Перспективное планирование по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Мои Дебесы – частица большой страны России»
Цель:
- расширить представление об истории своей малой родины;
- рассказать о культуре, особенностях и достопримечательностях своего села;
- воспитывать любовь к малой родине.
Задачи:
- привить любовь и интерес к истории родного села;
- вызвать чувства восхищения его красотой, желание узнать о нем как можно больше нового и интересного;
- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;
- развивать кругозор детей, любознательность, наблюдательность;
- способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры;
- формировать духовно-нравственные качества, интерес и любовь к родному краю;
- углубить знания детей о родном селе, его достопримечательностях, знаменитых людях, познакомить с его символами.
Сроки проведения | Задачи | Содержание |
Сентябрь
«Моя малая Родина – Дебесы» |
– расширить знания о малой родине и показать на конкретных примерах, как менялось село в течение своего существования; – закрепить знания об улицах села и их названиях; – развивать любознательность, стремление узнавать больше нового, полезного, интересного об истории своего родного края; – воспитывать чувство патриотизма к малой родине. |
– Тематические беседы: «История возникновения села», «Дебесы – часть большой страны», «Моя улица»;
– НОД «Село моё родное – Дебесы»; – Рассматривание слайдов в презентации «Улицы села»; – Знакомство с книгой В.А. Перевозчиковой «Любовь моя – Дебесская земля»; – Экскурсия в музей истории Сибирского тракта «По страницам истории села»; – Экскурсии по улицам села «Вот моя улица, вот мой дом»; – Чтение стихов о малой Родине; – Слушание музыкальных произведений о Дебесах; – Коллективная деятельность по созданию плаката «Мой дом – моя улица». |
Октябрь
«Государственная символика» |
– познакомить с символами села, Удмуртии и России (флаг, герб, гимн) и историей их возникновения; – формировать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы, опираясь на полученные знания; – развивать любознательность и познавательный интерес – воспитывать |
– НОД «Наши символы»;
– Прослушивание гимна России, Удмуртии и села; – Просмотр видеофильмов; – Экскурсия к Административному зданию села; – Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование) по теме – Настольная игра – пазлы «Наши символы» |
Ноябрь
«Наши достопримечательности |
– углубить знания о родном селе и его достопримечательностях; – формировать умения детей узнавать знакомые места по иллюстрациям, уметь рассказывать о достопримечательностях; – воспитывать |
– НОД «Река Чепца, да Байгурезь гора»;
– Тематическая беседа о главных местах города Ижевска – Создание альбома «Достопримечательности Дебес» – Мультимедийная игра «Достопримечательности родного края». |
Декабрь
«Развитие ремёсел» |
– познакомить детей с удмуртскими ремёслами; прививать детям интерес к родной культуре
– развивать любознательность, чувство гордости за свой народ; – воспитывать уважительное отношение к людям труда |
– НОД «Быт и трудовая жизнь удмуртов»;
– Экскурсия в Дебесский Дом ремёсел и парк «Чупчи пал» – Познавательная беседа «Национальные традиции» – Продуктивная деятельность (рисование «Удмуртская одежда», лепка «Домашняя утварь»); – Настольная игра «Профессии» – Подготовка тематического альбома «Культурные объекты села». |
Январь
«Легенды, сказки, мифы» |
– познакомить с героями легенд, сказок и мифов русского и удмуртского народов, с былинными героями удмуртского и народа;
– развивать чувство гордости и патриотизма; – воспитывать любовь к Родине |
– Познавательная беседа «Могучие богатыри наши»;
– Чтение литературных произведений; – Рассматривание иллюстраций и слайдов; – Просмотр видео и мультфильмов; – Оформление выставки «Герои легенд, сказок и мифов»). |
Февраль
«Многонациональная Удмуртия» |
– расширять знания об Удмуртии как о многонациональной республике;
– формировать представление о том, что люди живут в республике в мире и дружбе; – развивать познавательный интерес – воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности. |
– Познавательная беседа «Многоликие Дебесы»;
– Просмотр видеофильмов об обычаях и традициях народов республики; – Экскурсия в музей «Многонациональные Дебесы»; – Фольклорный праздник «Проводы зимы»; – Проведение народных подвижных игр; – продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование). |
Март
«Наше наследие» |
– приобщать к культурному наследию удмуртского народа через знакомство с деятелями культуры и искусства;
– развивать познавательный интерес; – воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ. |
– НОД «Творчество С.П. Широбокова»;
– познавательная беседа «Композитор П.И. Чайковский», «Наш Корепанов-Камский»; – Прослушивание мелодий удмуртского и русского народов в сравнении; – Чтение произведений: стихов и поэм С.П. Широбокова; – Рассматривание иллюстраций и использование видеоматериала – Экскурсия в парк «Чупчи пал» и в Дебесскую школу искусств (знакомство с народными музыкальными инструментами); – Рисование «Удмуртский инструмент». |
Апрель
«Природа родных мест» |
– расширить знания о красоте села, его животном и растительном мире;
– пробуждать интерес к природе края как части Отечества; – развивать любознательность и познавательный интерес, чувство патриотизма; |
– НОД «Растения нашего края», «Многообразие животного мира»;
– Познавательная беседа «Красота природы бесценна»; – Рассказы о местах отдыха; – Использование устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, народные приметы; – Заучивание стихотворений о природе и родной земле; – Создание тематических альбомов: «Природные объекты села», «Растительный и животный мир родного края»; – Ручной труд из природного материала и создание выставки «Природа и фантазия». |
Май
«Наша Родина» |
– закрепить знания и показать связь родного края с Отечеством;
– Развивать потребность в приобретении новых знаний о стране; – воспитывать чувство гордости и любви к Родине за достижения народа. |
– НОД «Кремль и Красная площадь»;
– Познавательная беседа «Наше Отечество», «Красивые места Родины»; – Показ слайдов с видами Москвы, Ижевска и Дебес; – Прослушивание музыкальных произведений о Родине; – Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине и родной земле; – Рассматривание произведений искусств; – Игра-викторина «Знатоки Отечества». – Коллективное создание плаката-коллажа «Моя Родина». |
Литература:
- Липская М.Н. Расту культурным: для детей 5-6 лет: в 2-х ч. Ч. 2 / Н.М. Липская. – М.: Эксмо, 2010.
- Мой Ижевск: Книга для чтения по краеведению / авт.-сост. О.Е. Аскарова, Н.Г. Бободжанова, Т.Н. Градобоева и др.; под ред. Н.Г. Бободжановой. – Ижевск: Удмуртия, 2006.
- Неизведанными тропами Удмуртии / Авторы-сост. Г.Г. Грязев, В.Ю. Семёнов, А.В. Фертиков. – Ижевск: Удмуртия, 2011.
- Никишин В.О. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015.
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
- Удмуртия навеки с Россией: Книга для чтения по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Авт.-сост. Т.С. Андреева, Н.Г. Бободжанова, Ю.Н. Гертий, Н.А. Зубкова; под ред. Н.Г. Бободжановой. – Ижевск: Удмуртия, 2008.