Технологическая карта практического занятия№7

ПМ 07. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 07.02 «Безопасная среда для пациента и персонала» 

Специальность «Лечебное дело» 

Курс 1  Семестр 1

Тема: «Дезинфекция»

Группы/подгруппы 

Преподаватель Агаджанова М. С.

Продолжительность 270 минут Место проведения ул. Индустриальная, 10, каб.510

Цели учебного занятия:

Образовательная: научить проводить различные виды и методы дезинфекции изделий медицинского назначения, предметов ухода за пациентом; обеспечивать инфекционную безопасность; безопасную больничную среду для пациентов и персонала; мерам предосторожности при работе с биологическими материалами; участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; вести утвержденную медицинскую   документацию.

 Развивающая: продолжить развитие клинического мышления, умения анализировать и применять на практике полученные теоретические знания; принимать решения и действовать в различных клинических ситуациях, нести ответственность за полученный результат.

Воспитательная: способствовать формированию личности будущего медицинского работника, продолжить воспитание ответственности, аккуратности, милосердия, сострадания, терпения и такта при общении с пациентом, чувства профессионального долга.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту: 

Иметь практический опыт:

  • обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
  • выявления нарушенных потребностей пациента;
  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
  • планирования и осуществления сестринского ухода;
  • обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
  • применения средств транспортировки пациентов с учетом основ эргономики;
  • ведения медицинской документации.

уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
  • определять проблемы пациента, связанные с его состоянием здоровья;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • проводить текущую и генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств;
  • использовать правила эргономики в процессе профессиональной деятельности;
  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
  • оказывать помощь при потере, смерти, горе;
  • осуществлять посмертный уход.
  • обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе применять универсальные и стандартные меры предосторожности.
  • заполнять медицинскую документацию.
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
  • оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции).
  • участвовать в проведении сердечно-легочной реанимации.
  • обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения.

знать:

  • способы реализации сестринского ухода;
  • технологии выполнения простейших медицинских услуг;
  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;
  • основы эргономики.
  • повседневные жизненно важные потребности человека.
  • структуру учреждений здравоохранения.
  • показания, противопоказания, возможные осложнения и технику проведения сестринских манипуляций.
  • правила подготовки пациента к различным видам исследований.
  • методы сердечно-легочной реанимации.

основные виды нормативной документации, регламентирующие работу сестринского персонала

Образовательные технологии: информационно- коммуникационные, информационно-развивающие 

Методы и приемы обучения: 

– инструктивно-практический;

– актуализация знаний;

– мотивация, контроль и оценка работы.

Средства обучения: учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал.

Технические средства обучения: 

Учебно-наглядные и натуральные пособия, технологическая карта практического занятия для преподавателя; методические указания к практическому занятию для студентов; ситуационные задачи, тесты.

Литература:

Основные источники:

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое  руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учеб.пособие – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 512 с.: ил.
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 368 с.: ил.
  3. Осипова, В. Л. Внутрибольничная инфекция : учебное пособие. – 2-е 

изд. , испр. и доп. / В. Л. Осипова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 240 с. : ил. – 240 с. – ISBN 978-5-9704-5265-3. – Текст : электронный // URL :     

  1. Обуховец, Т.П. Сестринский уход в терапии с курс. первич. мед.помощи: практикум. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2020. – 412 с.
  2. Островская, Широкова, Морозова: Алгоритмы манипуляций сестринского ухода. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2021 г
  3. Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512 с.
  4. Двойников, С. И. Профессиональный уход за пациентом. Младшая медицинская сестра [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова и др. ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с.
  5. Островская, И. В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Островская, Н. В. Широкова, Г. И. Морозова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 312 с.
  6. Лесничая Л. А., Ободникова М. В. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых  медицинских услуг) Учебные пособия 256. 2020 г.

Дополнительные источники:

  1. Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-
  2. Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций : учебное пособие / Н. В. Широкова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 160 с. – 160 с. – ISBN 978-5-9704-4762-8. – Текст :
  3. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

4.Двойников, С. И. Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Двойников С. И. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 336 с.

Межпредметные и внутрипредметные связи: основы микробиологии и иммунологии, анатомия и физиология человека, основы патологии, латинский язык с медицинской терминологией, гигиена и экология человека, фармакология  и  психология.

 

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия Время (минуты)
1. Организационный момент. 3
2. Постановка целей, начальная мотивация. 5
3. Определение исходного уровня знаний. 20
4. Вводный инструктаж. 5
5. Самостоятельная работа. 215
6. Заключительный инструктаж. 10
7. Заполнение дневников и др. 5
8. Подведение итогов, выставление оценок с комментариями. 4
9. Задания для самостоятельной работы студентов. 3
10. Итого 270

 

Определение исходного уровня знаний:

  1. Дайте определение понятию «дезинфекция».
  2. Перечислите и охарактеризуйте виды дезинфекции:

– профилактическая;

– текущая дезинфекция;

– очаговая дезинфекция;

– заключительная дезинфекция;

  1. Перечислите и охарактеризуйте методы дезинфекции:

– механические методы;

– физические методы;

– химический метод.

  1. Назовите общие требования к дезинфекционному режиму в ЛПУ.
  2. Назовите приказы, регламентирующие способы, режимы и средства для дезинфекции

 

Вводный инструктаж: преподаватель сообщает план самостоятельной работы, указывает на особенности и возможные ошибки.

 

Самостоятельная работа на занятии:

Решите тесты. Выберите один правильный ответ.

1.ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1)уничтожение возбудителей инфекции через объекты, бывшие в контакте с больным

2)уничтожение возбудителей инфекции в очаге заболевания

3)предотвращение заболевания в семье, коллективе, ЛПУ

4)нераспространение инфекции из очага заболевания

2.ЦЕЛЬЮ ОЧАГОВОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1)предотвращение заболевания в семье, коллективе, ЛПУ

2)нераспространение инфекции из очага заболевания

3)профилактика заражения гельминтами

4)профилактика кишечных заболеваний

  1. ТЕКУЩАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ ПРОВОДИТСЯ

1)пока больной представляет опасность для окружающих

2)после выздоровления больного

3)после выписки больного

4)после смерти больного

  1.  ФИЗИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ

1)бактерицидные лампы

2)дезинфектанты

3)пылесосы

4)фильтры

  1. МЕХАНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ

1)бактерицидные облучатели

2)ультразвуковые ванны

3)паровой стерилизатор

4)гидропульты

  1. ТЕКУЩУЮ УБОРКУ В ПАЛАТАХ ЛЕЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРОВОДЯТ

1)не менее 2 раз в сутки

2)1 по мере загрязнения

3)через день

4)раз в сутки

  1. ГЕНЕРАЛЬНУЮ УБОРКУ ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА ПРОВОДЯТ

1)по указанию старшей сестры отделения

2)1 раз в неделю по графику

3)1 раз в три дня

4)1 раз в сутки

  1. АНТИСЕПТИК ДЛЯ  ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ РУК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

1)3% раствор перекиси водорода

2)1% раствор хлорамина

3)октенидерм

4)лизетол АФ

  1. ДЕЗИНФЕКЦИЯ КЛИЗМЕННЫХ НАКОНЕЧНИКОВ ПРОВОДИТСЯ ДЕЗИНФЕКТАНТАМИ

1)бактерицидного действия

2)вирулицидного действия

3)фунгицидного действия

4)спороцидного действия

  1. ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ УБОРОЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ ПОДЛЕЖИТ

1)проветриванию

2)уничтожению                                                                                         3)промыванию

             4)дезинфекции

  1. ГАЛОГЕНОСОДЕРЖАЩИЙ ПРЕПАРАТ

1)нейтральный анолит

2)лизетол АФ

3)сайдекс

4)виркон

  1. КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЙ ДЕЗИНФЕКТАНТ

              1)перекись водорода

              2) лизетол АФ

        3)виркон

        4)сайдек

Самостоятельная работа на занятии:          

Задание №1

Решите ситуационные задачи. Ход работы опишите в дневнике.

                                                                                                                                                                     Задача №1

После использования медицинские изделия многоразового применения, непосредственно контактирующие с раневой поверхностью, слизистыми оболочками и кровью, подлежат полному циклу обработки. 

Составьте алгоритм проведения дезинфекции такого инструментария. 

Задача№2

Один раз в неделю медсестра ЦСО проводит в кабинете генеральную уборку. 

  1. Составьте алгоритм проведения генеральной уборки . 
  2. Как часто необходимо менять дез.средства при проведении генеральной уборки? 
  3. Какое количество дез.средства необходимо при проведении генеральной уборки?

 

Задача№3

Медицинская сестра собрала в упаковки отходы класса «Б», утрамбовав их руками. Емкости с отходами она поставила около электронагревательного прибора. 

Какие ошибки были допущены медицинской сестрой при сборе отходов? Какие меры стандартной защиты необходимо использовать при сборе отходов класса «Б»? 

Задача№4

Медицинская сестра проводит дезинфекцию многоразового медицинского инструментария. При этом она использовала одну пластиковую емкость. В качестве дезинфектанта применялся 0,1% раствор Жавель солида, который медицинская сестра использовала многократно. 

Найдите ошибки в действиях медицинской сестры. Расскажите, как правильно провести дезинфекцию

Задача№5

Процедурной медсестре необходимо провести  обработку одноразовых шприцев.

Составьте алгоритм дезинфекции одноразовых шприцев.

Задача№6

Медсестре необходимо провести обработку перчаток.

Напишите алгоритм действий

Задание №3

Заполните таблицу

Виды уборок, проводящихся в процедурных, перевязочных, операционных

Вид уборки Время проведения Примечание
Профилактическая Перед началом работы Проводится уборка и дезинфекции рабочих поверхностей
Текущая В течение рабочего дня После каждого пациента проводится уборка и дезинфекция использованного оборудования
Заключительная В конце рабочего дня Уборка и дезинфекция использованного инвентаря, влажная уборка помещения
Генеральная 1 раз в неделю

Дезинфекция воздуха в помещениях ЛПУ

Воздух и поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживают:

  • Ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей;
  • Химическим методом с помощью дезинфицирующих средств, озона.

 

Вопросы для конечного уровня знаний:

Тесты. Выберите один правильный ответ

  1. Дезинфекция – это:

а) этап деконтаминации;

б) метод дератизации;

в) способ удаления загрязнений;

г) этап предстерилизационной очистки.

  1. Спецодежду, загрязненную кровью необходимо:

а) снять и замочить в растворе дезинфицирующего средства;

б) снять и положить в непромокаемый мешок для использованной спецодежды;

в) обработать место загрязнения тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором;

г) снять и место загрязнения застирать с мылом.

  1. Кушетку, которую используют для осмотра пациента, необходимо дезинфицировать:

а) после каждого пациента;

б) 1 раз в день;

в) в конце рабочей смены;

г) во время генеральной уборки.

  1. После выписки пациента проводится:

а) дезинфекция не проводится;

б) текущая дезинфекция;

в) профилактическая дезинфекция;

г) заключительная дезинфекция.

  1. Текущую дезинфекцию проводят:

а)  в очаге после ликвидации  источника инфекции;

б) в очаге до ликвидации

в) в ЛПУ, независимо от источника инфекции;

г) на дому, при отсутствии источника инфекции.

  1. К работе с дезсредствами допускаются лица, достигшие:

а) 16 лет;

б) 17 лет;

в) 18 лет;

г) 19 лет.

  1. При попадании любого дезсредства в глаза необходимо:

а) промыть проточной водой, при  появлении раздражения закапать сульфацил-натрий;

б) промыть раствором фуралицина 1:5 000;

в) промыть слабым раствором перманганата калия;

г) срочно закапать в глаза 0,25% раствор новокаина.

  1.  После окончания работы с дезсредствами руки следует:

а) обработать 70% спиртом;

б) вымыть с мылом и смазать вазелиновым маслом;

в) вымыть с мылом и обработать тальком;

г) вымыть с мылом и смазать смягчающим кремом.

  1. Генеральная уборка палат проводится не реже:

а) одного раза в три недели;

б) двух раз в месяц;

в) одного раза в месяц;

г) одного раза в два месяца.

  1. Маркировка уборочного инвентаря должна содержать:

а) режим дезинфекции;

б) вид работ и наименование помещения;

в) срок годности.

  1. Целью дезинфекции является:

а) уничтожение патогенных микроорганизмов на медицинском инструментарии;

б) уничтожение патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды палат, медицинском оборудовании и инструментарии;

в) уничтожение патогенных микроорганизмов в воздухе;

г) уничтожение патогенных микроорганизмов на поверхности кожи.

  1. Режим мытья столовой посуды в ЛПУ:

а)  погружение в дезсредство – механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 500 – просушивание;

б) механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 500 – погружение в дезсредство – ополаскивание при температуре не менее 650  – просушивание;

в) механическое удаление остатков  – погружение в дезсредство – мытье при температуре не менее 650 – просушивание;

г) механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 600 – погружение в дезсредство – ополаскивание при температуре не менее 800 – просушивание.

  1. Дезинфекция – это уничтожение форм микроорганизмов:

а) вегетативных;

б) споровых;

в) тех и других форм.

  1. Профилактическая  дезинфекция проводится:

а) в очаге инфекции;

б) независимо от наличия инфекционного заболевания;

в) после локализации инфекционного очага.

Заключительный инструктаж:

Преподаватель дает характеристику качества выполнения работы каждого обучающегося, указывает на допущенные ошибки и способы их исправления и исключения их в дальнейшей профессиональной деятельности.

Подведение итогов, выставление оценок с комментариями:

Преподаватель проверяет дневники практических занятий, выставляет общую оценку с учетом полученных оценок за каждый этап занятия, комментирует выставленные оценки.

Задания для самостоятельной работы студентов:

задания для группы:

1.Повторить тему: «Дезинфекция: понятие, виды, методы, режимы»

2.Учить тему: «Техника приготовления дезинфицирующих растворов, техника безопасности медицинской сестры»

индивидуальные задания :

1.Подготовить презентацию: «Техника приготовления дезинфицирующих растворов»

 2.Составить тесты и кроссворды по теме: «Техника приготовления дезинфицирующих растворов, техника безопасности медицинской сестры»

Литература:

  1. Лекции
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое  руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учеб.пособие – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 512 с.: ил.
  3. Островская, Широкова, Морозова: Алгоритмы манипуляций сестринского ухода. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2021 г.

Дополнительная литература:

  1. Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017
Технологическая ката к практическому занятию «Дезинфекция»