Ребёнок должен быть одет в удобные трусы, девочки старше 10 лет в топик на лямках. Помните, что рецепторы, которые расположены на коже являются механорецепторами и терморецепторами. А воздействие на такие рецепторы механической силой: давления, вибрацией, растяжения и т.п. или температурой запускают процесс передачи нервного импульса\сигнала. Импульс естественно не осознаваем, но он обрабатывается мозговыми структурами. Возможность идентифицировать различные тактильные стимулы зависит от плотности рецепторов и широты поля восприятия. Так на лице плотность рецепторов большая, а поле маленькое. А на спине и животе наоборот, широта поля большая, а плотность рецепторов меньше. Требуется различная интенсивность прикосновений, чем больше поле и меньше рецепторов, тем необходима большая интенсивность. Если соматическая стимуляция будет не равномерная, то и схема тела у ребёнка будет формироваться фрагментарно. Необходимо это учитывать и регулировать силу прикосновений, обхвата или поглаживаний. 

Приёмы улучшающие восприятия схемы тела: поглаживание – с него обычно начинают стимуляцию; ежедневная гигиена – большой спектр температурных режимов, силы напора струи, губки и мочалки; сбрасывание одеяла – утром, открыть окно в комнате до ощутимого охлаждения и сбросить одеяла с ребёнка, эффект резкого охлаждения тела даст чётки представления о его границах; однократные ритмичные прикосновения – выбирается область с невысокой чувствительностью ,колено, кладёт ладонь удерживает и убирает, повторяется несколько раз. Через несколько сеансов мы увидим «реакцию предвосхищения», на последнем этапе можно положить на это место руку ребёнка для самостоятельного ощупывания; выкладывание на различные поверхности – находясь в мягкой одежде на мягкой кровати у ребёнка не формируются тактильные представления различных поверхностей. Его необходимо раздеть и укладывать на доступные поверхности пол, стол, ковёр и т.д.; плотное пеленание и использование одеяло с утяжелителем; пассивные движения – специалиста или родитель сгибает и разгибает конечности, поднимает, опускает и т.д.

Для снижения спастики, необходимо позиционировать ребёнка в тех позах, которые будут уменьшать двигательную стереотипию и препятствовать возникновению новой. Удержание в таких позах будет способствовать возникновению новых спонтанных движений или правильных стереотипов. Ребёнок получает сенсомоторный опыт ощущений нормального движения. В возрасте от 0-3 лет скелетные мышцы обладают большим адаптивным потенциалом, быстро формируют правильные и патологичные паттерны движения. Правильное позиционирования ребёнка с ТМНР во время соматической БС очень важно!

  1. Вестибулярная Базальная стимуляция. 

Вестибулярная система человека по сути является Антигравитационной. Любое положение тела в пространстве является слаженной работой вестибулярной системы человека. Разумеется, когда мы говорим о детях с ТМНР, подразумевается, существенное органическое поражение отделов Центральной Нервной Системы (ЦНС) от коры больших полушарий до спинного мозга, которые и лежаться в основу антигравитационной системы человека. Эта система сопряженной работает с тактильным восприятием, слухом и зрением, проприорецепцией. Сумма работы этих систем даёт исчерпывающую информацию о положение и движениях в пространстве. Для детей с ТМНР вестибулярная система может быть не только дисфункциональна, но и в обще отсутствовать. Дисфункциональная вестибулярная система проходит многие этапы развития, и почти всегда остаётся на дефицитарной. На, казалось бы, не значительные перемещения ребёнка с ТМНР он может реагировать страхом, тревогой, негативизмом и протестом. Дисфункциональная вестибулярная система не организует работу других анализаторов, поэтому значимость и приоритетность развития именно этой системы сложно переоценить. Из-за сложности обработки вестибулярных сигналов, дети с ТМНР могу сопротивляться любым движениям. Важно помнить: стереотипные движения успокаивают ребёнка, ритмичные с резкой остановкой приводят в бодрствование. Во время БС можно интегрировать вращения и раскачивания, интенсивность и вектор направления. В избежание риска падения ребёнок должен быть в устойчивом положении.

Балансные движения:

  • приводящие к стабилизации головы и верхних отделов туловища в вертикальном положении; 
  • приводящие к разгибанию опорной конечности с той стороны, в которую происходит вращение или наклон; 
  • приводящие к опорной конечности противоположной стороны; 
  • приводящие к компенсаторному отведению и разгибанию свободных конечностей. 

Метод «встряхивания» нижних и верхних конечностей. Положение тела на спине, конечности вдоль тела. Специалист или родитель захватает большой палец нижней конечности и не сильно встряхивает всю конечность. Для максимального эффекта расслабления мышц. Такой же приём с верхними конечностями. Вода идеально подходит для метода вестибулярной БС море или бассейн, пруд или озеро. Можно изучит как грудничков приучают к воде в бассейне инструктора, оттуда взять техники (покачивание в воде, катание на матрасе. Работа в жилете или нарукавниках и т.п.). Так же для вестибулярной БС можно использовать прозрачные лифт в ТЦ, прогулки на автомобиле с соблюдением всех мер безопасности.

III. Вибрационная Базальная стимуляция.

Вибрационная БС – развивает чувствительность к колебаниям воздуха, при двигательной активности. Скелетные кости хорошо различают вибрацию и передают соответствующие импульсы. В нашем случае БС выполняется в позе на спине, на твёрдой поверхности. Стол или жесткое напольное покрытие, которые хорошо передают звуковые волны. Степень продолжительности, как и при любой БС, выбирается индивидуально. Начинается с 5-10 минут. Увеличение исключительно зависит от степени адаптации. Вибрационная БС обращена к скелету ребёнка. Исключением в стимуляции служит позвоночник. С особой осторожностью стимулируются кости черепа.  Любой аппарат должен касаться кости, а не мышечной ткани, превращаясь в тактильный раздражитель. Для вибрационной БС можно использовать: массажные кресла, вибрирующие игрушки и подушки, бытовые вибрирующие предметы и т.д. 

Две формы стимуляции: стабильная и лабильная. 

– Лабильная стимуляция. Аппарат передвигают по выбранному участку не отрывая в виде поглаживания.

– Стабильная стимуляция. Аппарат кратковременно прикладывают к разным местам.

  1. Визуальная. Обонятельная и слуховая БС.

Сенсорная система человека осуществляет его взаимосвязь с окружающей средой. Сенсорная система состоит из анализаторов и их нервных путей, центров, осуществляющих приём, переработку сигналов и адаптивный ответ ЦНС. В современной науке доказано, что соответствующие отделы головного мозга могут «фильтровать» биологические значимые сигналы и усиливать их. Другими словами, в зависимости от биологической значимости сигнала, усиливается или ослабляется адаптивный ответ ЦНС. Раздражители принято различать по модальностям – качественным характеристикам анализаторов. Визуальные, слуховые и обонятельные тесно связаны между собой и имеют влияние друг на друга. Как слепые и слабовидящие люди улавливают малейшие вибрации и запахи. При ослаблении одного анализатора, усиливается чувствительность другого. 

Безусловно большую часть информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрительного анализатора, он является приоритетным в развитии. От развития вестибулярной системы человека во многом зависят глазодвигательные функции т.е. стабильность зрительного поля. Для визуальной БС стимуляции есть ограничения для детей, в анамнезе которых есть эпилепсия. Где свето-фото стимуляции является противопоказанием. Для визуальной БС используют: гаммы света, перемещение света, мигание и интенсивность. Фонарики, гирлянды, ночники, свечи, игрушки, игрушечная карусель, волчок, музыкальная шкатулка и т.д. В квартире можно сделать разметку разноцветным скотчем, по краям мебели или контуров квартиры. 

Если ребёнок стал фиксировать взгляд на свечении, можно предлагать ему контрастные картинки черно-белые. 

В быту можно использовать купание ребёнка в подкрашенной воде (окрашенные соли\пены), раскрашивание ладошек специальными красками, как способ визуальной БС.

Вторым по значимости является слуховой анализатор. Нервные и рецептурные механические структуры реализуют слух человека. Звуковая волна передаётся не только по воздуху, но и кости черепа. Для слуховой БС используют любые звуки и шумы. Для её проведения необходимо исключить все «белые» шумы: уличный шум, радио, стиральная машина и т.д. Не стоит злоупотреблять фоновыми звуками: аудио сказки, музыка, мультфильмы. Это скорее истощает ЦНС ребёнка. Для стимуляции можно воспользоваться: любые музыкальные инструменты, звонки, свистульки, бытовые шумы, музыкальные книжки и игрушки и т.п. Можно использовать аудио записи «Звуки живой природы» (море, лес, дождь и т.д.). Самым значимым для ребёнка должен становится речь, голоса близких и голос ухаживающего человека. 

Обонятельный анализатор активизирует работу всей коры головного мозга и остальных рецепторов. Иными словами, хотите активизировать работу основных анализаторов простимулируйте ребёнка запахом или вкусом. Различные вещества воздействующее на клетки рецептора являются раздражителями. Для детей с ТМНР важно различать запахи биологически важные: не свежей еды, дыма, резкие химические запахи.

Различные запахи можно использовать для стимуляции: цветочные запахи (жасмин\роза и т.д.); запах древесины (сандал\кедр и т.д.); травянистые запахи (лаванда\мята и т.д.); фруктовые запахи (клубника\банан и т.д.); цитрусовые запах (лимон\апельсин и т.д.). Можно использовать набор приправ: ваниль, корица, гвоздика и т.д. Ароматерпевты и врачи подразделяют запахи на группы: очищающие, тонизирующие, возбуждающие, расслабляющие, освежающие. Для проведения стимуляции можно использовать ароматические масла нанося их на ладони и под нос человека, добавлять масло в ванную, использовать диффузор для помещения.

Для обонятельной системы характерна быстрая нервная адаптация к раздражителю. Мы быстро привыкаем и даже перестаём чувствовать через несколько минут появившийся запах. Обонятельная БС связана с вкусовой БС.

Самый низкий порог чувствительности для горького вкуса, а самый высокий для сладкого. Пороги вкусовой чувствительности индивидуальный и изменчивы, зависят от времени суток и чувства голода. Так голодный человек чувствует вкус более ярко, по мере насыщения яркость теряется. Так же, как и у рецепторов обонятельной системы вкусовые обладают высокой адаптивностью. У детей с ТМНР часто встречаются различные нарушения вкусовой чувствительности: авгезия, парагвезия, дисгвезия, гипогвезия и т.д.

Стимуляцию следует проводить натощак и использовать различные продукты. Основных вкусов шесть: вкус умами (белковой пищи), вяжущий, соленый, острый, сладкий, кислый. А горький вкусом считать не принято т.к. он не имеет самостоятельных рецепторов, горечь воспринимается рецепторами боли. Вкусовые эталоны требуется предоставлять изолированно и концентрированно, нанося ватной палочкой на губы и внутреннюю часть щёк. Вкусовой спектр должен постоянно расширяться для того, чтобы питание не стало однообразным и не сбалансированным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения соматической стимуляции

  1. Необходимо приготовить фен с разными режимами температур и интенсивностью воздушного потока. Вначале специалист\родитель использует температуру, приближенную к температуре окружающей среды и относительно слабый напор воздуха. Постепенно начинает обдувать феном сначала обнаженные стопы ребенка, потом кисти рук. Фиксирует реакцию ребенка. Дальше можно перейти на всю поверхность туловища, включая лицо. 

При систематическом соблюдении поэтапной процедуры ожидает от ребёнка реакции предвосхищения. 

  1. Необходимо взять крем. Спортивные и лечебные крема с разогревающим эффектом использовать нельзя. Перед работой необходимо провести аллерго-пробу, нанести небольшое количество крема на сгиб локтевого сустава. Втираем крем от верхних конечностей, двигаясь к плечам. Побуждает ребёнка к самостоятельному размазыванию крема. Излишки крема по окончанию необходимо удалить. 
  2. Понадобятся перчатки, шапка, носки. Они могут быть из разных материалов. На первом сеансе, необходимо использовать вещи по размеру ребёнка, потом их уменьшать. Специалист\родитель сверху вниз одевает предметы одежды. Фиксирует реакцию ребёнка. Необходимы побуждающие действия, которые вызовут интерес к собственному лету у ребёнка и мотивируют его к его изучению. Постепенное уменьшение размера для того, что был эффект сдавливания, и побуждал ребёнка избавиться от вещи.  
  3. Требуется массажный мяч и «колючие» перчатки для специалиста\родителя. В перчатках специалист\родитель проводит по всему телу ребёнка. Фиксирует реакцию. Мотивирует ребёнка следовать за своими движениями. Можно применить метод «рука в руке». Мяч нужен для того, чтобы обводить контур тела. Закрепляем мяч в ладони ребёнка, побуждая катать его по своему телу. 
  4. Понадобится лист бумаги и маркер, на листе должен полностью поместиться ребёнок, лежа на спине. Не нужно заменять маркер на ручку или карандаш. Специалист\родитель должен обвести контур, побуждая ребёнка двигаться за маркером. Отдельным элементом можно обводить ладошки и стопы. Можно это делать «рука в руке». 
  5. Для этого упражнения потребуется ватная палочка. Специалист\родитель «рисует» на теле ребёнка узору\контуры. Необходимо соблюдать последовательность действий для того, чтобы они становились предсказуемыми. Можно это делать «рука в руке».
  6. Стимулирующий материал не требуется. Метод «рука в руке». Специалист\родитель разминает, гладит, ощупывает тело ребёнка. Фиксирует реакцию ребёнка. 
  7. понадобиться веревки и длинная лента. Специалист\родитель запутывает тело ребёнка, мотивируя его к действию выбраться из веревок и лент. Фиксируется реакция. На первых сеансах, специалист\родитель активно участвует в процессе распутывания. 
  8. Специалисту\родителю понадобиться несколько пульверизаторов, в которые необходимо набрать воды разной температуры. Контрастность теплой и холодной воды. Начиная со спины опрыскиваем ребёнка водой. Последними опрыскиваем область лица. Опрыскивать необходимо быстро, после каждого сеанса вытирать тело ребёнка насухо. 
  9. Потребуются спортивные мячики\мешочки различные по весу, но единого размера. Лёгкий – Средний – Тяжёлый. Специалист\родитель толкает к ребёнку мяч мотивируя его толкнуть в ответ\кладёт мешочек на руку или ногу мотивируя стряхнуть с себя предмет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения по вестибулярной стимуляции

  1. Поза ребёнка на спине. Механический поворот головы ребёнка попеременно в правую и левую стороны. Фиксируем взгляд ребёнка на лице специалиста\родителя.
  2. Поза ребёнка на спине. Специалист\родитель переворачивает его на живот, и поворачивает голову в сторону если ребёнок этого не сделал рефлекторно.
  3. Поза ребёнка на спине, на какой-то возвышенности, чтобы голова свисала.  Специалист\родитель поддерживает голову, постепенно её отпуская. Фиксирует реакцию ребёнка, стимулирует к наклону головы вперед. 
  4. Поза ребёнка на животе, на какой-то возвышенности, чтобы голова свисала. Специалист\родитель поддерживает голову, постепенно её отпуская. Фиксирует реакцию ребёнка, стимулирует к удержанию головы на линии позвоночника.
  5. Выполняется при исполнении двух предыдущих успешно. Поза ребёнка на спине, на какой-то возвышенности, чтобы голова свисала. Фиксируем реакцию ребёнка. Совершаем перевороты с спины на живот. Стимулируем удержание головы без провисания. 
  6. Поза ребёнка сидя, с фиксацией спины. Механически специалист\родитель поворачивает голову вправо-влево.
  7. Поза ребёнка сидя, с фиксацией спины. Механически специалист\родитель поворачивает кресло стул\кресло вместе с ребёнком вправо-влево.
  8. Поза ребёнка сидя, с фиксацией спины. Механически специалист\родитель поворачивает кресло стул\кресло вокруг своей оси вместе с ребёнком вправо-влево.
  9. Поза ребёнка сидя, с фиксацией спины. Механически специалист\родитель толкает кресло стул\кресло  вместе с ребёнком вперёд-назад.
  10. Поза ребёнка сидя, с фиксацией спины. Помещение должно быть достаточного размера. Специалист\родитель внимательно следит за реакцией ребёнка и контролирует положение головы, толкает кресло с ребёнком от стены к стене. Кресло должно двигаться интенсивно, со скоростью и резко останавливаться. 
  11. Можно использовать гамак или простынь, потребуется помощь второго человека. Поза ребёнка лёжа голова выше ног. Специалист\родитель внимательно следит за реакцией ребёнка. 

Для вестибулярной стимуляции в идеале можно использовать комплекс «Дом-Совы».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения вибрационной стимуляции

  1. Поза ребёнка на спине. Потребуется электрозубная щетка. Специалист\родитель начинает с нижних конечностей, с пальцев ног. Постепенно поднимаясь наверх. Фиксирует реакцию ребёнка. Далее верхние конечности, начинает с пальцев рук. Далее тело и если реакция ребёнка позволяет, можно перейти к голове. 
  2. Поза ребёнка на спине. Потребуется электромассажер. Специалист\родитель прижимает аппарат к фалангам пальцев на нижних конечностях и делает круговые движения. Соблюдётся принцип ритмичности и последовательности выполняемых действий. 
  3. Поза ребёнка на спине. Потребуется камертон. Специалист\родитель ударяет камертон о жесткую поверхность, прижимает его к пальцам нижних конечностей. Далее алгоритм действий аналогичных упражнений. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Упражнения зрительной, обонятельной, слуховой стимуляции

  1. Поза ребёнка сидят или лёжа. Потребуется любой фонарик, даже на телефоне подойдёт. Специалист\родитель выполняет лёгкие поглаживания, тактильно взаимодействуя с ребёнком. В помещении убирают интенсивный источник света естественный или искусственный. Далее, подсвечивает себе лицо, фиксирует реакцию ребёнка и взгляд на своём лице. Вкладывает фонарик в руку ребёнка, фиксирует. Стимулирует ребёнка подсветить лицо взрослого. 
  2. Поза ребёнка сидят или лёжа. Потребуется любой фонарик, даже на телефоне подойдёт. Специалист\родитель выполняет лёгкие поглаживания, тактильно взаимодействуя с ребёнком. В помещении убирают интенсивный источник света естественный или искусственный. Включает фонарик и накрывает его тканью, делая свечение менее интенсивным. Стимулирует ребёнка скинуть ткань. Перемещает источник света в темноте в разные стороны, стимулируя ребёнка прослеживать за светящимся предметом. 
  3. Поза ребёнка сидят или лёжа. Потребуется любой фонарик с возможностью регулировки интенсивности свечения и игрушка. Специалист\родитель выполняет лёгкие поглаживания, тактильно взаимодействуя с ребёнком. В помещении убирают интенсивный источник света естественный или искусственный. Включает фонарь, привлекает ребёнка, и направляет луч на игрушку. Если ребёнок проявил интерес к игрушке, то необходимо включить свет и дать ему обследовать предмет. 
  4. Выполняется двумя взрослыми. Новогодняя гирлянда закрепляется на длинной палке. Специалист\родитель гасит свет, гирлянда горит. Далее перемещает гирлянду на в помещении, второй взрослый механически перемещает голову за источником света. Стимулируется самостоятельный поворот головы за источником света. 
  5. Поза ребёнка сидя или лёжа на животе. Из оборудования понадобится шар-грызунов\или неваляшка и гирлянда. Гирлянду помещают в шар\неваляшку, специалист\родитель в затемнённом помещении начинает катать светящийся шар к ребёнку. 
  6. Поза ребёнка устойчивая поза сидя. Потребуются яркие элементы одежды ребёнка носки и варежки, фонарик на телефоне. Интенсивный свет убирается. 

Специалист\родитель одевает варежку и носки, и подсвечивает её фонариком, стимулируя ребёнка к изучению элементов одежды. 

  1. Поза ребёнка устойчивая поза сидя. Необходимо взять синтезатор, лучше детский. Окрасить клавиши в разные цвета и подсвечивать фонариком. Извлекая звук, стимулировать ребёнка к самостоятельному действию. 

Не рекомендуется проводить данные упражнения стимуляции для детей, в анамнезе которых любая форма эпилепсии\эпиактивности\очаги возбуждения\эпилепсия в ремиссии.

  1. Поза сидя или лёжа. Тишина вокруг. В одно ухо ребёнка вставить беруши, над другим ухом звенеть колокольчиком. Поменять местами беруши и колокольчик для второго уха.  Стимулирует сосредоточение, остановку стереотипных движений. 
  2. Положить ребёнка с опорой на предплечья. Пакеты или шуршащую бумага положить под ребёнка, а перед ним игрушку. Игрушка, к которой бы он проявил интерес. 

Список  литературы

  1. Акимова Е.А., Владыко Е.М. и др. Сборник методических материалов по организации воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – Москва. – ИКП РАО. – 2021. – 48 с. 
  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Москва. – Владос. – 2010. 
  3. Бондаренко Н.П. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями физического или психического развития // Ребенок и общество. – 2016. – №2. – С. 37 – 44. 
  4. Заболотный А.Г. и др. Особенности применения физических упражнений в процессе ухода за новорожденными и грудными детьми 
  5. Зорина А.С. и др. Массаж, виды массажа. Влияние массажа на функциональное состояние организма 
  6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – Москва. – Академия. – 2006. – 240 с. 
  7. Рагель Е.Н. Использование метода базальной стимуляции в работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. – Репозиторий БГПУ. 

 8.Цынцарь Е.В. и др. Нетрадиционная техника массажа для детей раннего возраста (лего-массаж) 

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В РАЗВИВАЮЩЕМ УХОДЕ ЗА РЕБЁНКОМ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА РАННИХ ЭТАПАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ