Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №61 «Тропинка» города Якутска

МОЙ МИР В ЛУЧАХ ДОБРА

Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики

(Для детей дошкольного возраста)

Составитель 

Булах Д.С., педагог-психолог

Якутск 2023

Цель.

Раскрытие  творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.

Основные задачи.

1.Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, умение быть в мире с собой.

2.Помочь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей.

3.Отреагирование внутренних конфликтов, страхов, уменьшение тревожности, беспокойства.

4.Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями, мимикой, жестом, пантомимикой.

5.Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

6.Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; формирование терпимости к мнению собеседника.

  1. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния, обучение приемам расслабления, снятия психомышечного напряжения.

8.Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческого воображения, фантазии, речи.

 

Конспекты занятий

Часть 1. Мир детства

ЗАНЯТИЕ №1. Мой день рождения

 

Задачи:

1.Расширять представление детей о себе среди других детей, о своем имени, семье, учить рассказывать о себе без стеснения.

2.Учить  представляться  при знакомстве разными способами.

3.Развивать мимику лица, умение выражать в мимике дружеское расположение к другому человеку.

4.Развивать умение снимать психоэмоциональное напряжение, поднимать себе настроение.

Оборудование:

 Клубок ниток; на каждого ребенка – альбомный лист, цветные карандаши.

 

Ход занятия:

1.Приветствие. Упражнение «Как меня зовут».

Педагог предлагает детям познакомиться. Для этого каждый по очереди по кругу называет свое имя и фамилию, из какой он группы детского сада, а так же любимое имя, как он любит, чтобы его называли. Педагог просит детей стараться называть в дальнейшем друг друга так, как нравится ребенку, чтобы его называли. Педагог сам первый поддерживает это начинание.

Упражнение «Клубочек».

Дети сидят в кругу. Начиная от педагога, все по очереди берут клубочек, наматывают себе на палец ниточку и передают  клубочек сидящему слева, глядя в лицо и улыбаясь, показывая свое расположение.

Педагог говорит, что все мы связаны одной ниточкой, хорошим настроением, добрыми ласковыми именами. Так начинается дружба. Я надеюсь, что мы все подружимся.

2.Волшебная история.

Маленькое сморщенное семечко еще с осени лежало на земле под прошлогодними коричневыми листочками. С теплым весенним солнышком семечко начало прорастать. У него раскрылись листочки, вырос стебелек, появились веточки с бутоном.  Наступил радостный момент, и бутон лопнул, превратился в прекрасный цветок. Этот день считается днем рождения этого прекрасного цветка. Так и каждый из людей в один прекрасный момент появляется из маминого животика на свет. И этот день считается его днем рождения. 

Педагог предлагает детям по кругу по очереди назвать свой день рождения и количество лет.

Рисование «Моя семья».

 У людей есть родители: папа и мама. Дети бывают очень похожи на своих родителей, а бывает, что и не очень, или совсем не похожи.

– На кого из своих близких вы похожи? 

 Папа, мама и ребенок или несколько детей – это семья. В семье обычно заботятся друг о друге, любят и жалеют своих близких. Семья – это самые дорогие  люди.

Нужно стараться радовать своих близких: говорить приятные слова, делать приятные сюрпризы, подарки, помогать в делах, обнимать, жалеть, целовать, подбадривать.

 А сейчас каждый из вас пусть нарисует свою семью.

После рисования дети рассказывают о своей семье, комментируют свой рисунок.

 

ЗАНЯТИЕ №2.  Планета детей

Задачи:

1.Учить детей здороваться разными способами.

  1. Упражнять детей  в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к общим движениям, переживать чувство общности с другими детьми как радость.
  2. Развивать способность сопереживать и помогать тем, кто нуждается в этом; желание созидать.
  3. Развивать воображение детей.
  4. Способствовать расслаблению и снятию напряжения.

 

Оборудование:

веселая танцевальная музыка, альбомные листы и цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

1.Приветствие «Здравствуйте, я…»

Дети сидят в кругу. Закрывают глаза и по очереди шепотом здороваются, произнося свое имя: «Здравствуйте, я Оля!» Ведущий следит, чтобы дети говорили друг за другом без остановок.

Варианты: здороваться поочередно громко и тихо; высоким и низким голосом; быстро и медленно.

Подвижная игра.

Дети выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс впереди стоящего. Ведущий встает впереди колонны и говорит: «У нас получилась длинная гусеница». По команде «Воробей прилетел!» гусеница закручивается и замирает. По команде «Воробей улетел!» гусеница распрямляется, колонна, не расцепляясь, движется по залу.

2.Волшебная история.

В гости к детям прилетает Карлсон и рассказывает грустную историю: «Во Вселенной была Планета с зелеными лесами, голубыми озерами, солнечными городами.  Дома в этих городах были необычной формы – круг, сердце, яблоко и т.д. Жители Планеты были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли есть мороженное, конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, купаться в реке, лазать по деревьям, строить шалаши, искать клады, разговаривать с животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. На Планете шел звездный дождь, похожий на салют.  И жители радовались, любуясь разноцветными огнями. Но однажды злой волшебник уничтожил все города на Планете. Готовы ли вы помочь ее жителям восстановить свои дома?»

Работа «волшебными красками».

Каждый ребенок выбирает кусок плотного картона любой формы (круг, сердце, яблоко, цветок и т.д.) и создает дом с помощью «волшебной краски».

Рецепт «волшебной краски»: 2 столовые ложки муки смешать с 1,5 столовыми ложками соли, добавить 1/3 чайной ложки подсолнечного масла и чуть-чуть воды. Замесить тесто, постепенно разбавляя водой до консистенции густой сметаны. Затем добавить 2 столовые ложки клея ПВА и гуашь. Краски выкладываются на картон (создается объем).

Готовые дома размещают на большом листе (Планете) группами – это города. Дети дают им названия и рассказывают, чем их жители могут заниматься. На Планете вновь идет звездный дождь (ведущий посыпает города разноцветными блестками).

Игра «Паутинка».

Водящий предлагает детям встать в круг и поздороваться с кем-нибудь правой рукой (руки не расцеплять). Затем поздороваться левой рукой с другим ребенком. Когда руки всех детей соединятся, водящий просит осторожно их распутать.

 

  1. Прощание «Танец дружбы».

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем начинают двигаться по кругу под музыку сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не распался.

 

ЗАНЯТИЕ №3.  Моя любимая игрушки

Задачи:

1.Способсобствовать развитию чувства уважения в общении, умение понимать чувства и переживания другого человека.

2.Развиватьумение говорить о себе, осознавать собственные интересы и вкусы; представление о существовании и значении индивидуальных особенностей сверстника.

3.Упражнять  детей в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к движениям других детей, радоваться слаженности, терпимо относиться к промахам других детей.

4.Снятие эмоционального напряжения и возбуждения.

Оборудование:

2  больших мяча; крупная игрушка заяц, альбомные листы и цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

1.Приветствие «Как можно поздороваться…»

Предложить детям поприветствовать друг друга и всех собравшихся разными способами, кто как хочет (Здравствуйте, добрый день, я приветствую вас, я рад вас видеть, я рад встрече с вами и т.д.) по кругу, а затем разойтись врассыпную, шагать по комнате, по сигналу ведущего остановиться напротив кого – нибудь  из играющих,  в парах поприветствовать друг друга.

Подвижная игра «Передай мяч»

Дети передают быстро по кругу мяч, затем делают это с закрытыми глазами, затем в игру добавляется ведущим второй мяч.

2.Волшебная история «в магазине игрушек»

На улице с необычным названием «Счастливая» был большой магазин игрушек «Детский мир». Чего только там ни продавали: кукол с большущими бантами, белыми локонами и огромными открывающимися и закрывающимися глазами; плюшевых медведей и пушистых котов, длинноухих зайцев и заводных курочек с петушком, клюющих зернышки. А сколько там было всяких машинок, конструкторов, скакалок и мячей! – не перечесть…

 Дети приходили с родителями, бабушками и дедушками, выбирали себе игрушку и просили  ее купить. Взрослые  на радость своим чадам покупали новые игрушки. Чаще всего девочкам покупали красивых кукол. Те обнимали,  прижимали их к себе, целовали и называли дочками. Мальчишки выбирали то пистолет или автомат, то футбольный мячи, очень часто – машинки и конструкторы.

 Серый заяц сидел и пылился на полке уже несколько недель. Его никто не выбирал. Он грустно опустил уши, не улыбался и даже съежился. Ему очень хотелось, чтобы его тоже выбрали. Но шел день за днем, а его не выбирал никто…

 Но вот однажды в магазин пришла девочка с двумя косичками и огромными голубыми бантами.  Ее сопровождал дедушка. У него были веселые хитрые глаза. Дед взглянул на зайца и весело сказал:

– Что нос повесил, серый? Заяц улыбнулся,   спина его выпрямилась,   уши шевельнулись,  и он как-то сразу покрасивел.  А внучка сказала: 

-А что, дед, давай-ка мы купим этого Серого, смотри, какой он чудной! Глаза большущие, уши длиннющие, нос пуговкой, а мягонький какой! Деду заяц тоже понравился, только он думал, что внучка сама должна выбрать себе игрушку по вкусу. Он очень любил свою внучку. А если кто кого любит, то уважает его желания, не принуждает.

Заяц был куплен.  Он так обрадовался! 

А девочка полюбила зайца,  она почти не расставалась с ним: кормила морковкой и кашей,   выгуливала во дворе на травке,  качала на качелях, укладывала спать, пела колыбельные песенки и рассказывала на ночь сказку,  шила одежду, лечила и учила с ним буквы и цифры. А заяц от этой заботы и внимания стал улыбчивым, веселым и очень красивым. 

Заяц стал любимой игрушкой девочки.

Рисование «Моя любимая игрушка».

У каждого из вас тоже есть любимая игрушка. Вспомните сейчас ее и нарисуйте. Рисуйте крупно. Потом мы вырежем игрушки и  наклеим их на один большой лист, создадим мир игрушек.

По окончании работы обратить внимание на то, какие разные вкусы у детей. Предложить детям разделится на пары, и выяснить у своего напарника, чем нравится ему его любимая игрушка.

Игра «Только вместе».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Только вместе». У нас есть 3 игрушки: два мяча и заяц. Распределитесь так, чтоб каждую игрушку держало несколько детей. Вам нужно будет, держа игрушку,  вместе выполнять мои команды, только вместе. Выиграют те,  кто не отпустит игрушку, выполняя команды, будут действовать согласованно с другими детьми. Команды: передвигаться по комнате, присесть, встать, попрыгать, обойти вокруг стула. Видите, как важно уметь действовать слаженно, договориться.

3.Прощание. «Попрощаемся с зайкой».

Дети стоят в кругу, передают зайца по кругу, прощаются с ним разными способами и на ушко шепчут, кто что хочет, делятся своим настроением, впечатлениями.

ЗАНЯТИЕ №4. Цветы и бабочки

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику детей, произвольность поведения.

2.Упражнять в умении  действовать подгруппой,  способствовать развитию умения понимать, что общий результат зависит от старания каждого;  правильно относиться к успеху и неудаче.

  1. Побуждать детей к сопереживанию, стремлению помогать и делать окружающий мир красивее, не зазнаваться и быть благодарным.
  2. Способствовать снятию психомышечного напряжения.

 

Оборудование.

2 бабочки,  2цветика – семицветика  из отдельных лепестков, полоски 7-ми цветов радуги, файлы по количеству детей с нарисованными на них бабочками или пчелами, Листы тонированной бумаги в количестве большем, чем количество детей, чтобы обеспечить возможность выбора цвета бумаги каждому ребенку, краски по количеству детей.

Надутые воздушные шарики по количеству детей.

Ход занятия:

1.Приветствие «Бабочки на ладонях»

Педагог говорит детям, что на их ладони будет сейчас садиться бабочка и здороваться с ними. Ребенку, на чью ладонь села бабочка, не надо ничего говорить, только в ответ на действие бабочки молча приподнять палец, на который села бабочка.

Дети стоят в кругу, протянув вперед руки, ладонями вверх, пальцы врозь, глаза закрыты. Педагог поочередно касается пальцев детей указкой, приговаривая: « Бабочка здоровается с Машей, пересела к Ване, теперь приветствует Олю и т.д.

Затем ведущий предлагает всем  скрещенными кистями рук изобразить, как бабочки летают и здороваются с другими бабочками.

Подвижная игра «Соберите  семицветик».

Педагог вспоминает с  детьми,  какие цвета были у лепестков цветика-семицветика.  На мольберте выкладывается спектр из полосок семи цветов радуги. Педагог учит детей запомнить цвета радуги с помощью приема мнемотехники:  каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Дети делятся на 2 команды, по 4-5 человек. Ведущий говорит: «На  поляне росли цветы с семью лепестками, как у семицветика. Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Каждой команде нужно собрать свой семицветик быстро и правильно, чтобы было только семь лепестков, и они не повторялись. Нужно посмотреть, какие лепестки уже положили другие дети и не повторять. Лишний лепесток вернуть обратно, он может пригодиться другой команде.Побеждает команда,  которая быстрее и правильно соберет цветок. На готовый цветок садится бабочка.

2.Волшебная история «Лесная поляна».

Недалеко от большого города был лес, а в лесу – поляна, на которой росли разные цветы. В солнечную погоду сюда слетались бабочки и пчелы.

(Ведущий показывает изображения  бабочек и пчел, выполненные  на прозрачных файлах).

Цветы очень гордились своей красотой. И в один прекрасный день они решили, что бабочки и пчелы только портят их наряд, и запретили им садиться на свои лепестки. Пчелы и бабочки обиделись и улетели. С этого времени красота цветов стала увядать. Они поняли, что совершили ошибку, обидев насекомых, которые заботились о них и попросили их вернуться. Но бабочки и пчелы облетали их стороной, потому что цветы потеряли привлекательность. Давайте поможем цветам вернуть их яркий красивый наряд, чтобы к ним вернулись насекомые, и все у них было мирно и дружно.  

Рисование «Цветы и бабочки».

Дети самостоятельно выбирают  бумагу по цвету и рисуют яркие красивые любые цветы. Когда рисунки высохнут, их вставляют в прозрачные файлы с изображенными насекомыми. (Насекомые вернулись и сели на цветы).

Подвижная игра «Воздушные шарики».

Каждый ребенок получает воздушный шарик. Дети выстраиваются в колонну, соблюдая следующие правила: руки каждого ребенка лежат на плечах впередистоящего; воздушный шарик зажат между животом одного играющего и спиной другого; дотрагиваться руками до воздушного шарика запрещается; стоящий первым, держит свой шарик на вытянутых руках. Единой цепью дети должны пройти по определенному маршруту, не уронив шарики, огибая препятствия, например, цветы на поляне.

  1. Прощание. «Бабочки и ладони».

Дети кистями рук изображают летающих бабочек, пчелок под легкую спокойную музыку.

ЗАНЯТИЕ 5. Подводное Царство

Задачи:

  1. Формировать у детей  умение  осознавать собственные чувства, ощущения, развивать чувство доверия к другим детям.

2.Упражнять в передаче в пантомимике различных чувств: радости, спокойствия, гнева.

3.Развивать у детей познавательный интерес, воображение, фантазию.

  1. Способствовать снятию напряжения, расслаблению.

 

Оборудование:

Ракушка; аудиозапись «Шум моря»; голубые ленточки по количеству детей; альбомный лист, трубочки для выдувания краски, акварельные краски по количеству детей;  разведенная гуашевая голубая краска на каждый стол.

Ход занятия:

1.Приветствие «Осьминожки».

Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек. Которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками.

Подвижная игра «Волны»

Ведущий обращается к детям: «Если вы были на море, то знаете, как приятно, когда волны омывают тебя. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет «купающимся», а остальные «волнами». «Купающийся» становится в центр круга, «волны» тихонько поглаживают его, приговаривая: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

После игры ведущий спрашивает, понравилось ли детям «купаться в море», что они чувствовали при этом. Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает  с их помощью изобразить «волны радости», «волны спокойствия», «волны гнева» и др.

  1. Волшебная история. «Тайна морской ракушки».

Педагог достает красивую ракушку. Дает ее детям потрогать, понюхать, послушать, говорит: « У этой ракушки есть какая-то тайна. Может быть, она откроет мне ее (прикладывает к уху). Послушайте, о чем рассказала мне ракушка. Далеко-далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки, морские звезды, есть даже рыба-конек. Морское дно украшают зеленые и бурые водоросли, красные и белые кораллы, разноцветные камешки и ракушки.  Закройте глаза и представьте подводное царство, обитателей морских глубин…(звучит аудиозапись «Шум моря»). Через некоторое время ведущий спрашивает, что интересного дети увидели, и предлагает нарисовать «подводное царство».

Рисование «Подводное царство»

 Дети рисуют подводное царство кисточками. Пальцами, ладонями, используют технику выдувания краски из трубочки. Затем каждый ребенок рассказывает, что он изобразил.

Подвижная игра «Морские волны».

Дети свободно располагаются по комнате. По команде ведущего «штиль» замирают, по команде «волны» плавно двигаются по комнате, по команде «шторм» бегают. 

  1. Прощание «Большой круг – маленький  круг».

Дети стоят в кругу, держась за руки. По сигналу ведущего «большой круг», делая глубокий вдох, расширяют круг, не отпуская при этом руки; по сигналу «маленький круг»  сужают круг, делая выдох. Упражнение повторяется несколько раз. 

ЗАНЯТИЕ №6.  Как прекрасен этот мир

1.Развивать умение видеть в себе и других людях  хорошие черты и не стесняться говорить об этом. Способствовать укреплению и повышению самооценки детей.

  1. Развивать чувство  принадлежности  и доверия к окружающему миру.
  2. Помочь испытать радость от участия в общем деле и осознания своей значимости в достижении общего положительного результата.

4.Способствовать снятию напряжения.

Оборудование:

2-3 мяча; ватман с нарисованным кругом (солнцем); желтая краска.

Ход занятия:

1.Приветствие «Мне в тебе нравится…, мне в себе нравится…»

 Дети сидят в кругу. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит: «Мне в тебе нравится… (например, улыбка, умение дружно играть и т.д.)». Ребенок ловит мяч и бросает его другому ребенку со словами «Мне в тебе нравится…». И т.д.

Затем ведущий начинает приветствие словами «Мне в себе нравится…», бросает мяч ребенку, который,  закончив фразу «Мне в себе нравится…», бросает мяч следующему ребенку и т.д. (Важно, чтобы мяч побывал у всех детей).

  1. Волшебная история « Солнечный лучик и Колючка».

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но  Колючке казалось, что она на свете одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле».

Но однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Это был Солнечный лучик.

-Привет, – сказал он ей. – Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

-Что значит – цветут?- удивилась Колючка. – Я об этом ничего не знаю. 

-А ты посмотри вокруг и увидишь, – улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой  поляне она растет. Рядом пестрели цветы, ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг птицы пели веселые песни. 

-Как же так? – удивилась Колючка. – Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела и грустила от одиночества. Как глупо! Лучик! – воскликнула она.  –  Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы.

– Но это же просто, – ответил ей Лучик, – доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой!

«Как это?» – подумала Колючка, но все же  выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песенку, и колючка расцвела.

– Я расцвела! Спасибо тебе, Солнечный лучик! – воскликнула она. – Как же здесь хорошо!

И красавица Колючка радостно затрепетала – у нее началась новая жизнь.

Рисование «Ладони – солнышки»

 Ведущий заранее на большом листе ватмана рисует солнце. Дети по очереди или все вместе кладут на бумагу ладони так, чтобы пальцы касались солнца и обводят кисть карандашом. Затем каждый ребенок закрашивает чужую ладонь Когда коллективный рисунок будет закончен, ведущий просит детей представить, что эти ладони полны дружбы, смеха, любви.

Подвижная игра «Передай мяч»

Стоя в кругу, дети передают мяч соседу как можно быстрее, стараясь не уронить его. Затем игра усложняется: передается по кругу сразу несколько мячей.

  1. Прощание «Раздувайся, пузырь»

 Дети берутся за руки и образуют круг. Сначала  сужают его, затем постепенно расширяют. После слов ведущего «Лопнул пузырь» дети разнимают руки, приседают и хором говорят: «Хлоп!»

Мой внутренний мир

ЗАНЯТИЕ № 7.  Что я знаю о себе

Задачи:

1.Развивать умение в мимике и жестах выражать свое настроение.

2.Помочь детям осознать свои особенности, сближающие и отличающие их от других детей, способствовать формированию и повышению самооценки детей.

  1. Содействовать повышению уровня групповой сплоченности.

4.Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

 

Оборудование:

Зеркальце на каждого ребенка, большое настенное зеркало. Альбомный лист и краски по количеству детей. Запись плавной спокойной музыки.

Упражнение  «Я сегодня вот такой (ая)…»

Дети стоят в кругу и по очереди по кругу рассказывают о себе: мальчик или девочка;  фамилия, имя, отчество; сколько лет. Говорят: «Я сегодня ват такая (такой) и мимикой, жестами, позой, движениями  показывают свое настроение.

Упражнение «Поздороваемся»

Дети образуют пары, повернувшись лицом к стоящему рядом сверстнику. В парах здороваются друг с другом правыми ладошками, левыми ладошками, пальчиками, носочками, пяточками, плечиками, спинками. Затем под музыку дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего здороваются с встречным той частью тела, которую называет ведущий (поздороваемся правыми ладошками, пяточками, мизинчиками и т.д.).

Рисование «Автопортрет»

Детям предлагается нарисовать себя (Автопортрет). Во время рисования можно пользоваться зеркальцем.По окончании рисования дети рассматривают портреты друг друга, обмениваются впечатлениями.

Подвижная игра «Вулкан»

Дети сидят в кругу. Педагог выбирает ребенка, который будет «вулканом» (конфликтного в повседневной жизни).

«Вулкан» садится в центр круга. Он имитирует сонный вулкан, затем тихо гудит, медленно поднимается, просыпается. Дети помогают вулкану, тихо гудят. В самом конце, когда вулкан окончательно проснется, он резко вскочит и поднимет руки вверх, выбросит все, что ему мешает, и опять постепенно заснет. Игра повторяется с 3-4 детьми.

Прощание «Ручеек»

Звучит плавная спокойная музыка. Дети становятся в пары по рекомендации педагога. Во время игры формируются пары по желанию детей и этими парами они уходят в группу.

Пары, составленные педагогом, становятся друг за другом, поднимают вверх сцепленные руки и образовывают лабиринт (ручеек). Один ребенок (кораблик) – без пары. Он идет по лабиринту (плывет), берет за руку из любой пары понравившегося ему ребенка и выводит его вперед всех пар, становится с ним в пару. Тот, кто оказался без пары, становится корабликом и повторяет действие первого кораблика. Игра продолжается, пока все дети не побывают корабликом. 

ЗАНЯТИЕ  № 8.  Что я люблю

 Задачи:

1.Развивать выразительность мимики, движений.

2.Способствовать лучшему осознанию своих интересов; учить мысленно вставать на позицию другого человека, чтобы лучше понять его интересы.

3.Развивать фантазию.

4.Упражнять детей в установлении контакта друг с другом, умении подстраиваться к общим движениям.

5.Помочь детям снять напряжение, расслабиться.

 

Оборудование:

Мяч, альбомные листы бумаги и наборы цветных карандашей по количеству детей; запись спокойной музыки.

Ход занятия.

1.Приветствие. Упражнение «Я люблю»

Дети сидят в кругу, передают по кругу мяч и заканчивают по собственному усмотрению фразу «Я люблю…», которая является ответом на вопросы педагога:

-Что ты любишь делать?

-Что ты любишь из сладостей?

-Что ты любишь из овощей? Фруктов?

-Кого ты любишь?

Подвижная игра «Фокусы»

Дети становятся в круг и берутся за руки, закрывают глаза. Педагог идет по внешнему кругу и сзади пятнает одного из детей. дети открывают глаза и произносят все вместе:

-Только у нас лучший в мире фокус; абен, трабен, бумс!

Запятнанный ребенок быстро вбегает в круг и мимикой, жестами, позой изображает свое любимое животное, занятие, профессию, предмет…, а дети угадывают, что он изобразил, аплодируют. Фокусник кланяется и встает в круг. Игра продолжается, пока все дети побудут фокусниками.

  1. Волшебная история.

Одна девочка очень любила наблюдать за облаками, плывущими по небу. Когда она за ними наблюдала, ей казалось, что она попадает в сказочную страну. Облака были похожи то на кораблики, то на белую вату, то на заснеженные деревья. Какие они красивые!- думала девочка.- Жаль только, поговорить с облаками нельзя». А ей так хотелось спросить:

-Где ты летало, облако? Что ты видело интересного?

– С кем ты познакомилось?

-Что ты видишь внизу, когда летаешь высоко над землей?

-Ссоришься ли ты с другими облаками или дружишь с ними?

-Нравится ли тебе отдыхать на самой высокой горе?

-Тебе не мешают самолеты, птицы? Как ты к ним относишься?

Чтобы узнать все это, она решила представить себя облачком, плывущим по небу.  Всегда, если хочешь лучше узнать и понять кого-нибудь, надо представить себя на его месте. 

Девочка представила, что она одета в воздушное белое платье, которое меняет свой цвет в зависимости от освещения. Когда светит солнышко, оно становится золотистым, когда утренняя заря освещает ее – оно становится розовым, а заход солнца окрашивает его даже в оранжевый цвет.

Она летала, подгоняемая ветерком, вместе с другими облаками и резвыми ласточками над синей речкой, которая сверху казалась голубой лентой,; над широким лугом, который  с высоты был похож на огромный зеленый ковер. Вместе с другими облаками она весело кружилась, смеялась, играла в догонялки, а устав, опустилась отдохнуть на верхушку высоченной сосны.  И уже засыпая, девочка поняла, что она теперь так много знает об облаках. Верно говорят, что если хочешь узнать кого-нибудь получше, представь себя на его месте!

Рисование « Я за своим любимым занятием»

Эта девочка любила в свободное время наблюдать за облаками. А что любите делать вы? Нарисуйте себя за своим любимым занятием.

После рисования педагог предлагает  детям  рассказать соседу по парте о своем любимом занятии. Слушающий, чтобы понять рассказчика, должен попытаться представить себя на месте рассказчика, чтобы лучше понять его. Каждый из двоих детей должен побывать и в роли слушателя и в роли рассказчика.

Подвижная игра «Сороконожка»

Все дети встают друг за другом, берут стоящего впереди за пояс, садятся на корточки и двигаются в приседе по кругу. Задача – не упасть и не отпустить руки.

3.Прощание «Свободный танец»

Под спокойную музыку дети танцуют, кто как любит.

 

ЗАНЯТИЕ №9.  Чего я боюсь

 

Задачи.

1.Упражнять в выразительной передаче  эмоций робости, страха, смелости.

  1. Способствовать обесцениванию, снятию неадекватных страхов, преодолению своих страхов.

3.Способствовать достижению детьми психофизического покоя, релаксации. 

Оборудование:

Мяч. Альбомный лист, набор цветных карандашей на каждого ребенка.

Запись музыки М.Раухвергера «Гром». 6-8 обручей.

Ход занятия.

1.Приветствие. «Как можно поздороваться»

Дети стоят в кругу, передают по кругу мяч и приветствуют собравшихся разными способами.

Этюды «Страх», «Гроза»

Педагог предлагает детям изобразить с помощью мимики, позы, жестов то,  о чем он расскажет.

«Страх»: мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг в комнате кто-то притаился? (Голова откинута назад и втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания).

«Гроза»: За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. (Звучит музыка М. Раухвергера «Гром»).

(Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище)

Подвижная игра «Маленькое привидение»

Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать. Вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете громко пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.  Дети играют в течение 1-1,5 минут, затем педагог говорит: «Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».

2.Волшебная история «Ночные звуки»

Утенок убежал с птичьего двора.  Ночь застала его в лесу. Идет дождь, Завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до самой земли, а утенку кажется, что его хватают большие темные мокрые лапы. Перекликаются филины, а утенок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утенок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке,  где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.

-Скажите, дети, почему утенку было так страшно? Как можно помочь себе преодолеть страх?

Упражнение «Кто чего боится»

Дети по кругу сообщают, кто чего боится.  

Рисование «Чего (кого) я боюсь».

После того,  как дети нарисуют свой страх,  предложить им поместить в клетку, нарисовать ее и надежный замок на ней, а ключик от замка надежно «спрятать или выбросить». По желанию детей можно рисунок со страхом смять и выбросить в корзинку, важно, чтобы дети победили, изолировали свой страх.

Подвижная игра «Шаги правды и смелости» 

Дети встают в ряд. Перед каждым по 4-5 обручей или нарисованных кругов. Педагог называет страхи. Если ребенок его не боится, он делает шаг вперед  в следующий кружок, если пока боится, остается на месте. Играть надо честно. Ведущий называет страхи до тех пор, пока все дети честно пройдут дистанцию до конца.

(Страхи: темнота, злая собака, быть дома одному, гроза, обратиться с вопросом к малознакомому человеку, спать в комнате одному, высота, землетрясение, паук, ядовитая змея, отвечать на занятии, дед Мороз, рассказывать стихи на утреннике, трудное задание на занятии и т.д.)

3.Прощание.  Аутотренинг «Волшебный сон».

(Н.Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.:Валери СПД; М.; ТЦ Сфера, 2002. Стр. 44)

 

Литература

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

2.Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии /сост. С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.Кротов В. Сказочная педагогика: Понимание другого. – М.: Книголюб, 2007.

4.Лабза О.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников // Ребенок в детском саду, №6,7, 2006.

5.Римашевская Л. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии: Социально-личностное развитие.// Дошкольное воспитание, №6, 2007.

6.Светлова И. Развиваем воображение и фантазию. 2002

7.Содержание диагностической и коррекционной работы в ДОУ: Методическое пособие. Под ред. Н.Я.Кушнир. – Минск, 1996

8.Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1990

10.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

 

МОЙ МИР В ЛУЧАХ ДОБРА Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики