Технологическая карта практического занятия№7
ПМ 07. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 07.02 «Безопасная среда для пациента и персонала»
Специальность «Лечебное дело»
Курс 1 Семестр 1
Тема: «Дезинфекция»
Группы/подгруппы
Преподаватель Агаджанова М. С.
Продолжительность 270 минут Место проведения ул. Индустриальная, 10, каб.510
Цели учебного занятия:
Образовательная: научить проводить различные виды и методы дезинфекции изделий медицинского назначения, предметов ухода за пациентом; обеспечивать инфекционную безопасность; безопасную больничную среду для пациентов и персонала; мерам предосторожности при работе с биологическими материалами; участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; вести утвержденную медицинскую документацию.
Развивающая: продолжить развитие клинического мышления, умения анализировать и применять на практике полученные теоретические знания; принимать решения и действовать в различных клинических ситуациях, нести ответственность за полученный результат.
Воспитательная: способствовать формированию личности будущего медицинского работника, продолжить воспитание ответственности, аккуратности, милосердия, сострадания, терпения и такта при общении с пациентом, чувства профессионального долга.
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Иметь практический опыт:
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
- применения средств транспортировки пациентов с учетом основ эргономики;
- ведения медицинской документации.
уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с его состоянием здоровья;
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- проводить текущую и генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств;
- использовать правила эргономики в процессе профессиональной деятельности;
- оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
- оказывать помощь при потере, смерти, горе;
- осуществлять посмертный уход.
- обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе применять универсальные и стандартные меры предосторожности.
- заполнять медицинскую документацию.
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
- оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции).
- участвовать в проведении сердечно-легочной реанимации.
- обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения.
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения простейших медицинских услуг;
- принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- основы профилактики внутрибольничной инфекции;
- основы эргономики.
- повседневные жизненно важные потребности человека.
- структуру учреждений здравоохранения.
- показания, противопоказания, возможные осложнения и технику проведения сестринских манипуляций.
- правила подготовки пациента к различным видам исследований.
- методы сердечно-легочной реанимации.
основные виды нормативной документации, регламентирующие работу сестринского персонала
Образовательные технологии: информационно- коммуникационные, информационно-развивающие
Методы и приемы обучения:
– инструктивно-практический;
– актуализация знаний;
– мотивация, контроль и оценка работы.
Средства обучения: учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, технологическая карта практического занятия для преподавателя; методические указания к практическому занятию для студентов; ситуационные задачи, тесты.
Литература:
Основные источники:
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учеб.пособие – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 512 с.: ил.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 368 с.: ил.
- Осипова, В. Л. Внутрибольничная инфекция : учебное пособие. – 2-е
изд. , испр. и доп. / В. Л. Осипова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 240 с. : ил. – 240 с. – ISBN 978-5-9704-5265-3. – Текст : электронный // URL :
- Обуховец, Т.П. Сестринский уход в терапии с курс. первич. мед.помощи: практикум. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2020. – 412 с.
- Островская, Широкова, Морозова: Алгоритмы манипуляций сестринского ухода. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2021 г
- Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512 с.
- Двойников, С. И. Профессиональный уход за пациентом. Младшая медицинская сестра [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова и др. ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с.
- Островская, И. В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Островская, Н. В. Широкова, Г. И. Морозова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 312 с.
- Лесничая Л. А., Ободникова М. В. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг) Учебные пособия 256. 2020 г.
Дополнительные источники:
- Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-
- Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие / Н. В. Широкова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 160 с. – 160 с. – ISBN 978-5-9704-4762-8. – Текст :
- Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
4.Двойников, С. И. Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Двойников С. И. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 336 с.
Межпредметные и внутрипредметные связи: основы микробиологии и иммунологии, анатомия и физиология человека, основы патологии, латинский язык с медицинской терминологией, гигиена и экология человека, фармакология и психология.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 3 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | 5 |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 20 |
4. | Вводный инструктаж. | 5 |
5. | Самостоятельная работа. | 215 |
6. | Заключительный инструктаж. | 10 |
7. | Заполнение дневников и др. | 5 |
8. | Подведение итогов, выставление оценок с комментариями. | 4 |
9. | Задания для самостоятельной работы студентов. | 3 |
10. | Итого | 270 |
Определение исходного уровня знаний:
- Дайте определение понятию «дезинфекция».
- Перечислите и охарактеризуйте виды дезинфекции:
– профилактическая;
– текущая дезинфекция;
– очаговая дезинфекция;
– заключительная дезинфекция;
- Перечислите и охарактеризуйте методы дезинфекции:
– механические методы;
– физические методы;
– химический метод.
- Назовите общие требования к дезинфекционному режиму в ЛПУ.
- Назовите приказы, регламентирующие способы, режимы и средства для дезинфекции
Вводный инструктаж: преподаватель сообщает план самостоятельной работы, указывает на особенности и возможные ошибки.
Самостоятельная работа на занятии:
Решите тесты. Выберите один правильный ответ.
1.ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1)уничтожение возбудителей инфекции через объекты, бывшие в контакте с больным
2)уничтожение возбудителей инфекции в очаге заболевания
3)предотвращение заболевания в семье, коллективе, ЛПУ
4)нераспространение инфекции из очага заболевания
2.ЦЕЛЬЮ ОЧАГОВОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1)предотвращение заболевания в семье, коллективе, ЛПУ
2)нераспространение инфекции из очага заболевания
3)профилактика заражения гельминтами
4)профилактика кишечных заболеваний
- ТЕКУЩАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ ПРОВОДИТСЯ
1)пока больной представляет опасность для окружающих
2)после выздоровления больного
3)после выписки больного
4)после смерти больного
- ФИЗИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ
1)бактерицидные лампы
2)дезинфектанты
3)пылесосы
4)фильтры
- МЕХАНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ
1)бактерицидные облучатели
2)ультразвуковые ванны
3)паровой стерилизатор
4)гидропульты
- ТЕКУЩУЮ УБОРКУ В ПАЛАТАХ ЛЕЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРОВОДЯТ
1)не менее 2 раз в сутки
2)1 по мере загрязнения
3)через день
4)раз в сутки
- ГЕНЕРАЛЬНУЮ УБОРКУ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА ПРОВОДЯТ
1)по указанию старшей сестры отделения
2)1 раз в неделю по графику
3)1 раз в три дня
4)1 раз в сутки
- АНТИСЕПТИК ДЛЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ РУК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1)3% раствор перекиси водорода
2)1% раствор хлорамина
3)октенидерм
4)лизетол АФ
- ДЕЗИНФЕКЦИЯ КЛИЗМЕННЫХ НАКОНЕЧНИКОВ ПРОВОДИТСЯ ДЕЗИНФЕКТАНТАМИ
1)бактерицидного действия
2)вирулицидного действия
3)фунгицидного действия
4)спороцидного действия
- ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ УБОРОЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ ПОДЛЕЖИТ
1)проветриванию
2)уничтожению 3)промыванию
4)дезинфекции
- ГАЛОГЕНОСОДЕРЖАЩИЙ ПРЕПАРАТ
1)нейтральный анолит
2)лизетол АФ
3)сайдекс
4)виркон
- КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЙ ДЕЗИНФЕКТАНТ
1)перекись водорода
2) лизетол АФ
3)виркон
4)сайдек
Самостоятельная работа на занятии:
Задание №1
Решите ситуационные задачи. Ход работы опишите в дневнике.
Задача №1
После использования медицинские изделия многоразового применения, непосредственно контактирующие с раневой поверхностью, слизистыми оболочками и кровью, подлежат полному циклу обработки.
Составьте алгоритм проведения дезинфекции такого инструментария.
Задача№2
Один раз в неделю медсестра ЦСО проводит в кабинете генеральную уборку.
- Составьте алгоритм проведения генеральной уборки .
- Как часто необходимо менять дез.средства при проведении генеральной уборки?
- Какое количество дез.средства необходимо при проведении генеральной уборки?
Задача№3
Медицинская сестра собрала в упаковки отходы класса «Б», утрамбовав их руками. Емкости с отходами она поставила около электронагревательного прибора.
Какие ошибки были допущены медицинской сестрой при сборе отходов? Какие меры стандартной защиты необходимо использовать при сборе отходов класса «Б»?
Задача№4
Медицинская сестра проводит дезинфекцию многоразового медицинского инструментария. При этом она использовала одну пластиковую емкость. В качестве дезинфектанта применялся 0,1% раствор Жавель солида, который медицинская сестра использовала многократно.
Найдите ошибки в действиях медицинской сестры. Расскажите, как правильно провести дезинфекцию.
Задача№5
Процедурной медсестре необходимо провести обработку одноразовых шприцев.
Составьте алгоритм дезинфекции одноразовых шприцев.
Задача№6
Медсестре необходимо провести обработку перчаток.
Напишите алгоритм действий
Задание №3
Заполните таблицу
Виды уборок, проводящихся в процедурных, перевязочных, операционных
Вид уборки | Время проведения | Примечание |
Профилактическая | Перед началом работы | Проводится уборка и дезинфекции рабочих поверхностей |
Текущая | В течение рабочего дня | После каждого пациента проводится уборка и дезинфекция использованного оборудования |
Заключительная | В конце рабочего дня | Уборка и дезинфекция использованного инвентаря, влажная уборка помещения |
Генеральная | 1 раз в неделю | – |
Дезинфекция воздуха в помещениях ЛПУ
Воздух и поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживают:
- Ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей;
- Химическим методом с помощью дезинфицирующих средств, озона.
Вопросы для конечного уровня знаний:
Тесты. Выберите один правильный ответ
- Дезинфекция – это:
а) этап деконтаминации;
б) метод дератизации;
в) способ удаления загрязнений;
г) этап предстерилизационной очистки.
- Спецодежду, загрязненную кровью необходимо:
а) снять и замочить в растворе дезинфицирующего средства;
б) снять и положить в непромокаемый мешок для использованной спецодежды;
в) обработать место загрязнения тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором;
г) снять и место загрязнения застирать с мылом.
- Кушетку, которую используют для осмотра пациента, необходимо дезинфицировать:
а) после каждого пациента;
б) 1 раз в день;
в) в конце рабочей смены;
г) во время генеральной уборки.
- После выписки пациента проводится:
а) дезинфекция не проводится;
б) текущая дезинфекция;
в) профилактическая дезинфекция;
г) заключительная дезинфекция.
- Текущую дезинфекцию проводят:
а) в очаге после ликвидации источника инфекции;
б) в очаге до ликвидации
в) в ЛПУ, независимо от источника инфекции;
г) на дому, при отсутствии источника инфекции.
- К работе с дезсредствами допускаются лица, достигшие:
а) 16 лет;
б) 17 лет;
в) 18 лет;
г) 19 лет.
- При попадании любого дезсредства в глаза необходимо:
а) промыть проточной водой, при появлении раздражения закапать сульфацил-натрий;
б) промыть раствором фуралицина 1:5 000;
в) промыть слабым раствором перманганата калия;
г) срочно закапать в глаза 0,25% раствор новокаина.
- После окончания работы с дезсредствами руки следует:
а) обработать 70% спиртом;
б) вымыть с мылом и смазать вазелиновым маслом;
в) вымыть с мылом и обработать тальком;
г) вымыть с мылом и смазать смягчающим кремом.
- Генеральная уборка палат проводится не реже:
а) одного раза в три недели;
б) двух раз в месяц;
в) одного раза в месяц;
г) одного раза в два месяца.
- Маркировка уборочного инвентаря должна содержать:
а) режим дезинфекции;
б) вид работ и наименование помещения;
в) срок годности.
- Целью дезинфекции является:
а) уничтожение патогенных микроорганизмов на медицинском инструментарии;
б) уничтожение патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды палат, медицинском оборудовании и инструментарии;
в) уничтожение патогенных микроорганизмов в воздухе;
г) уничтожение патогенных микроорганизмов на поверхности кожи.
- Режим мытья столовой посуды в ЛПУ:
а) погружение в дезсредство – механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 500 – просушивание;
б) механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 500 – погружение в дезсредство – ополаскивание при температуре не менее 650 – просушивание;
в) механическое удаление остатков – погружение в дезсредство – мытье при температуре не менее 650 – просушивание;
г) механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 600 – погружение в дезсредство – ополаскивание при температуре не менее 800 – просушивание.
- Дезинфекция – это уничтожение форм микроорганизмов:
а) вегетативных;
б) споровых;
в) тех и других форм.
- Профилактическая дезинфекция проводится:
а) в очаге инфекции;
б) независимо от наличия инфекционного заболевания;
в) после локализации инфекционного очага.
Заключительный инструктаж:
Преподаватель дает характеристику качества выполнения работы каждого обучающегося, указывает на допущенные ошибки и способы их исправления и исключения их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Подведение итогов, выставление оценок с комментариями:
Преподаватель проверяет дневники практических занятий, выставляет общую оценку с учетом полученных оценок за каждый этап занятия, комментирует выставленные оценки.
Задания для самостоятельной работы студентов:
задания для группы:
1.Повторить тему: «Дезинфекция: понятие, виды, методы, режимы»
2.Учить тему: «Техника приготовления дезинфицирующих растворов, техника безопасности медицинской сестры»
индивидуальные задания :
1.Подготовить презентацию: «Техника приготовления дезинфицирующих растворов»
2.Составить тесты и кроссворды по теме: «Техника приготовления дезинфицирующих растворов, техника безопасности медицинской сестры»
Литература:
- Лекции
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учеб.пособие – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 512 с.: ил.
- Островская, Широкова, Морозова: Алгоритмы манипуляций сестринского ухода. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2021 г.
Дополнительная литература:
- Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017