Семинар практикум для педагогов:

«Техники успешной коммуникации» 

 

 Подготовил педагог – психолог 

МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Ндыма»

Фукалова Ирина Александровна

 

Г. Надым 2023г.

 

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на нашем семинаре практикуме. Но прежде, чем начать нашу встречу я предлагаю поиграть. У меня в руках мяч, который мы будем передавать друг другу и делать комплимент соседу с права.

Здорово, а как вы думаете, что мы сейчас с вами делали? Мы свами вступали в коммуникацию и именно о ней мы сегодня и поговорим.

Задание 1. А сейчас я попрошу вас подайте к стенду и “оценить свое умение общаться”. Для этого к листочкам с обозначенными коммуникативными способностями: “способность управлять своим поведением в разных, в том числе конфликтных ситуациях”, “способность преподнести свои положительные качества”, “способность принять другого человека таким, какой он есть”, “способность публично выступать” каждый участник прикрепляет 2 фишки магнита у каждого свой цвет. 

Каждый из вас оценил свои способности в общении. Предлагаю подвести результаты. 

Данные экспресс – диагностики показывают, что наиболее развита “способность…(продолжить фразу)”. А также наибольшую трудность вызывает “способность… (продолжить фразу)”, только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара-практикума тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть – чему еще поучиться.

Видео притчи. И сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать историю «Страшный сон».

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все

зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Анализ притчи. (педагогам предлагается высказать свое мнение об услышанном)

Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Задание 2. Предлагаю вашему вниманию упражнение “Цитаты” и для начала нам нудно разделится на группы. Для каждой группы предлагается цитата. За 5 минут необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.

  1. “Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение”.
  2. “Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего”.
  3. “Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать”.

(После подготовки каждая группа педагогов представляет свои комментарии).

Мудрецы Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды. Кем вырастет ребёнок, во многом зависит от нас –педагогов. В частности, от эффективности общения.

Предлагаю далее рассмотреть методы, которые помогают налаживать эффективное общение при взаимодействии.

Умение слушать и слышать

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. 

Несмотря на красноречие оратора, полностью усвоить информацию поможет лишь умение слушать правильно. 

Чтобы развить подобный навык, нужно следовать нескольким правилам.

︎Принимать людей со всеми их изъянами. Необходимо строго контролировать эмоции и личные оценки, так как они мешают верно понимать слова.

︎Устанавливать лишь зрительный контакт. Старайтесь не переводить глаза на внешние предметы либо одежду говорящего. Держите взгляд на уровне лица.

︎Задавать вопросы. Речь идет о корректном уточнении смысла, что демонстрирует ваш неподдельный интерес к объекту обсуждения.

Также эффективность общения зависит от правильной постановки вопроса.

Вопросы:

Открытые: призваны помочь ребенку, прояснить его проблемы

Закрытые: лишь подразумевают ответы «да» или «нет»

Задание 3. Упражнение: «Закрытые и открытые вопросы»

Варианты вопросов:

Педагогам предлагается по 1 вопросу, который нужно перевести из закрытой формы в открытую. 

Сегодня занятие было интересным?

Ты узнал сегодня что-то новое? 

Ты сегодня улыбался? 

Ты сегодня гордился собой? 

Ты справился с заданием?

Следующий метод эффективного общения — это обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.

Задание 4. И в завершении нашей встречи я предлагаю разобрать проблемную педагогическую ситуацию по привлечению к совместной деятельности педагога – наставника, родителя руководителя, ребенка и специалиста ДОУ (педагога дополнительного образования, психолога, инструктора по ФИЗО).

И так вы в рамках тематической недели запланировали масштабные мероприятия и ваша задача привлечь к реализации этих людей. Сейчас вы вытянете карточку с тем, кого вы должны заинтересовать. Выбирают карточки и обдумывают в течении 3-5 минут затем презентуют свой ответ перед участниками. 

Рефлексия. Как вы считаете вам удалось установить контакт? Чио на ваш взгляд самое сложное в коммуникации? Что вы сможете применить в своей работе? 

Спасибо вам за участие вы были активны, дружелюбны и открыты к диалогу. До новых встреч. 

Семинар практикум для педагогов: «Техники успешной коммуникации»