« Свет очей моих, Ладушка»
Цель: Воспитывать любовь к русской народной культуре, интерес к народным промыслам, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Развивать творческие способности детей и взрослых в процессе совместной деятельности, используя фольклорный материал (народные игры, песни, хоровод, малые формы фольклора и проч.)
Цели и задачи::
– воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству;
-приобщать детей к русским народным играм;
– развивать творческие способности, воображение, внимание, память детей;
– развивать эстетическое восприятие;
-познакомить детей с народно-прикладным творчеством и особенностями его использования в различных видах повседневной деятельности детей;
– развивать специальные двигательные и сенсорные способности;
– обучать играм, понимать, запоминать правила игры и действовать в их рамках.
Предварительная работа:
-чтение русских народных сказок , былин и произведений малых форм фольклора;
-ознакомление детей с предметами быта и их назначении;
-декоративная деятельность (использование цвета, характерных для различных видов народно-прикладного творчества, таких как хохлома, гжель, и др. , а также мстёрской вышивки, лаковой миниатюры и проч.);
-использование полученных навыков в аппликационных работах, в лепке и др.
Задачи:
Сформировать благожелательный интерес к народной музыкальной культуре через знакомство с образцами фольклора
Ввести детей в круг основных событий , духовно нравственного уклада жизни своего народа
Развивать певческие навыки в манере народного исполнения
Развивать творческие способности в разных видах музыкальной и театрализованной деятельности
Знакомит с произведениями народной культуры , с творчеством композиторов , поэтами , художниками ,
Прививать навыки игры на музыкальных инструментах
Оборудование и материал: Зал оформлен в народном стиле, образцами Мстёрской вышивки, лаковой миниатюры Мстёры, а также работами детей по теме: «Искусство Гжель, Хохломы, Мстёры». Дети и воспитатели одеты в народные костюмы. Для выполнения творческих заданий приготовлены столики с заготовками и материалом для работы. Аудиокассета фольклорными мелодиями и песнями.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
-чтение русских народных сказок, былин и произведений малых форм фольклора;
-ознакомление детей с предметами быта и их назначением;
-декоративная деятельность (использование цветов, характерных для различных видов народно-прикладного творчества, таких как хохлома, гжель, и др., а также ознакомление с элементами мстёрской вышивки, лаковой миниатюры и проч.);
-использование полученных навыков в росписи предметов, в аппликационных работах, в лепке и др.
Участники:
Взрослые: Дети:
Ведущий Солнце –Ярило
Весна Птички-жаворонушки
Фольклорная группа состоит из взрослых и детей группы
Ход праздника
Зал украшен цветами, элементами народного прикладного искусства (вышивка, роспись, поделки в стиле дымковской игрушки)
Ведущий: Здравствуйте, люди добрые. Славно видеть вас в добром здравии. Сейчас мы вам поведаем, как в старину гуляли, весну встречали, Ладу славили.
Входят дети. Исполняют хоровод с перестроениями. Заканчивается построением в большой круг.
Исполнение на музыкальных инструментах « Светит месяц»
(фольклорная группа)
1 ребенок: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!
2 ребенок: Зима надоела, все хлеба поела.
3 ребенок: Зима на возочке, на одном полозочке, весна на челночке, а лето в карете.
4 ребенок: Подай, боже, ключик, весну отомкнуть.
Играя, расходятся на свои места в кругу.
Дети: Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
Со вьюном высоким (руки вверх)
С корнем глубоким (руки вниз)
С колосом сильным
С хлебом обильным (земной поклон)
Песня «Пришла весна»
Вход Весны
Весна: Я Весна – Красна, вам в подарок принесла
Листья на дубочек, шелковый платочек
Много- много внешних вод
Да весенний хоровод.
Весна: Ой, спасибо, что встречаете меня так радостно. Да что-то нет здесь друга моего сердечного, Ярило- Солнышка.
(Хлопает в ладоши.)
-где вы помощники мои, жаворонушки? Надо будить Солнце Ясное. Нет без него весны.
Ребенок: Жаворонушки, прилетите к нам.
Принесите нам лето теплое
Весну красную, солнце ясное.
Игра «Летели две птички»
В центре остаются «две птички»
Весна: Птички-невелички, зовите нам солнце яркое, душу жаркую, пусть нам осветит день деньской и согреет род людской.
Под попевку «Жаворонки» дети подходят к центру основной стены, где изображены сказочные ворота. За ними стоит ребенок в костюме солнышка.
Дети- птички:
1.Солнце- Ярило, весь мир осветило, светом покрыло, теплом одарило.
- Солнышко, покажись, яркое, нарядись.
3.Будь к нам подобрее, сядь на пенек, посвети денек.
Дверки ворот отворяются. Дети с поклоном выводят «Солнце- Ярило».
Солнце проходит по кругу перед детьми.
Останавливается в центре круга ,трижды стучит своим посохом.
Солнце- Ярило:
Я весь мир обогреваю
И усталости не знаю
Улыбаюсь вам в оконце
Я для всех Ярило-Солнце.
Дети встают хороводом вокруг Солнца
Дети: Здравствуй, здравствуй Солнце Ясное
Здравствуй, здравствуй Солнце Красное
Разведи руками тучи темные
Согревай лучами теплыми.
К нам Весна- красна пришла
И веселье принесла.
Травке зеленеть, расти,
Садам весной цвести.
Весна стучится в двери к нам
И все ей рады очень.
И даже пень в весенний день
Березкой стать захочет.
Подвижная музыкальная игра «Увей столбец»
По окончании часть детей садятся в зал.
Солнце: Весна пришла, весна кругом
И радость бьет златым дождем.
Щебечут птицы в вышине,
Поют заздравный гимн весне.
Ведущий: Задача трудная у нас, сегодня в этот день и час
Мы выбираем здесь, сейчас ту, кто станет первою средь вас.
Весна: По Красной горке Ярило наш путь начнет
Лишь на вершину он взойдет
С его восходом наградить должны мы Ладу
Венком любви, добра и красоты.
Ведущий: Сомнений нет, что каждая из вас
Красавица, но лишь одна, пройдя все испытания
Своим уменьем, красотой, весельем среди вас должна прославиться.
Весна: Итак начнем!!!
Судить нас будет сноп богов
Он справедлив, хоть и суров!
За каждую победу вручают вам цветок,
Потом украсите вы им победный свой венок!
(представить состав жюри )
Хлопает в ладоши.
Дети в хороводе, к ним присоединяются мамы.
Конкурс 1.
Весна: Словом ласковым могла любая мать
И силу дать и боль унять
Игра: Как по шелковой по травушке,
По зеленой по муравушке
Плывет белая лебедушка
Наша чудо- раскрасавица
Покажись, покажись
Словом ласковым поделись
На кого ведущий (Солнце) направит жезл, тот говорит ласковое слово.
Игра проводится несколько раз.
Ведущий: О, женщина, во все века,
Кудесница ты, мастерица,
Все спорится в твоих руках
Все вертится, кружится.
Справляешься и с кистью, и с иглой.
Не зря волшебницей зовут тебя порой.
Конкурс 2.
Весна: Мам приглашают принять участие в творческом конкурсе.
- Изготовление поделок в стиле Дымковской игрушки.
- Роспись под Гжель
- Роспись под Хохлому.
- Роспись Городецкой доски.
Пока мамы участвуют в конкурсе проводится конкурс среди остальных участников развлечения.
«Юные хозяюшки»
Ведущий: Мы посмотрим, кто сумеет быстрее и печку топить, и кашу сварить.
а) Перенос : крупы в ложках;
воды в чашках
б) Завязать узелок (участвуют девочки- юные рукодельницы)
Прошить сапожок ( дидактическая игра на развитие мелкой моторики)
Хвалят участников.
-Ай да хозяюшки, ай да нынче помощницы.
Конкурс 3.
Весна: Выходите к нам, лебедушки
Выходите, рукодельницы..
Выходят женщины ( мамы, бабушки воспитанников), участвующие в конкурсе домашнего задания.
Весна: Посмотрите-ка, в ряд раскрасавицы стоят.
Бархат, ситец и шелка,
Злато, камни, жемчуга.
Все сидит на них так ладно,
Все красиво и нарядно.
Ну, красавицы, пройдитесь,
Не стесняйтесь, покажитесь.
Краше вас на свете нет,
Обойди хоть белый свет.
Хоровод
( в исполнении родителей и педагогов)
Ведущий: А ну, красавица, в круг выходи
Тут ножкой топни, поведи плечом
Да песню звонкую, родная, заводи,
Чтобы печали стали нипочем.
Весна: Кто сказал- частушки, вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Вместе: Спой-ка, милая, частушку,
Под гармонь и струну!
Надо нам, друзья, однако.
Спеть их много, не одну.
Частушки
1) Мы частушек много знаем и хороших , и плохих.
Хорошо тому послушать , кто не знает никаких.
2) Мы частушки сочиняем можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споём , сыграем -эх! попросите только нас.
3) Под весёлую гармошку сколько лет уже пою.
Шесть годгов уже пропела ещё больше пропою.
По окончании дети садятся на свои места.
Ведущий: Внимание!
Ярило-Солнце уж взошло и время награждения пришло!
Судьи: На красоту вашу мы дивилися,
Златым рукам, уменью поклонилися .
Статью лебединой вы покорили нас,
Но лишь одну мы « Ладой-Ладушкой» назовём сейчас.
Выходи к нам , зорька ясная,
( имя победительницы конкурсов),свет распрекрасная,
Прими от нас венчальный сей венок,
Пусть счастья путь будет светел и не короток.
победительница награждается венком
Ведущий: Ну, а вы , красавицы- забавницы,подруженьки любимые,
Сходитесь на лужок, да и становитесь все в кружок.
Душу веселить, хоровод вокруг водить.
ХОРОВОД
в хороводе дети провожают солнце за воротца.
Весна: Вот уж солнышко по Красной Горке путь свой завершило
нас всех обогрело, светом веселило
Придёт за ним заря вечерняя с трелями соловьиными
Впустит ночку ясную с туманами седыми, длинными..
Хоровод с венками
Вед.: Попрощаемся на том
Шлём вам всем земной поклон.