ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ КАК ВИД ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(из опыта работы)

Астафьева Анна Викторовна – воспитатель, педагог-психолог МБОУ СОШ №12 «Центр образования» дошкольное отделение «Журавушка» г.о. Серпухов

 

О красоте песочной анимации говорится много. Но вот о том, что это и полезно, известно не всем. Тактильное восприятие и мелкая моторика рук и пальцев – это та область психики, которая на сегодняшний день требует внимания. Перья и чернила канули в лету. На их месте шариковые ручки и сенсорные экраны… А ведь сколько сноровки и гибкости пальцев требует перо! Но увы… А дети больше не играют голышами и камушками на улице, нет необходимости мастерить куклы, пистолеты и сабли из веточек и проволоки; они теперь стреляют из дорогих «стрелялок», которые еще и жужжат и свистят сами.

Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал.

Известно, что от того, насколько развито у человека восприятие, настолько «идеальны» и богаты его картина мира и образ «Я». А этот опыт является необходимым для эффективного взаимодействия с людьми и собственным внутренним миром.

Сочетание в развивающих занятиях с ребенком музыкальных, изобразительных, ритмопластических и сказкотерапевтических подходов обеспечивают полноценный потенциал, базу, на которую ложится изучаемый материал. 

При этом рисование песком, в отличие от других видов искусства позволяет задействовать сразу все каналы восприятия, навыки рефлексии, развитие памяти, мышления, внимания.

В рамках проекта по театрализованной деятельности мы решили соединить рисование песком и театрализованною деятельность и получили театр песочной анимации.

Театр песочной анимации  эффективно используется в работе с дошкольниками, так как он сочетает в себе несколько видов арт-терапевтического воздействия: основные – это сказкотерапия и песочная терапия.

Основные виды деятельности на таких занятиях: прослушивание сказок, после чего детям предлагаем обсудить проблемную ситуацию, и нарисовать к сказке иллюстрацию. Вначале не делаем акцент на качестве художественного исполнения, а просто предоставляем возможность для самовыражения. В дальнейшем обучаем приемам песочного рисования. Дети очень быстро осваивают приемы рисования (рисование кулачком, ребром ладони, пальчиками, ладонями, двумя руками одновременно и др.). Наличие этих навыков позволяет детям быстрее добиваться желаемого результата, что в свою очередь, способствует созданию ситуации успеха. Сначала учим рисовать любимых сказочных героев. Проводим фотовыставки.

Следующий шаг  это маленькое песочное превращение. Здесь  на помощь приходят познавательные сказки: «Сказка про гусеницу, которая мечтала научиться летать», можно покормить голодного совенка червячком, наряжать ёлочку к Новому году, посадить на цепь проказницу Жучку. А там где маленькое превращение там и большое. Вскоре дети начинают проигрывать сказки по ролям, попутно прорисовывая на песке сказочные сюжеты. 

В процессе работы театра дети, которым требовалась помощь в преодолении тревожности, агрессии, повышенной эмоциональной возбудимости объединяются  в успешную творческую группу. Совместная творческая деятельность учит детей прислушиваться друг к другу, контролировать свои эмоции. Примеряя роли сказочных героев, они учатся сопереживать и сочувствовать, усваивают нормы поведения. Сложно не заметить пластику рук, мелкая моторика значительно улучшилась.

Литература:

  1.  Войнова А. “Песочное рисование” Издание 2014г. Ростов -на- Дону. 
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная терапия».СПб  Институт специальной педагогики и психологии 1998г.
  3. Тупичка Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике “Sand-Art”. ФГОС.
ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ КАК ВИД ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (из опыта работы)