Музыкально-познавательный проект
« С песней к Победному 1945 году »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
( художественно эстетическое развитие)
для детей старшего дошкольного возраста ( 5- 7 лет)
«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне »
(Из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского)
Разработчик: музыкальный руководитель МОУ
Приозерная СОШ – Гутник В.Г.
2024 -2025 уч. год
п.Приозерный
Введение:
Как: с помощью песен военных лет формировать патриотические качества личности дошкольников? Как донести до маленького человека понятия: «Любовь к своей Родине», «Гордость за свою страну», «Уважение к своему народу?»
Важным и эффективным средством патриотического воспитания человека является музыкальное искусство. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при восприятии и исполнении песен, посвященных Великой Отечественной войны, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Вид данного проекта: информационный, творческий.
Срок работы по проекту: краткосрочный с 01.03.2025г. – 10.05.2025г.
Актуальность:
Знания о Великой Отечественной Войне 1941 – 1945г. почти не доступны детям. Взрослые, ограждая их от переживаний и отрицательных эмоций, связанных с войной, лишают дошкольников чувства гордости за подвиг Советского народа.
События настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
В годы ВОВ песни помогали осуществить победу над врагом. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы. Песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Знания и эмоциональные переживания, полученные детьми в ходе реализации проекта « С песней к Победе 1945 года», станут крепкой платформой для воспитания маленького гражданина, гордого за подвиги своих дедов, прадедов в ВОВ.
.
Проблемный вопрос: «Почему песни военных лет можно назвать оружием против врага?
Цель проекта:
Формирование представлений дошкольников о роли песен во время войны, об истории их создания. Обогащение патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через военные песни.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны на примере песен военных лет..
2.Углублять знания детей о роли песен в жизни людей, и о военной песни, как памяти народа.
3 Пробуждение интереса к истории родной страны с целью расширение лексического словаря и общего кругозора дошкольников.
- Накапливать опыт восприятия музыкальных произведений прошлой эпохи.
Развивающие:
1. Расширять знания детей о военных песнях и их авторах.
- Развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в процессе слушания музыкального произведения.
- Развивать познавательную активность, музыкальное мышление, память, воображение 4. Побуждать выражать свои впечатления от прослушанных песен в: творческой деятельности (изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.).
- Развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников во время игры на детских музыкальных инструментах.
Воспитательные:
1. Сформировать посильные для детей знания о Великой Отечественной Войне.
- Воспитывать чувство сопереживания и причастности к подвигу народа в ВОВ за свою Родину.
- Воспитать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны к их заслугам и подвигам.
Участники проекта: муз. руководитель, дети, педагоги, родители.
Деятельность педагогов по реализации проекта:
- Подбирают ресурсы и практический материал к выполнению поставленных задач.
- Составляют план реализации проекта.
- Планируют и организуют деятельность детей в свободное время.
- Оказывают практическую помощь детям на равных партнерских позициях, активизируя их инициативу в творческом поиске для выражения своих чувств, эмоций по заданной теме.
- Анализируют результаты выполнения проекта.
Работа с детьми:
– Знакомство с песнями происходит один раз в неделю во время самостоятельной деятельности. За два месяца дошкольники познакомятся с 9-ю произведениями о войне;
– в свободное время дети слушают аудио и видео материалы по теме проекта, а также рассматривают картины и слайды, рисуют;
– знакомятся и заучивают стихотворения соответствующих теме ВОВ.
– играют в «военные» игры во время прогулок, и в свободное времени;
– подбирают танцевальные движения к песни «Синий платочек», импровизируют песню «На солнечной поляночке»;
– играют в ансамбле ложкарей и исполняют мелодии понравившихся песен на детских музыкальных инструментах;
– изготавливают “голубей мира”, рисуют к выставке «Война глазами детей».
Работа с родителями:
– активные и заинтересованные участники педагогического процесса;
– проявляют интерес к музыкальной культуре;
– имеют представления о музыкальных жанрах: театральные, концертные, массово-бытовые и культурно-обрядовые;
– слушают песни дома, привлекают к слушанию детей, проводят с ними беседы;
– посещают выставки, концерты, где звучит музыка военных лет.
Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
– словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
– наглядный (показ);
– практический ( слушание в движении);
-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);
– метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);
-метод проблемного обучения.
Ожидаемые результаты по проекту:
- У дошкольников сформированы представления о роли песен во время войны, они знакомы с песнями военных лет и историей их создания.
- Дети знают что военные песни бывают: патриотические, лирические, задорные и шуточные, частушки, прощальные, победные.
- Дети будут подпевать песни, которые слушали.
- Дети испытывают гордость за свою страну, за людей, которые её защищали,
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, СD – диски, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции знаменитых художников соответствующие теме занятия, познавательная и художественная литература, изоматериалы, наглядно-дидактические пособия «Расскажите детям о музыкальных инструментах», детские музыкальные инструмент: губная гармошка, ложки, скрипка и др.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Направления работы по реализации проекта | Содержание | Ответственный | Срок проведения |
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта. |
|
муз.рук,
воспитатель |
Февраль |
I I ЭТАП – ОСНОВНОЙ | Проведение запланирован-ных мероприятий | 1.Слушание песен:
1. «Священная война» муз. А. В. Александрова; слова Лебедева-Кумача. 2. «В землянке» муз. К. Листова, слова Алексея Суркова. 3. «Прощайте скалистые горы” муз. Е.Жарковского, слова Н.Бунина. 4. «Темная ночь» – муз. Н.Богословского, слова Вл.Агатова. |
муз.рук, воспитатели | март |
2..Слушание песен:
1. «На солнечной поляночке» муз. Василия Соловьева-Седого , сл. Алексея Фатьянова. 2.”Дороги”, сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков. 3. «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурского , слова Максимова. 4. “Песенка фронтового шофера”, сл. Б. Ласкин, Н. Лабковский, муз. Б. Мокроусов. 5. «Дорога на Берлин» муз. М.Фрадкина, слова Е.Долматовского |
Старший воспитатель, педагог доп. образования | аперль | ||
3..Создание условий для отражения, услышанного и увиденного в различных видах деятельности и обобщение увиденного и услышанного в групповой альбом «Песни тоже воевали». | воспитатели | март-апрель | ||
4.. Знакомство с художественными произведениями о Победе в ВОВ. | воспитатели | Март, апрель, май | ||
5. Консультации для родителей:
– «Музыка военных лет» |
муз.рук | апрель | ||
6. Консультации для воспитателей:
– «Песни Победы, пели и будем петь» |
муз.рук | март | ||
I I I ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. |
летию празднования Дня Победы в ВОВ «Мы наследники той Победы»: – «В землянке» – игра на детских музыкальных инструментах: – танец под песню «Журавли»; -танец «А закаты алые»; – Флешмоб «Солнечный круг». -пение современных песен про Победу; – игры «Донесение». – Бессмертный полк прадедушек: 3. «Календарь обратного отсчета» ко Дню Победы. |
муз.рук, воспитатели старшей и подготовительной группы.. | май |
Список литературы:
- Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа //Музыкальный руководитель. – 2017. – №5.
- Чекмарёва Ю. «Мы защищать умеем страну свою, Отечество своё!». Нравственнопатриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Музыкальный руководитель. – 2017. – №11
- Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
- Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
- Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
- .Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
- Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.