Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
в старшей группе на тему:
«Одежда, обувь, головные уборы».
Цель: выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей умения различать виды одежды, обуви, головных уборов, знать их назначение, определять материалы, из которых они изготовлены.
- Закреплять умения классифицировать одежду, обувь и головные уборы по сезонам, полу, профессии; выделять общий признак в словах.
Развивающие:
- Развивать восприятие, зрительное внимание, память, логическое мышление, связную речь, фантазию
Воспитывающие:
- Воспитывать умение включаться в деятельность, предложную педагогом.
- Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать свои знания, знания своих товарищей и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
Речевые:
- Упражнять в образовании относительных прилагательных (какой, какое, какие и др.)
Оборудование:
- Кукла в зимней одежде
- «Автобус», стулья по количеству детей, руль, фуражка водителя, «микрофон»
- Надписи «Ателье», «Одежда. Обувь», «Узнавайка», картины закройщицы и швеи, инструменты, необходимые и не нужные для их работы, различные виды ткани
- Телевизор, флеш – носитель с роликом об искусственных/натуральных тканях, физминутка «Давай – надевай!», картинки с изображением верблюда, овцы и тутового шелкопряда, подставки к ним
- Ткань натуральная и искусственная.
- Различная одежда, обувь, головные уборы для «Модного показа». (+ стойка, плечики, коврик – дорожка)
- Музыка для фона поездки на автобусе и для показа мод
Ход занятия
- Воспитатель рассматривает куклу, которую сегодня встретила по пути в детский сад.
– Ребята, сегодня, идя из дома на работу, я увидела куклу, которая сидела на лавочке и о чём – то грустила. Её зовут Маша. Оказалось, что её бросила хозяйка. Я пожалела её и предложила пожить у нас в группе, ведь в нашей группе самые дружные девчата и ребята. Вы не будете против?
Наверно она уже долго сидела на скамеечке, потому что я заметила, что она одета не по сезону. Что на неё надето?
Дети отвечают (шуба, валенки, тёплая шапка, сверху платок)
– В какое время года можно так тепло одеваться? А сейчас какое время года? Правильно, весна. Может, мы поможем нашей Маше одеться модно, по сезону. И тогда у неё точно будет хорошее настроение, и грусть улетучится!
(дети переодевают Машу, проговаривая, почему надевает именно эту одежду. Воспитатель помогает наводящими вопросами)
– Ребята, а как можно одним словом назвать всё то, что вы надели на Машу? – Одежда (обувь и головные уборы).
– Ну вот, у нашей Маши теперь есть новая одежда по сезону. А зачем она нужна – одежда? Зачем нужна обувь? А головные уборы?
– А вы хотели бы приобрести для себя модную, красивую одежду? – ответы детей.
– А где её можно купить? – в магазине (на рынке и т.д.). Верно. Но идти в магазин далеко, как же нам быть? – ответы детей.
– Конечно, можно вызвать такси или пойти пешком, а можно всем вместе прокатиться на нашем прекрасном автобусе. Вы согласны – Да!
– Ну что, Маша, ты с нами?
– Чтобы наш автобус поехал, нам нужен будет водитель. Кто же им будет? Может тот, кто первый разгадает мою загадку?
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. Ответ: (Ботинки, тапочки)
Воспитатель надевает фуражку водителя на ребёнка, и он присаживается на место.
– А следующим в автобус сядет тот, на ком…..(красная футболка, синие штаны, белые кроссовки и т.д.)
(так все дети оказываются в автобусе)
– Рассаживайтесь удобнее на свои места, пристегните невидимые ремни и наш автобус отправляется, но что бы доехать до нашего магазина, нам нужно будет сделать несколько остановок и выполнить задания. Вы согласны?
-Да!
– Тогда поехали?
(Звучит музыка)
Ну, а что бы нам было веселее ехать, предлагаю вам разгадать загадки:
- От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? (Шубку)
2.Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что? Это зимнее… (пальто)
3.Кто мало кушает конфет
И не любит тортики,
Летом будет очень стройным
И наденет… (шортики)
- Как избавиться от скуки?
— Надоели джинсы, брюки!
Веселее стать мне
Чтопоможет?(Платье)
5. Знаю я, друзья, на «пять»,
В чем мне спать, а в чем гулять:
Днем на солнце я в панаме,
Ночью сплю я в чем? — В… (Пижаме)
6. Домики для пальчиков
Девочек и мальчиков. Ответ: (Перчатки)
8. Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф).
- Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита —
Я для того и сшита. (Панама).
*
- Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа).
– О чём были загадки?
– А какая бывает одежда? (зимняя, летняя, демисезонная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, танцевальная, (ответы детей)
– Почему она так называется? Приведите пример.
– А ещё есть одежда верхняя, что это за одежда? (шуба, пальто, куртка и.т. д.). (вопрос может быть и о нижнем белье: трусики и маечка)
– А нужно ли ухаживать за обувью, головными уборами, одеждой? Каким образом? (стирать, гладить, крахмалить и т.д.)
-Ребята, мы с вами продолжаем поездку в модный магазин и впереди у нас первая остановка, которая называется «Ателье»
(дети выходят из автобуса, становятся полукругом)
– Конечно же, вы все знаете, что одежда, которая продаётся в магазине сама себя не сшила/не связала, правда?
Кто может сказать, как называется профессии тех волшебников, которые создают для нас красивые, модные, современные наряды?
(ответы детей: швея, закройщица, модельер, дизайнер, портной и т.д.)
– Перед вами на столе лежат различные инструменты, которые им необходимы для работы. Попробуйте по очереди выбрать их и сказать, для чего этот инструмент нужен. (ответы детей)
– У закройщицы на столе лежат различные виды ткани, рассмотрите их и скажите другим ребятам, какая она на ощупь, что можно сшить из этой ткани, а может, вы знаете, как она называется? (ответы детей, например, эта ткань полосатая, лёгкая, тонкая, из неё можно сшить летнюю рубашку и т.д.)
– Вы большие молодцы, готовы ехать дальше?
– Да!
(музыка, садимся в автобус)
– Ребята, а если швея решит сшить….
– Костюм из шерсти? Он будет какой? (шерстяной).
– Платье, сшитое из шелка? (Шелковое)
– Юбка, сшитая из ситца? (Ситцевая)
– Футболка, сшитая из трикотажа? (Трикотажная)
– Рубашка изо льна? (Льняная)
– Пальто, сшитое из драпа? (Драповое)
– Юбка, сшитая из бархата? (Бархатная)
– Плащ, сшитый из кожи? (Кожаный)
– Шуба из меха? (Меховая)
-Ребята, столько разнообразных тканей мы с вами увидели у закройщицы, а задумывался ли кто – нибудь из вас, каким образом появляется ткань?
– Нет! Да!
Об этом мы с вами узнаем на остановке «Узнавай – ка»
Остановка «Узнавай – ка»
Присаживаются на диванчики просматривают развивающий мини – ролик (3 минуты)
– Так вот оказывается, ткани бывают НАТУРАЛЬНЫМИ (т.е. настоящими) И ИСКУССТВЕННЫМИ ( не настоящими).
– Кто запомнил, как можно проверить, искусственная это ткань или натуральная? Перед вами ткань , попробуйте определить, какая она
(дети мнут ткань и определяют). А теперь определите, какая косынка натуральная, а какая нет? Вы большие молодцы! Действительно, натуральная ткань быстро мнётся, но в ней очень комфортно телу, а искусственная – очень красивая, но в не очень жарко.
– Ребята, а не пора ли нам с вами отдохнуть?
– Становитесь по порядку на весёлую зарядку!
(физминутка про одежду)
Ну а нам пора ехать дальше…
– Что бы нам не было скучно, скажите, какую часть одежды, обуви или головного убора я спрятала?
– Вы отлично справились с этим заданием! А теперь…
Рефлексия:
Расскажите, было ли вам сегодня интересно путешествовать? Что нового или интересного вы узнали? Сложно ли вам было выполнять задания на остановках? Что вам понравилось больше всего?
А вот и конечная остановка. Это магазин модной одежды. Вы, конечно же, я знаю, очень любите шутить, как и я. Поэтому я предлагаю вам совершить необычную покупку. Можно купить любую понравившуюся вещь, рассказать всем о ней, сказать, куда вы в этом наряде пойдёте и как настоящие модницы и модники, пройтись по подиуму. Пожалуй, начну с себя.
(например, я купила резиновую шапочку, меховой жилет, сандалии с бриллиантами и пойду на свидание). Кто готов?
– Наверно, когда вы станете взрослыми, кто – то из вас обязательно станет закройщиком или портным , а может, модельером или швеёй и придумает свой фасон одежды?
А мы с удовольствием будем приходить к вам шить одежду, правда?
А сейчас, показ мод вы можете продолжить в спальне, но не забудьте попрощаться с гостями.