Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым

Экологическая тревога! На помощь золотой рыбке

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе

Подготовила воспитатель Кузнецова Т.В.

 Надым, 2024

Тема: Экологическая тревога! На помощь золотой рыбке

Возрастная группа: подготовительная

Направления развития: познавательное

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Форма проведения: подгрупповая

Цель: создать условия для формирования у детей ответственности за экологическое состояние водоемов

Задачи

Образовательные: 1) уточнить представления детей о роли воды в жизни человека. растений и животных; 2) закреплять умение детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; 3) закрепить навыки правильного поведения в природе

Развивающие: 1) содействовать развитию познавательно – исследовательской активности через практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) содействовать развитию познавательных процессов: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, воображения; 4) содействовать развитию мелкой моторики рук; 5) способствовать развитию усидчивости, способности подчиняться правилам.

Воспитательные: 1) продолжать воспитывать любовь и заботливое отношение к природе; 2) создавать условия для развития самостоятельности, отзывчивости и уважения друг к другу в процессе совместной деятельности

 

 

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию

 

Мотивировать детей на включение в деятельность Воспитатель и дети рассаживаются вокруг импровизированного озера. Вокруг него завод по производству игрушек, машин, обуви, стоянка машин, труба канализационная…Оно очень грязное, в нем плавает игрушечная золотая рыбка.   

– Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним рыбаком. Слушайте внимательно. 

 Однажды один директор построил на берегу озера обувную фабрику (ставлю макет фабрики с башмачком). Чистая вода на фабрику поступает, грязная выливается. Пришел второй директор и построил фабрику игрушек (макет с игрушкой). Вода в озере стала еще грязнее. Пришел третий директор и построил завод по выпуску машин (макет с машинкой). Вода в озере стала совсем грязной. И вот решил я пойти на рыбалку. Закинул   удочку в озеро, и попалась мне рыбка, да не простая, а золотая. Решил я выпустить рыбку на волю, а она как взмолится, голосом молвит человечьим: «Не отпускай меня, старче, в озеро! Стало оно очень грязным, мне нечем дышать, я погибаю!». Вот такая со мной произошла история.  Жаль мне рыбку, забрал я ее к себе и поселил в банку с водой. Да только тесно ей там, и жить ей нужно на воле. А что делать, как сделать воду чище – я не знаю.

Ребята, вот такую историю мне рассказал знакомый рыбак. Тронула вас эта история? И мне жалко стало рыбку, и я ответила, что есть у нас в группе замечательные ребята – они обязательно что-нибудь придумают.

Хотите спасти рыбку? – Да!

– Почему ее нужно спасать? – Она не может жить в грязном озере, погибнет

Сможете ей помочь?  – ответы детей

– Что надо сделать, чтобы помочь рыбке? – сделать воду в озере чистой

Постановка детской цели: Зачем? Целеполагание 

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний   Актуализировать знания детей   – Ребята, почему рыбка не захотела вернуться в озеро? – ответы детей

– Могут ли в грязной воде жить рыбы и другие обитатели водоемов?

– Кому и чему нужна вода?  

– Чем можно загрязнить озеро? Кто в этом виноват?

– Да, все верно. В результате своей деятельности человек загрязняет водоемы.

 

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания  Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в игровой ситуации Сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений     

 

– Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? Кто знает? – профильтровать

– Что значит профильтровать? – очистить воду

– А как это сделать правильно, знаете?  – ответы детей

– Мы можем придумать сами, а потом проверить

– Согласна с вами, мы прямо сейчас можем попробовать сами очистить воду

Анализ детьми возникшей ситуации  Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину  Выявление уровня затруднения 
Открытие нового знания Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; – Проходите в нашу лабораторию – дети надевают фартуки и шапочки. Напоминаю правила поведения при проведении опытов. У каждого га столе поднос с необходимым набором для опытов.

– Посмотрите внимательно, может на столах есть что-то, что поможет нам? Сможем мы очистить воду самостоятельно?  – ответы

– Теперь предлагаю посмотреть ролик и проверить наши предположения

Просмотр видеоролика

   

Формирование опыта успешного преодоления затруднения Умение определять способы и средства для достижения цели Теперь вы знаете как?
Включение нового знания в систему знаний Закрепить умение  применять полученное знание,  активизировать словарь детей – Ну что же, ребята, теперь вы сможете помочь рыбке?

– Давайте попробуем, но сначала отдохнем:

Физминутка «Насос»

Будем выполнять движения в соответствии со словами.

А теперь насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.)

Воду из пруда качаем.

Влево раз, вправо два –

Потекла ручьём вода. (Дети сцепляют руки и двигаются в виде «ручейка»)

Раз, два, три, четыре, пять –

будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились.)

– Молодцы, вы хорошо накачали воду

– Теперь приступим к работе. Сначала пропустим грязную воду через камни. Что вы видите? – на них остались крупные частицы мусора.

– Что стало с водой? – она еще грязная и жир плавает сверху

– Теперь пропустим получившуюся воду через другой фильтр из ватного диска. Что получилось? – вода стала чистой

– Можно ли эту воду пить?ответы детей

– Ребята, с помощью наших фильтров мы очистили малое количество воды. А надо – очень много. Для этого и придумали люди очистные сооружения. Первые такие сооружения появились очень давно, и были самыми простыми. Теперь такие сооружения есть в каждом городе, они современные и надежные.  

– Как думаете, много ли чистой воды на нашей планете? Нужно ли ее беречь?

– Ребята, что случится, если человек и дальше будет загрязнять водоемы? Как этого избежать?

– Давайте эти правила запомним, а чтобы и другие люди их знали, предлагаю сделать плакат

–  Из набора карточек нужно выбрать те, которые учат нас беречь водоемы и приклеить их на плакат.

 Изготовление плаката «Чистым водоемам – ДА!»

– Как думаете, смогли мы помочь рыбаку и объяснить ему как очистить воду? 

– Можно ли теперь отпустить рыбку в водоем?

Готовый наш плакат я отправлю рыбаку, чтобы он повесил его на берегу озера, и чтобы все знали эти правила.

Поэтому давайте беречь то, что нам дала природа. Ведь исправлять ошибки намного сложнее и дороже

Практическое выполнение задания Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия Самоконтроль
Осмысление  Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь – Ребята, все получилось, что вы задумали? Почему получилось?

– А что не получалось? 

– Что вы сделали, чтобы получилось? 

– Молодцы, ребята! Я не сомневалась в вас! Вы – настоящие друзья!

Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось?  Почему? 

 

 

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе по познавательному развитию «Экологическая тревога! Поможем золотой рыбке»