Конспект занятия по ознакомлению с окружающим 

в старшей группе на тему: 

«Одежда, обувь, головные уборы».

Цель: выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах, обогащение словарного запаса.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей умения различать виды одежды, обуви, головных уборов, знать их назначение, определять материалы, из которых они изготовлены.
  •  Закреплять умения классифицировать одежду, обувь и головные уборы по сезонам, полу, профессии; выделять общий признак в словах.

Развивающие:

  • Развивать восприятие, зрительное внимание, память, логическое мышление, связную речь, фантазию

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение включаться в деятельность, предложную педагогом.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать свои знания, знания своих товарищей и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к вещам.

Речевые:

  • Упражнять в образовании относительных прилагательных (какой, какое, какие и др.)

Оборудование:  

  • Кукла в зимней одежде
  • «Автобус», стулья по количеству детей, руль, фуражка водителя, «микрофон»
  • Надписи «Ателье», «Одежда. Обувь»,  «Узнавайка», картины закройщицы и швеи, инструменты, необходимые и не нужные   для их работы, различные виды ткани
  • Телевизор, флеш – носитель с роликом об искусственных/натуральных тканях, физминутка «Давай – надевай!», картинки с изображением верблюда, овцы и тутового шелкопряда, подставки к ним
  • Ткань натуральная и искусственная.
  • Различная одежда, обувь, головные уборы для «Модного показа». (+ стойка, плечики, коврик – дорожка)
  • Музыка для фона поездки на автобусе и для показа мод

Ход занятия

  1. Воспитатель рассматривает куклу, которую сегодня встретила по пути в детский сад.

– Ребята, сегодня, идя из дома на работу, я увидела куклу, которая сидела на лавочке и о чём – то грустила. Её зовут Маша. Оказалось, что её бросила хозяйка. Я пожалела её и предложила пожить у нас в группе, ведь в нашей группе самые дружные девчата и ребята. Вы не будете против?

 Наверно она уже долго сидела на скамеечке, потому что я заметила, что она одета не по сезону. Что на неё надето?

Дети отвечают (шуба, валенки, тёплая шапка, сверху платок)

– В какое время года можно так тепло одеваться? А сейчас какое время года? Правильно, весна. Может, мы поможем нашей Маше одеться модно, по сезону. И тогда у неё точно будет хорошее настроение,  и грусть улетучится!

 (дети переодевают Машу, проговаривая,  почему надевает именно эту одежду. Воспитатель помогает наводящими вопросами)  

– Ребята, а как можно одним словом назвать всё то, что вы надели на Машу? – Одежда (обувь и головные уборы).

– Ну вот, у нашей Маши теперь есть новая  одежда по сезону. А зачем она нужна – одежда? Зачем нужна обувь?  А головные уборы?

 

–   А  вы хотели бы   приобрести для себя  модную, красивую  одежду? – ответы детей.

– А где её можно купить? – в магазине (на рынке и т.д.). Верно. Но идти в магазин далеко, как  же нам быть? – ответы детей.

– Конечно, можно вызвать такси или пойти пешком, а можно всем вместе прокатиться на нашем прекрасном автобусе. Вы согласны – Да!

–  Ну что, Маша, ты с нами?

– Чтобы наш автобус поехал, нам нужен будет водитель. Кто же им будет? Может тот, кто первый разгадает мою загадку?

 

Всегда шагаем мы вдвоём, 

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. Ответ: (Ботинки, тапочки)

 

Воспитатель надевает фуражку водителя на ребёнка,  и он  присаживается на место.

– А следующим в автобус сядет тот, на ком…..(красная футболка, синие штаны, белые кроссовки и т.д.)

(так все дети оказываются в автобусе)

– Рассаживайтесь удобнее на свои места, пристегните невидимые ремни и наш автобус отправляется, но что бы доехать до нашего магазина, нам нужно будет сделать несколько остановок и выполнить задания. Вы согласны?

-Да!

– Тогда поехали?

 (Звучит музыка)

Ну, а что бы  нам было веселее ехать, предлагаю вам разгадать загадки:

  1. От холода и снега 

Согреет, где б ты ни был! 

Пусть в ней похож ты на мишутку, 

Зимой наденешь что ты? (Шубку)

2.Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели, 

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что? Это зимнее… (пальто)

3.Кто мало кушает конфет

И не любит тортики, 

Летом будет очень стройным

И наденет… (шортики)

  1. Как избавиться от скуки? 

    — Надоели джинсы, брюки!

    Веселее стать мне

    Чтопоможет?(Платье)

5. Знаю я, друзья, на «пять»,

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме, 

Ночью сплю я в чем? — В… (Пижаме)

6. Домики для пальчиков

 Девочек и мальчиков. Ответ: (Перчатки)

8. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф).

              

  1. Я любой девчонке

Прикрою волосёнки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки-коротышки. 
От солнца я защита —

Я для того и сшита. (Панама).

        *        

  1. Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа).

– О чём были загадки? 

– А какая бывает одежда? (зимняя, летняя, демисезонная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, танцевальная, (ответы детей)

–  Почему она так называется? Приведите пример. 

 – А ещё есть  одежда верхняя,  что это за  одежда? (шуба, пальто, куртка и.т. д.). (вопрос может быть и о нижнем белье: трусики и маечка)

– А нужно ли ухаживать за обувью, головными уборами, одеждой? Каким образом? (стирать, гладить, крахмалить и т.д.)

-Ребята, мы с вами продолжаем поездку в модный магазин и впереди у нас первая остановка, которая называется «Ателье»

(дети выходят из автобуса, становятся полукругом)

– Конечно же,  вы все знаете, что одежда, которая продаётся в магазине сама себя не сшила/не связала, правда?

Кто может сказать, как называется профессии тех волшебников, которые создают для нас красивые, модные, современные наряды?

(ответы детей: швея, закройщица, модельер, дизайнер, портной и т.д.)

– Перед вами на столе лежат различные инструменты, которые им необходимы для работы. Попробуйте по очереди выбрать их и сказать, для чего этот инструмент  нужен. (ответы детей)

– У закройщицы на столе лежат различные виды ткани, рассмотрите их и скажите другим ребятам, какая она на ощупь, что можно сшить из этой ткани, а может, вы знаете, как она называется? (ответы детей, например, эта ткань полосатая, лёгкая, тонкая, из неё можно сшить летнюю рубашку и т.д.)

– Вы большие молодцы, готовы ехать дальше?

– Да!

(музыка, садимся в автобус)

– Ребята, а если швея решит сшить….

– Костюм из шерсти? Он будет какой?  (шерстяной).

– Платье, сшитое из шелка? (Шелковое)

– Юбка, сшитая из ситца? (Ситцевая)

– Футболка, сшитая из трикотажа? (Трикотажная)

– Рубашка изо льна? (Льняная)

– Пальто, сшитое из драпа? (Драповое)

– Юбка, сшитая из бархата? (Бархатная)

– Плащ, сшитый из кожи? (Кожаный)

– Шуба  из меха? (Меховая)

-Ребята, столько разнообразных тканей мы с вами увидели у закройщицы, а задумывался ли кто – нибудь из вас, каким образом появляется ткань?

– Нет! Да!

Об этом мы с вами узнаем на  остановке «Узнавай – ка»

Остановка «Узнавай – ка»

Присаживаются на диванчики   просматривают развивающий мини – ролик (3 минуты)

– Так вот оказывается, ткани бывают НАТУРАЛЬНЫМИ  (т.е. настоящими) И ИСКУССТВЕННЫМИ ( не настоящими).

– Кто запомнил, как можно проверить, искусственная это ткань или натуральная?  Перед вами ткань , попробуйте определить, какая она

(дети мнут ткань и определяют). А теперь определите, какая косынка натуральная, а какая нет? Вы большие молодцы! Действительно, натуральная ткань быстро мнётся, но в ней очень комфортно телу, а искусственная – очень красивая, но в не очень жарко.

– Ребята, а не пора ли нам с вами отдохнуть?

– Становитесь по порядку на весёлую зарядку!

(физминутка про одежду)

Ну а нам пора ехать дальше…

– Что бы нам не было скучно, скажите, какую часть одежды, обуви или головного убора я спрятала?

– Вы отлично справились с этим заданием! А теперь…

Рефлексия:

Расскажите, было ли вам сегодня интересно путешествовать? Что нового или интересного вы узнали? Сложно ли вам было выполнять задания на остановках? Что  вам понравилось больше всего?

А вот и конечная остановка. Это магазин модной одежды. Вы, конечно же, я знаю, очень любите шутить, как и я. Поэтому я предлагаю вам совершить необычную покупку. Можно купить любую понравившуюся вещь, рассказать всем о ней, сказать, куда вы в этом наряде пойдёте  и как настоящие модницы и модники, пройтись по подиуму. Пожалуй, начну с себя.

(например, я купила резиновую шапочку, меховой жилет, сандалии с бриллиантами и пойду на свидание). Кто готов? 

– Наверно, когда вы станете взрослыми, кто – то из вас обязательно станет закройщиком или портным , а может, модельером или швеёй и придумает свой фасон одежды?

 А мы с удовольствием будем приходить к вам шить одежду, правда?

А сейчас, показ мод вы можете продолжить в спальне, но не забудьте попрощаться с гостями.

 

Конспект итогового занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Одежда. Обувь. Головные уборы».