«В гостях у Веселого Язычка»
Цель: знакомство с артикуляционным аппаратом, формирование воздушной струи, умение согласовывать движения с речью, развитие громкости голоса, речевого слуха, речевого дыхания, внимания, памяти, мышления, уточнение артикуляции звука « У ».
Оборудование: наглядное пособие «Домик Веселого Язычка», предметные картинки: волк и волчонок, корова и теленок, дудочки, паровоз, игра «Разноцветные бабочки».
Ход занятия:
- Оргмомент
Перед нами дом-домишко,
А кто в домике живет?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
- Сказка о Веселом Язычке
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это домик – ротик. Вот какой интересный домик у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не убегал, дверь в его домике всегда закрыта. Но Язычку скучно сидеть все время дома и он открывает в домике окна. Первое окно – это губы (упражнение «Лягушка»). Второе окно – это зубы (упражнение «Заборчик»).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Широко открыл свои окна Язычок (упражнение «Окошко»). А потом выглянул в окошечко и сам Язычок (упражнение «Иголочка»). Стал он смотреть по сторонам (упражнение «Часики»). И увидел, как девочка на качели качается и тоже решил покачаться (упражнение «Качели»). Долго качался Язычок на качели и стал такой лохматый, что решил он взять расческу и причесаться (упражнение «Расческа»). Вдруг у домика Язычка остановилась лошадка. Сел на нее Язычок и поскакал (упражнение «Лошадка»). Устал наш Веселый Язычок. Решил немножко отдохнуть (упражнение «Блинчик»). Вдруг подул сильный ветер и Язычку стало холодно. Решил он в свой домик вернуться и попить горячий чай с вареньем, чтобы согреться. Но уронил баночку с вареньем и замарал окно. Стал мыть он окошечко (упражнение «Вкусное варенье»). Навел чистоту Язычок, а тут и вечер наступил. Закрыл он все окна в своем домике и пошел спать. Вот и вся сказка о Веселом Язычке.
- Игра «Волк или волчонок»
А в домике Язычок не один был, к нему в гости приходили волк с волчонком. Страшно им домой по темноте возвращаться. Волк воет: У-У-У (громко), а волчонок – у-у-у (тихо). Давайте изобразим волка и волчонка (увидев картинку с волком, произносят звук [ У ] громко, а волчонка – тихо.
- Дыхательное упражнение «Разноцветные бабочки»
Решили они заночевать в домике у Веселого Язычка. А утром отправились в лес. Давайте и мы пойдем с вами в лес. А в лесу птички поют, солнышко светит, бабочки летают. Посмотрите, какие красивые бабочки в лесу живут. Давайте посмотрим, чья бабочка выше всех полетит (дети дуют на бумажные бабочки).
- Игра «Ауканье»
Заигрались мы с вами, ребята, в лесу да и заблудились. Давайте «Ау» кричать, вдруг нас кто-нибудь услышит (дети делятся на две команды – первая команда кричит «Ау» – громко, а вторая – тихо.
- Подвижная игра «Паровоз»
Услышал нас, ребята, Веселый Язычок, на паровозе за нами приехал.
Едет, едет паровоз – ту-ту-ту.
Он вагончики повез – ту-ту-ту.
- Игра «Пальчики здороваются»
А около домика нас уже встречают друзья Веселого Язычка: корова с теленком. Давайте поздороваемся с ними (дети задевают каждым пальчиком большой палец сначала на правой руке, а затем – на левой и говорят «Му».
- Игра «Дудка или дудочка»
От радости, что все хорошо закончилось, Веселый Язычок взял дудочку и заиграл на ней: ду-ду-ду (тихо). А мы возьмем с вами дудки и будем тоже на них играть: ДУ-ДУ-ДУ (громко).
- Итог занятия.
Ребята, мы должны с вами попрощаться с Веселым Язычком. Но обязательно снова прийти к нему в гости.