Перспективное планирование по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 

«Мои Дебесы – частица большой страны России» 

Цель: 

  • расширить представление об истории своей малой родины;
  • рассказать о культуре, особенностях и достопримечательностях своего села;
  • воспитывать любовь к малой родине.

Задачи:   

  • привить любовь и интерес к истории родного села;
  • вызвать чувства восхищения его красотой, желание узнать о нем как можно больше нового и интересного;
  • воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;
  • развивать кругозор детей, любознательность, наблюдательность;
  • способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры;
  • формировать духовно-нравственные качества, интерес и любовь к родному краю;
  • углубить знания детей о родном селе, его достопримечательностях, знаменитых людях, познакомить с его символами.
Сроки проведения Задачи Содержание
Сентябрь

«Моя малая Родина – Дебесы»

  – расширить знания о малой родине и показать на конкретных примерах, как менялось село в течение своего существования;

– закрепить знания об улицах села и их названиях;

– развивать любознательность, стремление узнавать больше нового, полезного, интересного об истории своего родного края;

– воспитывать чувство патриотизма к малой родине.

– Тематические беседы: «История возникновения села», «Дебесы – часть большой страны», «Моя улица»;

– НОД «Село моё родное – Дебесы»;

– Рассматривание слайдов в презентации «Улицы села»;

– Знакомство с книгой В.А. Перевозчиковой «Любовь моя – Дебесская земля»;

– Экскурсия в музей истории Сибирского тракта «По страницам истории села»;

– Экскурсии по улицам села «Вот моя улица, вот мой дом»;

– Чтение стихов о малой Родине;

– Слушание музыкальных произведений о Дебесах;

– Коллективная деятельность по созданию плаката «Мой дом – моя улица».

Октябрь 

«Государственная символика»

– познакомить с символами села, Удмуртии и России (флаг, герб, гимн) и историей их возникновения;
– формировать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы, опираясь на полученные знания;

– развивать любознательность и познавательный интерес

– воспитывать 

– НОД «Наши символы»;

– Прослушивание гимна России, Удмуртии и села;

– Просмотр видеофильмов;

– Экскурсия к Административному зданию села; 

– Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование) по теме

– Настольная игра – пазлы «Наши символы»

Ноябрь

«Наши достопримечательности

– углубить знания о родном селе и его достопримечательностях;
– формировать умения детей узнавать знакомые места по иллюстрациям, уметь рассказывать о достопримечательностях;

– воспитывать 

– НОД «Река Чепца, да Байгурезь гора»; 

– Тематическая беседа о главных местах города Ижевска

– Создание альбома «Достопримечательности Дебес»

– Мультимедийная игра «Достопримечательности родного края».

Декабрь

«Развитие ремёсел»

– познакомить детей с удмуртскими ремёслами; прививать детям интерес к родной культуре

– развивать любознательность, чувство гордости за свой народ;

– воспитывать уважительное отношение к людям труда

– НОД «Быт и трудовая жизнь удмуртов»;

– Экскурсия в Дебесский Дом ремёсел и парк «Чупчи пал»

– Познавательная беседа «Национальные традиции»

– Продуктивная деятельность (рисование «Удмуртская одежда», лепка «Домашняя утварь»); 

– Настольная игра «Профессии»

– Подготовка тематического альбома «Культурные объекты села».

Январь

«Легенды, сказки, мифы»

– познакомить с героями легенд, сказок и мифов русского и удмуртского народов, с былинными героями удмуртского и народа;

– развивать чувство гордости и патриотизма;

– воспитывать любовь к Родине

– Познавательная беседа «Могучие богатыри наши»;

– Чтение литературных произведений;

– Рассматривание иллюстраций и слайдов;

– Просмотр видео и мультфильмов;

– Оформление выставки «Герои легенд, сказок и мифов»).     

Февраль

«Многонациональная Удмуртия»

– расширять знания об Удмуртии как о многонациональной республике;

– формировать представление о том, что люди живут в республике в мире и дружбе;

– развивать познавательный интерес

– воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности. 

– Познавательная беседа «Многоликие Дебесы»;

– Просмотр видеофильмов об обычаях и традициях народов республики;

– Экскурсия в музей «Многонациональные Дебесы»;

– Фольклорный праздник «Проводы зимы»;

– Проведение народных подвижных игр;

– продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

Март

«Наше наследие»

– приобщать к культурному наследию удмуртского народа через знакомство с деятелями культуры и искусства;

– развивать познавательный интерес;

– воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ.

– НОД «Творчество С.П. Широбокова»;

– познавательная беседа «Композитор П.И. Чайковский», «Наш Корепанов-Камский»;

– Прослушивание мелодий удмуртского и русского народов в сравнении;

– Чтение произведений: стихов и поэм С.П. Широбокова; 

– Рассматривание иллюстраций и использование видеоматериала

– Экскурсия в парк «Чупчи пал» и в Дебесскую школу искусств (знакомство с народными музыкальными инструментами);

– Рисование «Удмуртский инструмент».

Апрель 

«Природа родных мест»

– расширить знания о красоте села, его животном и растительном мире;

– пробуждать интерес к природе края как части Отечества;

– развивать любознательность и познавательный интерес, чувство патриотизма;
– воспитывать бережное отношение к природе родного края и стремление сохранять живописные места. 

– НОД «Растения нашего края», «Многообразие животного мира»;

– Познавательная беседа «Красота природы бесценна»;

– Рассказы о местах отдыха;

– Использование устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, народные приметы;

– Заучивание стихотворений о природе и родной земле;

– Создание тематических альбомов: «Природные объекты села», «Растительный и животный мир родного края»;

– Ручной труд из природного материала и создание выставки «Природа и фантазия».

Май 

«Наша Родина»

– закрепить знания и показать связь родного края с Отечеством;

– Развивать потребность в приобретении новых знаний о стране;

– воспитывать чувство гордости и любви к Родине за достижения народа. 

– НОД «Кремль и Красная площадь»;

– Познавательная беседа «Наше Отечество», «Красивые места Родины»; 

– Показ слайдов с видами Москвы, Ижевска и Дебес;

– Прослушивание музыкальных произведений о Родине;

– Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине и родной земле;

– Рассматривание произведений искусств; 

– Игра-викторина «Знатоки Отечества». 

– Коллективное создание плаката-коллажа «Моя Родина». 

Литература: 

  1. Липская М.Н. Расту культурным: для детей 5-6 лет: в 2-х ч. Ч. 2 / Н.М. Липская. – М.: Эксмо, 2010. 
  2. Мой Ижевск: Книга для чтения по краеведению / авт.-сост. О.Е. Аскарова, Н.Г. Бободжанова, Т.Н. Градобоева и др.; под ред. Н.Г. Бободжановой. – Ижевск: Удмуртия, 2006.
  3. Неизведанными тропами Удмуртии / Авторы-сост. Г.Г. Грязев, В.Ю. Семёнов,        А.В. Фертиков. – Ижевск: Удмуртия, 2011.
  4. Никишин В.О. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015.
  5. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  6. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  7. Удмуртия навеки с Россией: Книга для чтения по краеведению для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Авт.-сост. Т.С. Андреева, Н.Г. Бободжанова, Ю.Н. Гертий, Н.А. Зубкова; под ред. Н.Г. Бободжановой. – Ижевск: Удмуртия, 2008.

 

Перспективное планирование по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Мои Дебесы – частица большой страны России»