МБДОУ «Детский сад № 46 «Надежда»
Учитель-логопед Жуйкова А.В.
г. Норильск
Занятие по логоритмике для детей с ЗПР по теме «Обувь»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель – преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
– оздоровительные-укрепление костно-мышечного аппарата, развитие речевого дыхания, моторных функций, нормализация мышечного тонуса;
– образовательные- формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений;
-развивающие – развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, развитие мимической и артикуляционной моторики, интонационной выразительности речи;
активизировать словарь по данной теме
– воспитательные- воспитание и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма;
– коррекционные -обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы.
Оборудование: деревянные ложки.
Содержание образовательной деятельности детей
Организационный момент.
Игра «Волшебные ворота». Через ворота проходит ребенок, называя какую-либо обувь, встает в круг.
Развитие общей моторики. Координация движений в сочетании с речью и музыкой.
Музыкальная игра «Чок да чок».
Чок да чок – танцуют дети.
Чок – чок – чок, чок – чок – чок!
Чок да чок – танцуют дети.
Припев: Побежали наши дети
Все быстрее и быстрей.
Заплясали наши дети
Веселее, веселей!
Хлоп да хлоп – танцуют дети,
Хлоп да хлоп – пустились в пляс.
Хлоп да хлоп – танцуют дети,
Очень весело у нас!
Припев: Побежали наши дети
Все быстрее и быстрей.
Заплясали наши дети
Веселее, веселей!
Приседают наши дети,
Приседают дружно враз.
Приседают наши дети –
Вот как весело у нас!
Образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами и с увеличительным суффиксом –ищ- .
Игра «Гномики и великаны». Дети приседают на корточки и превращаются в гномиков. Логопед спрашивает, что у гномиков на ножках? (туфельки, сандалики, тапочки, ботиночки, сапожки …..)
Дети встают на стульчики и превращаются в великанов. Логопед спрашивает, а что у великанов на ножищах? (туфлищи, сандалищи, сапожищи …)
Мимические упражнения.
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Показать: вы радуетесь покупке новой обуви; удивляетесь необычным туфлям; восхищаетесь новым босоножкам мамы; печалитесь, нечаянно порвали сандалии.
Артикуляционная гимнастика.
«Застегивание и расстегивание молнии на сапогах». Широко открыть рот; закрыть, крепко сомкнув губы.
«Иголочка». «Острый» язык вытянуть, как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет до 6-ти.
«Чистим обувь». Плавно провести языком по верхним, затем по нижним зубам с внутренней стороны.
«Стучит каблучок». Рот открыть, улыбнуться. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком «оторвать». (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.)
Развитие дыхания и силы голоса.
Шитьё обуви.
Шьем детскую обувь и напеваем песенки:
Тя – ти – тё – тю
Тю – ти – тя – тё
Тё – тя – тю – ти
Ти – тя – тю – тё
Шьем взрослую обувь и напеваем:
Та – то – ту – ты
Ты – та – то – ту
То – ту – ты – та
Ту – ты – та – то
«Укололи пальчик». Вдох носом на плавном выдохе воспроизводить тихий длительный , монотонный звук «м – м – м ..». мычать легко, свободно. Губы не напрягать, выдыхать экономно.
Развитие мелкой моторики и ритмического восприятия.
Я умею обуваться, (Кулаками стучать по коленкам)
Если только захочу. (Сжимать и разжимать кулаки)
Я и маленького братца (Кулачками стучать друг об друга)
Обуваться научу. (Сжимать и разжимать кулаки)
Логопед предлагает детям сыграть на деревянных ложках ритмический рисунок стихотворения «Я умею одеваться…»
– Ребята, если мы надеваем на ноги обувь, то мы говорим… (обуваемся);
Если снимаем обувь? (разуваемся);
Если переодеваем обувь? (переобуваемся).
Усвоение певческих навыков.
Распевка «Тапки», «Ботинки» музыка Л.Б. Гавришевой, слова Н.В. Нищевой.