Музыкально-познавательный проект 

« С песней  к Победному  1945 году »  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 ( художественно эстетическое развитие)

для детей старшего дошкольного возраста ( 5- 7 лет)

      

                                                                         

 

«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

 После боя сердце просит музыки вдвойне »

 (Из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского)

                                                           

                                                      Разработчик: музыкальный  руководитель    МОУ   

                                                                         Приозерная СОШ   –  Гутник В.Г.

                                                                                  

2024 -2025 уч. год

п.Приозерный 

Введение:

Как: с помощью песен военных лет формировать патриотические качества личности дошкольников?  Как донести до маленького человека  понятия:  «Любовь к своей Родине», «Гордость за свою страну», «Уважение к своему народу?»

          Важным и  эффективным средством патриотического воспитания человека  является музыкальное искусство. Песни военных лет содержат  большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Яркие  впечатления и эмоции, пережитые при  восприятии и исполнении песен, посвященных Великой Отечественной войны, надолго останутся в  памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые  помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

 Вид данного проекта:  информационный,  творческий.   

Срок работы по проекту: краткосрочный с 01.03.2025г. – 10.05.2025г.

Актуальность: 

Знания о Великой Отечественной Войне 1941 – 1945г. почти не доступны детям. Взрослые, ограждая их от переживаний и отрицательных эмоций, связанных с войной,  лишают  дошкольников чувства гордости за подвиг Советского народа.

 События настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма  подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем  воспитания  патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

В годы ВОВ песни  помогали осуществить победу над врагом. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы. Песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Знания и эмоциональные переживания, полученные детьми в ходе реализации проекта « С песней к Победе 1945 года», станут крепкой платформой для воспитания маленького гражданина,  гордого  за подвиги  своих дедов, прадедов в ВОВ.

.

Проблемный вопрос: «Почему песни  военных лет можно назвать оружием против врага?                                                                                                                                         

Цель проекта:

Формирование представлений дошкольников о роли песен во время войны, об истории их создания. Обогащение патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через военные песни.

Задачи:


Образовательные:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны на примере песен военных лет..
2.Углублять знания детей о роли песен в жизни людей,  и о военной песни,  как памяти народа.
3 Пробуждение интереса к  истории родной  страны с целью расширение лексического словаря и  общего кругозора дошкольников. 

  1. Накапливать опыт восприятия музыкальных произведений прошлой эпохи.

Развивающие:
1. Расширять знания  детей о  военных песнях и их авторах. 

  1. Развивать  умение проявлять эмоциональную отзывчивость  в процессе слушания музыкального  произведения.
  2. Развивать познавательную активность,  музыкальное мышление, память,  воображение   4. Побуждать выражать свои впечатления от прослушанных песен  в: творческой деятельности (изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.).
  3. Развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников во время  игры  на детских музыкальных  инструментах.   

Воспитательные:
1. Сформировать посильные для детей знания о Великой Отечественной Войне.

  1. Воспитывать чувство сопереживания и  причастности к подвигу народа в ВОВ за свою Родину.
  2. Воспитать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны к их заслугам и подвигам.                                                                       

Участники проекта: муз. руководитель, дети, педагоги, родители.

 Деятельность  педагогов  по реализации проекта:

  1. Подбирают ресурсы и практический материал к выполнению поставленных задач.  
  2. Составляют план реализации проекта. 
  3. Планируют и организуют деятельность детей в свободное время.  
  4. Оказывают практическую помощь детям  на равных партнерских позициях, активизируя их инициативу в творческом поиске для выражения своих чувств, эмоций по  заданной теме. 
  5. Анализируют  результаты выполнения проекта.

 

Работа с детьми:

– Знакомство с песнями происходит один раз в неделю во время  самостоятельной деятельности.  За два месяца дошкольники познакомятся с  9-ю  произведениями о войне;

– в свободное время дети  слушают  аудио и видео материалы по теме проекта, а также рассматривают картины и слайды, рисуют;

– знакомятся и заучивают  стихотворения  соответствующих теме ВОВ.

 – играют  в «военные» игры во время прогулок,  и  в  свободное  времени;

– подбирают  танцевальные движения  к песни   «Синий платочек»,  импровизируют песню «На солнечной поляночке»;

– играют в  ансамбле ложкарей и  исполняют   мелодии понравившихся песен на  детских музыкальных инструментах;

 – изготавливают  “голубей мира”, рисуют  к выставке «Война глазами детей».

 

Работа с родителями:

  – активные и заинтересованные участники  педагогического процесса;

 – проявляют интерес к  музыкальной культуре;

 – имеют представления  о музыкальных  жанрах: театральные, концертные, массово-бытовые и культурно-обрядовые;

 – слушают   песни  дома, привлекают к слушанию детей, проводят  с ними беседы;

 – посещают  выставки,  концерты, где  звучит музыка военных лет.

Методы и приемы, используемые  при организации деятельности  детей в рамках проекта:

– словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

– наглядный (показ);

– практический ( слушание в движении);

-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);

– метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);

-метод проблемного обучения.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • У дошкольников сформированы представления  о роли песен во время войны, они знакомы с песнями военных лет и историей их создания.
  • Дети  знают что  военные песни  бывают: патриотические, лирические, задорные и шуточные, частушки, прощальные, победные. 
  • Дети будут подпевать  песни, которые слушали.
  • Дети  испытывают гордость за свою страну, за людей, которые её защищали,

 

Материалы и оборудование:

       Интерактивная доска,  компьютер, СD – диски,  портреты  композиторов, иллюстрации и репродукции знаменитых художников соответствующие   теме  занятия, познавательная и художественная  литература, изоматериалы,  наглядно-дидактические пособия  «Расскажите детям о музыкальных инструментах»,  детские музыкальные инструмент: губная гармошка, ложки, скрипка и др. 

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Направления работы по реализации проекта Содержание Ответственный Срок проведения
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
  • Определение цели и задач, изучение методической и специальной литературы.
  • Подбор музыкального,  наглядного материала ( видео каталог, аудиофайлы, картины  сов. художников).
  • Разработка плана занятий и  мероприятий по теме проекта.
  • Беседа с детьми, выявление первоначальных знаний по теме проекта.
  • Презентация: «Композиторы военного времени».
  • . Организация патриотического уголка в группе  «Подвиг народа».
  муз.рук,

воспитатель

Февраль
I I  ЭТАП – ОСНОВНОЙ  Проведение запланирован-ных мероприятий 1.Слушание песен: 

1. «Священная война» муз. А. В. Александрова; слова  Лебедева-Кумача.

2. «В землянке» муз. К. Листова, слова Алексея Суркова.

3. «Прощайте скалистые горы” муз. Е.Жарковского, слова Н.Бунина.

4. «Темная ночь» – муз. Н.Богословского, слова Вл.Агатова.

муз.рук, воспитатели март
2..Слушание песен:

1.  «На солнечной поляночке» муз. Василия Соловьева-Седого , сл. Алексея Фатьянова.

2.”Дороги”, сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков.

3. «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурского , слова Максимова.

4. “Песенка фронтового шофера”, сл. Б. Ласкин, Н. Лабковский, муз. Б. Мокроусов.

5. «Дорога на Берлин» муз. М.Фрадкина,  слова Е.Долматовского

Старший воспитатель, педагог доп. образования аперль
3..Создание условий для отражения, услышанного и увиденного  в различных видах деятельности и обобщение  увиденного и  услышанного  в  групповой  альбом  «Песни тоже воевали». воспитатели март-апрель
4.. Знакомство с художественными произведениями о  Победе в ВОВ. воспитатели Март, апрель, май
5. Консультации для родителей: 

– «Музыка  военных  лет»

муз.рук апрель
6. Консультации для воспитателей:

– «Песни Победы, пели и будем петь»

муз.рук март 
I I I  ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. 
  1. Оформление выставки детских рисунков «Война глазами детей».
  1. Праздничный концерт, посвященный 80- 

летию  празднования Дня Победы в ВОВ «Мы  наследники той Победы»:

– «В землянке» – игра на  детских  музыкальных инструментах:

– танец  под песню «Журавли»;

-танец  «А закаты алые»;

– Флешмоб «Солнечный круг».

-пение современных песен  про Победу;

– игры «Донесение». 

– Бессмертный полк  прадедушек: 

3.  «Календарь обратного отсчета» ко Дню Победы.

муз.рук, воспитатели старшей и подготовительной группы.. май

Список литературы:

  1.  Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного  рассказа //Музыкальный руководитель. – 2017. – №5.
  2.  Чекмарёва Ю. «Мы защищать умеем страну свою, Отечество своё!». Нравственнопатриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Музыкальный  руководитель. – 2017. – №11
  1. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
  1. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
  1. Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
  1. .Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
  1. Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.

 

 

«С песней к Победному 1945 году». Музыкально – познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста, посвященный празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.