О.А.Филатова 

Преподаватель по классу баяна и аккордеона

МБУ ДО «Краснолучская детская музыкальная школа»

 

«Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона»

Мотивация обучения в детских музыкальных школах является важной задачей, которую должны решать преподаватели, и родители учащихся. Если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять или уговаривать заниматься на инструменте, он сам ищет эту возможность. Преподаватель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности.

Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальных школах. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению. 

Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно-технический прогресс, телевидение и интернет – это все напрямую действует на подрастающее поколение. Мотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем и интересов ребенка, предоставляя ему свободу выбора. Многие дети уходят из школы, проучившись в ней 2-3 года. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых форм и методик преподавания для повышения уровня мотивации учащихся к обучению.

Современные дети, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках. Применение современных образовательных технологий на уроках специальности в классе баяна и аккордеона способствуют формированию мотивации (интереса) к учебной деятельности.  

Весь процесс обучения начинается с начального периода, который является важным этапом в обучении, позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться.

В настоящее время проблема начального обучения  на аккордеоне и баяне стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели. К сожалению, прошло то время, когда конкурс поступления в музыкальную школу давал возможность отобрать одаренных  детей. Изменилась и возрастная категория  детей, поступающих в музыкальную школу – это дошкольный и младший школьный возраст. Имеющиеся методические пособия и школы игры на баяне и аккордеоне рассчитаны, в основном, для детей 9-11 лет, и предполагают обучение  игры на баяне и аккордеоне сразу по нотам. Но данные  методики не приемлемы для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их психологические и физиологические особенности предполагают усвоение любого материала в условиях игровой деятельности. Сама жизнь диктует нам, преподавателям, искать и внедрять новые формы  и методы обучения. Поэтому, весь начальный период обучения детей игре на баяне и аккордеоне ведется в игровой форме.

С первых уроков ребёнок держит инструмент в руках, подбирает простейшие мелодии на слух, играет с рук, но не общается напрямую с нотами. Задача педагога – постоянно мотивировать ребёнка к занятиям музыкой. А лучшая мотивация – когда у ребёнка получается всё и сразу. Поэтому нельзя обходить стороной этот метод обучения.

Занятия строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их музыкальных данных, приобретённых знаний.

С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Мы знаем из практики, что игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям.

Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей, не даёт им скучать на уроке.

При создании ансамбля учитывается совместимость характеров учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их технической подготовки и владения инструментом. Кроме игры в дуэте или трио на баяне и аккордеоне, часто практикуется и использование шумовых инструментов.

Дети с удовольствием играют в ансамбле с педагогом или друг с другом. Игра в ансамбле или оркестре приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручки и поддержка. А это, в свою очередь, способствует повышению их мотивации к успешному обучению в музыкальной школе.

Исполнительская практика уже с начального периода обучения чрезвычайно важна для развития ребенка. Детям нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики. Поэтому, в течение учебного года ученик принимает участие в праздничных и тематических концертах, в фестивалях и конкурсах различного уровня.

Многие учащиеся привлекаются к участию в различных концертах за пределами школы, например, в детских садах, общеобразовательных школах, библиотеках, домах культуры. В классных же концертах перед родителями и своими одноклассниками могут выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещё одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению.

Часто стимулом для обучения является возможность участия ребенка в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая  цель – то для её достижения необходимо найти силы и время. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, расширяет репертуар, воспитывает  сценическую культуру. Немаловажное значение в мотивации детей к успешному обучению играет роль семьи. Поэтому необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создавать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Нужно довести до сознания родителей, что их ребенок занимается серьёзным делом, требующим внимания, терпения, трудолюбия. Родители должны быть ознакомлены со всеми особенностями системы обучения в музыкальной школе..

Необходимо  объяснять родителям, как правильно и эффективно помочь своим детям организовать их занятия в  домашних условиях. Ребёнок работает с большим желанием, если видит, что родители проявляют интерес к его занятиям и что для них это тоже  очень важно.

Одним из первых шагов к установлению хороших взаимоотношений может считаться помощь педагога в выборе и приобретении  инструмента для учащихся.

Считаю целесообразным предлагать родителям присутствовать на уроках своих детей. Ведь взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь ребенку при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу обучения, родители, как правило, побуждают своих детей к занятиям музыкой.

Ни для кого не секрет, что интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывают значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В работе с учениками своего класса я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и, таким образом, стимулирует интерес учащихся к процессу обучения игре на музыкальных инструментах, понимание важности и необходимости собственной образованности.

Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов,  даю такие задания, как: прослушать с помощью интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся музыкальных школ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах и т.д.

Чтобы у ребенка не пропадал интерес к разучиванию музыкального материала, привношу новаторство: использую синтезатор в качестве аккомпанирующего инструмента, стилизуя пьеску в соответствии с жанром. Ребенок с удовольствием включается в такую работу.

  Достаточно активно применяю и  игру под фонограмму. Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования, доставляет истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу:  раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива.

Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации.

 В заключении следует отметить, что:

– Повышение качества образования в современных условиях возможно через формирование и развитие у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности;

– Процесс мотивации – постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению;

– Использование современных образовательных технологий в классе баяна и аккордеона создаёт ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их обучению и  развитию;

– Необходимо особое внимание уделять игровым технологиям на начальном этапе обучения, коллективному музицированию, участию в конкурсах и концертах.

    Наши дети дарят нам своё время – невосполнимый отрезок жизненного пути, доверяют нам. И как распорядиться временем наших учеников, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, заглянуть во внутренний мир каждого ребенка и раскрыть его творческую индивидуальность – первостепенная задача для нас, преподавателей детских музыкальных школ.

 Литература

  1. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2016.
  2. Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2019.
  3. Программа по баяну и аккордеону. Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2016.
  1. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.: «Каро»,  2015.
  2. Дополнительное образование как система технологий сохранения и
    укрепления здоровья детей: Учебное пособие. — /Н.В.Сократов и
    другие. – Оренбург.: 2019.
«Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона»