МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ДЕТСКИЙ САД «РУСЛАН»

«Запуск речи у двуязычных и неговорящих детей раннего возраста 

посредствам методики PECS. 

Повышение компетентности педагогов и родителей в данном направлении»

 

Подготовили: Ихсанова Н.А.,

учитель-логопед

Кумукова К.М.,

Педагог-психолог

г. Новый Уренгой, 2023

 

В настоящее время проблема изучения нарушений речи у детей 1-3 лет становиться все более актуальной. Ранний возраст-время интенсивного формирования всех органов и сензитивный период для психического развития. 

Неговорящие дети-полиморфная группа. Помимо нарушений в развитии речи они могут иметь сопутствующие диагнозы  и как следствие низкое познавательное развитие. 

Статистика последних лет показывает значительный прирост детей раннего дошкольного возраста. В детских садах нашего муниципалитета растет число «неговорящих» и двуязычных детей раннего возраста. Наш сад не исключение, воспитанники нашего детского сада относятся к 38 национальностям.  Все эти ребята в дальнейшем пойдут обучаться в русскоязычные школы. Понимая это перед специалистами нашего сада встал вопрос, как же помочь этой категории детей в условиях ДОУ. Ведь очевидно, что профилактических (просветительских и консультативных) мероприятий уже недостаточно. Они просто не работают. Что же делать таким специалистам как учитель-логопед, педагог-психолог? Какая методика сможет помочь. Задавшись этим вопросом мы стали искать ответ.

Решение нашлось. Уже год как специалисты нашего детского сада апробируют модернизированную методику PECS на этой категории детей. До этого года эта система использовалась в «чистом виде» при работе с детьми аутистами.

 Что же эта за методика? Это система альтернативного общения, т.е. обучение навыкам общения людей с функциональными нарушениями речи, т. е. невербальными, не говорящими по тем или иным причинам. Разработана американскими педагогами Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году включающая в себя набор карточек PECS.

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации, помогают неговорящим детям адаптироваться к окружающему миру.

Главное предназначение карточек-предоставить малышу возможность попросить или выразить то чего он желает, когда он не может сказать это словами.

Так как же строится система занятий и обучения «неговорящих» и двуязычных детей раннего возраста по этой методике? Она строится поэтапно. Прежде всего она направлена на развитие понимания речи, накопления пассивного словаря, развитие коммуникативных навыков. Мы специалисты службы сопровождения настаиваем на необходимости начала коррекционной работы в раннем возрасте, что связано с пластичностью мозга, способностью к компенсации нарушенных функций. Важно, чтобы ребенку было интересно, тогда результат не заставит себя ждать.

  До начала работы с PECS необходимо :

Ø Оценить состояние речевого аппарата и навыки общения ребёнка.

Ø Определить, какие предметы ребёнок любит больше всего, или какие предметы являются подкрепляющими стимулами.

Ø Организовать игровую среду (труднодоступность желаемых предметов).

Ø Подготовить материал (карточки, альбомы, предметы).

Модифицируя методику в процессе обучения под каждого ребенка или группу детей (до 2-х человек), педагог ведет занятия 2 раза в неделю до 15 минут.  Параллельно педагог обучает методике воспитателей и родителей для закрепления опыта дома. Наша модификация заключалась в том, что мы:

  • Увеличили количество воспитанников (возможность работы в паре: 1 взрослый+2 ребенка) для увеличения количественного охвата; 
  • Добавили смену помещений (не только «родная» группа ребенка, но и кабинеты специалистов, что затруднительно с ребенком-аутистом)
  • Ввели речевое сопровождение карточки на русском языке педагогом (ребенок карточкой показывает свое действие или желание);
  • Для более раннего возраста изменили (увеличили) размер карточек при стандартном 4*4см;
  • Для раннего возраста убрали подписи карточек (нет задачи обучить глобальному чтению);
  • Также опустили часть шагов методики PECS.

«Методика работы с PECS»

Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.

Этапы обучения:

  • Сначала ребенка необходимо научить брать карточку и отдавать ее педагогу (2 этап в Pecs).
  1. Второй этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на карточках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение. Для этого подбираются изображения наиболее подходящие (понятные) детям раннего возраста.
  2. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…».
  3. На четвертом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
  4. Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на карточках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают».

Через систему PECS ребенок научится налаживать общение, выражать свои просьбы, желания, комментировать происходящее. Ребенок станет спокойнее, увереннее, так как окружающие будут его понимать и считаться с его мнением.

«Запуск речи у двуязычных и неговорящих детей раннего возраста посредствам методики PECS. Повышение компетентности педагогов и родителей в данном направлении»